Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока, апрбированного в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Бахмутова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Можарская СОШ»
Тема урока: "Правописание не с существительными".
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными; отработать умение применять правило на практике;
2) развивать умение делать выводы с помощью правил, общеучебные навыки (работа с книгой, умение осуществлять наблюдение, рационально планировать деятельность); развитие орфографической зоркости на основе нахождения и выделения ошибкоопасных мест в тексте, познавательных интересов, творческих способностей и монологической речи учащихся;
3) воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка, чуткое отношение к слову.
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: презентация к уроку, «Мыслительный лист», тест, задания повышенной сложности, дополнительная литература по теме урока.
Эпиграф: Мир освещается солнцем,
А человек знанием.
Ход урока
- Организационный момент.
Слово учителя:
- Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!
Здравствуйте, гости!
Всем доброе утро!
-Я рада встрече с вами, дорогие мои ученики. Урок – это своеобразная форма общения. А общение – это высшее счастье, радость человеческая. Позвольте вас спросить, а что вы ждете от сегодняшнего урока? Каковы ваши ожидания?
Метод «Дерево ожиданий»: на яблочках напишите ваши ожидания от урока (их может быть несколько) и поместите их на дерево, оживите его. Ваши яблочки могут созреть по мере достижения целей.
2. Устный опрос:
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что она обозначает?
- Что нового вы узнали о ней в 6 классе?
- А как вы думаете, нам есть еще что узнать об этой удивительной части речи?
- Тогда вперед за новыми знаниями! Обратите внимание на слова эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся).
3. Повторение изученного:
Распределительный диктант (Слайд № 3 презентации).
- Распределите данные слова на группы:
не расслышать, неправда, не годовать, невежа, не выучить, невежда
- Сколько групп у вас получилось?
- По какому принципу вы разделили слова на две группы? (по частям речи - существительные и глаголы).
- Назовите существительные.
- Назовите глаголы.
- Все слова написаны правильно?
- Почему негодовать надо писать слитно? (Это глагол, который не употребляется без не).
- Как пишется не с глаголом? Вспомните, какие еще глаголы не употребляются без не? (недоумевать, нездоровится, ненавидеть).
4. Переход к изучению новой темы:
- Создаю проблемную ситуацию через вопрос: «Вы хорошо знаете, как пишется не с глаголами. А как пишется не с существительными – слитно или раздельно?» Предлагаю подумать над темой урока и определить, чем мы будем заниматься на уроке. Слушаю ответы учащихся, дополняю. Исходя из темы, назовите цель нашего урока. Что мы должны знать и уметь? (Познакомиться с правилами слитного и раздельного написания не с существительными).
- Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 5 презентации).
В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно».
В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.
- Словарная работа.
Ребята, значения всех слов вам понятны? Часто путают два слова - невежа и невежда.
Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 6 презентации).
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).
5. Изучение новой темы:
- Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не). Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Определите слово по его лексическому значению:
б) Человек, которому не сидится на месте - | (непоседа.) |
в) Недоучившийся, мало знающий человек - | (недоучка.) |
г) Неуклюжий, неловкий человек - | (недотепа.) |
- Что общего у этих слов? (характеризуют человека, общего рода).
А) Исследовательская работа: - А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Работать будете в паре. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит, помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если - с красным, то в помощь тебе даётся учебник.
Алгоритм работы в парах (слайд №7 презентации):
- Внимательно прочитайте задания.
- Поделитесь с товарищем своими мыслями по вопросу.
- Запишите ответ в «Лист контроля».
- Озвучьте ответ.
Задание:
1. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2. Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
Впереди был неприятель (враг). Друг познаётся в несчастье (беде). Это была явная неправда (ложь). | Он тебе не приятель, а враг. Не счастье, а беда подстерегала путников. Мальчик сказал не правду, а ложь. |
3.Попробуй привести свои примеры.
Лист контроля
Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................
Например:………………………………………………………………
Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….
Например: ………………………………………………………………
Б) Обсуждение итогов исследовательской работы:
- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли?
- Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) (Открыть второй пункт в « Мыслительном листе»). Приведите примеры.
- Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление и союз а). Приведите примеры. (Открыть третий пункт в «Мыслительном листе»). Кто смог придумать свои примеры?
- Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с.100, п.43). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3).
- К правильным выводам мы пришли?
В) Систематизация знаний с помощью алгоритма
- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 8 презентации).
Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А?
Если есть - не с существительным пиши раздельно.
Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.
Если нет, не с существительным пиши слитно.
Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.
Если можно, не с существительным пиши слитно.
Г) Применение алгоритма на практике
- Попробуем применить алгоритм в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.
1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.
2)Каждая (не)удача прибавляет ума.
3)(Не)вежество - орудие невежды.
6. Закрепление изученного материала:
1. Заменить данные словосочетания существительными с приставкой не, записать в тетрадь. (Слайд № 9 презентации).
1.Низкий урожай – неурожай.
2.Отсутствие внимания – невнимание.
3.Отсутствие вежливости – невежливость.
4.Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача.
5.Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
6.Недостаток организованности – неорганизованность.
7.Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.
2. Перепиши, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой не-. (Слайд № 10 презентации).
Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.
Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг.
3. Работа с текстом
- Чудо это радует и удивляет людей. (2) Чудо это не занимает много места. (3) Его можно класть на стол или ставить на полку, носить в школьном портфеле. (4) Невелико это чудо, но в нем может поместиться весь мир. (5) Солнце с планетами и звездами.
(6) Чудо это, если подружиться с ним, расскажет тебе, о чем думали люди тысячи лет назад, как жили, как искали дорогу к счастью.
(7) Чудо это не город, но в нем может жить много разных людей. (8) Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. (9) Чудо это не класс в школе, не кабинет ученого. (10) Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образованным.
(11) Чудо это не корабль и не самолет, оставаясь дома, ты можешь при помощи этого чуда узнать, как живут люди в разных странах.
(12)Это чудо не радио и не телевизор. (13) Если ты научишься понимать его, ты услышишь и музыку, и бурю, и полет птиц, и голоса людей.
(14) Чудо это может стать лучшим другом и помощником. (15) Тебе уже ясно, о чем идет речь? (16) Ведь нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга. (17) Любите её!
(По Л.Кассилю)
Задания к тексту (слайд № 11 презентации):
- Какой тип речи используется в тексте? (рассуждение)
- В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста? (16)
- Укажите неверное утверждение.
- Чудо это радует и удивляет людей.
- Чудо это занимает много места.
- Чудо это не город.
- Это чудо не радио и не телевизор.
- В предложениях 8-10 найдите синоним к слову умный.
- Из предложения 8 выпишите его грамматическую основу.
- Ребята, вы неплохо справились со всеми заданиями. А я предлагаю каждому проверить свои знания в форме теста.
Тест на первичное усвоение материала
по теме «Не с существительными»
А1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
- Полная (не)лепица.
- Причины (не)успеваемости.
А2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
- Прилив (не)нависти.
- (Не)знание предмета.
- Жизнь красна (не)днями, а делами.
А3 Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
- Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорить (не)правду, а ложь.
А4 Не с существительными пишется раздельно.
- (Не)везение преследовало меня.
- (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
- (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
А5 Не с существительными пишется раздельно.
- Учение - красота, а (не)учение - слепота.
- Сила с (не)правдою не уживаются.
- Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
(Ключ к тесту "Проверь себя!" – слайд № 12 презентации)
А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; А4 - 2; А5 – 3
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:
Я знаю:
- Что же вы узнали на сегодняшнем уроке?
А также закончите предложения:
Сегодня на уроке мы изучали тему__________________________________________.
Мы выполняли _____________________________________________задания.
Особенно мне понравилось________________________________________________.
Я усвоила____________ материал.
Тест показался мне _________________________.
Сегодняшний урок помог мне___________________________________________.
8. Оценки за урок.
9. Домашнее задание: параграф 43, упр. 102.
10. Метод «Шкатулка моих достижений» (с чем я ухожу с урока, что я положу в шкатулку моих достижений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....