Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бахмутова Елена Геннадьевна

Конспект урока, апрбированного в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Бахмутова Елена Геннадьевна,  

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Можарская СОШ»

Тема урока: "Правописание не с существительными".

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными; отработать умение применять правило на практике;

2) развивать умение  делать выводы с помощью правил, общеучебные навыки (работа с книгой, умение осуществлять наблюдение, рационально планировать деятельность); развитие орфографической зоркости на основе нахождения и выделения ошибкоопасных мест в тексте, познавательных интересов, творческих способностей и монологической речи учащихся;

3) воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка, чуткое отношение к слову.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, «Мыслительный лист», тест, задания повышенной сложности, дополнительная литература по теме урока.

Эпиграф: Мир освещается солнцем,

                  А человек знанием.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

- Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!
Здравствуйте, гости!

Всем доброе утро!

-Я рада встрече с вами, дорогие мои ученики. Урок – это своеобразная форма общения. А общение – это высшее счастье, радость человеческая. Позвольте вас спросить, а что вы ждете от сегодняшнего урока? Каковы ваши ожидания?

Метод «Дерево ожиданий»: на яблочках напишите ваши ожидания от урока (их может быть несколько) и поместите их на дерево, оживите его. Ваши яблочки могут созреть по мере достижения целей.

2. Устный опрос:

- Какую часть речи мы изучаем?

- Что она обозначает?

- Что нового вы узнали о ней в 6 классе?

- А как вы думаете, нам есть еще что узнать об этой удивительной части речи?

- Тогда вперед за новыми знаниями! Обратите внимание на слова эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся).

3. Повторение изученного:

Распределительный диктант (Слайд № 3  презентации).

- Распределите данные слова на группы:

не расслышать, неправда, не годовать, невежа, не выучить, невежда

- Сколько групп у вас получилось?

- По какому принципу вы разделили слова на две группы? (по частям речи - существительные и глаголы).

- Назовите существительные.

- Назовите глаголы.

- Все слова написаны правильно?

- Почему негодовать надо писать слитно? (Это глагол, который не употребляется без не).

- Как пишется не с глаголом? Вспомните, какие еще глаголы не употребляются без не? (недоумевать, нездоровится, ненавидеть).

4. Переход к изучению новой темы:

- Создаю проблемную ситуацию через вопрос: «Вы хорошо знаете, как пишется не с глаголами. А как пишется не с существительными – слитно или раздельно?» Предлагаю подумать над темой урока и определить, чем мы будем заниматься на уроке. Слушаю ответы учащихся, дополняю. Исходя из темы, назовите цель нашего урока. Что мы должны знать и уметь? (Познакомиться с правилами слитного и раздельного написания не с существительными).

- Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 5  презентации).

В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем  опираться. Это правило о написании не с глаголом.

В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно».

В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.

- Словарная работа.

Ребята, значения всех слов вам понятны? Часто путают два слова - невежа и невежда.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

Давайте уточним. (Слайд № 6  презентации).

Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).

5. Изучение новой темы:

- Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не). Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Определите слово по его лексическому значению:

б) Человек, которому не сидится на месте -

(непоседа.)

в) Недоучившийся, мало знающий человек -

(недоучка.)

г) Неуклюжий, неловкий человек -

(недотепа.)

- Что общего у этих слов? (характеризуют человека, общего рода).

А) Исследовательская работа: - А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Работать будете в паре. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит, помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если - с красным, то в помощь тебе даётся учебник.  

Алгоритм работы в парах (слайд №7 презентации):

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Поделитесь с товарищем своими мыслями по вопросу.
  3. Запишите ответ в «Лист контроля».
  4. Озвучьте ответ.

Задание:

1. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

 2. Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Это была явная неправда (ложь).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

Мальчик сказал не правду, а ложь.

3.Попробуй привести свои примеры.

Лист контроля

Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................

Например:………………………………………………………………

Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….

Например: ………………………………………………………………

        Б) Обсуждение итогов исследовательской работы:

- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли?

- Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) (Открыть второй пункт в « Мыслительном листе»).    Приведите примеры.

 - Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление и союз а). Приведите примеры. (Открыть третий пункт в «Мыслительном листе»). Кто смог придумать свои примеры?

- Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с.100, п.43). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3).

- К правильным выводам мы пришли?

В) Систематизация знаний с помощью алгоритма

- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 8 презентации).

Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А?

Если есть - не с существительным пиши раздельно.

Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.

Если нет, не с существительным пиши слитно.

Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.

Если можно, не с существительным пиши слитно.

Г) Применение алгоритма на практике

- Попробуем применить алгоритм в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3)(Не)вежество - орудие невежды.

6. Закрепление изученного материала: 

1. Заменить данные словосочетания существительными с приставкой не, записать в тетрадь. (Слайд № 9 презентации).

1.Низкий урожай – неурожай.

2.Отсутствие внимания – невнимание.

3.Отсутствие вежливости – невежливость.

4.Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача.

5.Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.

6.Недостаток организованности – неорганизованность.

7.Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.

2. Перепиши, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой не-. (Слайд № 10 презентации).

Ложь не поможет.  Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.

Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг.

3. Работа с текстом

  1. Чудо это радует и удивляет людей. (2) Чудо это не занимает много места. (3) Его можно класть на стол или ставить на полку, носить в школьном портфеле. (4) Невелико это чудо, но в нем может поместиться весь мир. (5) Солнце с планетами и звездами.

(6) Чудо это, если подружиться с ним, расскажет тебе, о чем думали люди тысячи лет назад, как жили, как искали дорогу к счастью.

(7) Чудо это не город, но в нем может жить много разных людей. (8) Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. (9) Чудо это не класс в школе, не кабинет ученого. (10) Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образованным.

(11) Чудо это не корабль и не самолет, оставаясь дома, ты можешь при помощи этого чуда узнать, как живут люди в разных странах.

(12)Это чудо не радио и не телевизор. (13) Если ты научишься понимать его, ты услышишь и музыку, и бурю, и полет птиц, и голоса людей.

(14) Чудо это может стать лучшим другом и помощником. (15) Тебе уже ясно, о чем идет речь? (16) Ведь нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга. (17) Любите её!

                                                                                                       (По Л.Кассилю)

Задания к тексту (слайд № 11 презентации):

  1. Какой тип речи используется в тексте? (рассуждение)
  2. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста? (16)
  3. Укажите неверное утверждение.
  1. Чудо это радует и удивляет людей.
  2. Чудо это занимает много места.
  3. Чудо это не город.
  4. Это чудо не радио и не телевизор.
  1. В предложениях 8-10 найдите синоним к слову умный.
  2. Из предложения 8 выпишите его грамматическую основу.

- Ребята, вы неплохо справились со всеми заданиями. А я предлагаю каждому проверить свои знания в форме теста.

Тест на первичное усвоение материала

по теме «Не с существительными»

А1  Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.
  2. Причины (не)успеваемости.

А2  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А3  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

А4  Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

А5   Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту "Проверь себя!" – слайд № 12 презентации)

А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; А4 - 2; А5 – 3

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:

Я знаю:

- Что же вы узнали на сегодняшнем уроке?

А также закончите предложения:

Сегодня на уроке мы изучали тему__________________________________________.

Мы выполняли  _____________________________________________задания.

 Особенно мне понравилось________________________________________________.

Я усвоила____________ материал.

Тест показался мне _________________________.

 Сегодняшний урок помог мне___________________________________________.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание: параграф 43, упр. 102.

10. Метод «Шкатулка моих достижений» (с чем я ухожу с урока, что я положу в шкатулку моих достижений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....