Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
методическая разработка (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка демонстрирует формы и методы ведения урока в обучении детей с проблемами в психомоторике; развивающие устную и письменную речь, их интеллектуальные способности; воспитывающие позитивное отношение к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пялькина Маргарита Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка

Методическая разработка урока

русского языка в 5 классе по теме:

«Одушевленные и неодушевленные

 имена существительные»

                                                        Для общеобразовательной школы  

                                                        санаторного типа для детей с

                                                        неврологическими заболеваниями.

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка демонстрирует формы и методы ведения урока в обучении детей с проблемами в психомоторике; развивающие устную и письменную речь, их интеллектуальные способности; воспитывающие позитивное отношение к учебной деятельности.

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка раскрывает формы, методы обучения детей с диагнозом ММД (минимальные мозговые дисфункции). Неврологи и дефектологи считают психологическую проблематику детей с ММД весьма серьезной. При ММД можно ожидать следующие отклонения от возрастной нормы: 1) снижение умственной работоспособности , 2) цикличность интеллектуальной активности, 3) сниженные возможности самоуправления и волевой регуляции поведения, 4) замедление формирования произвольности психических процессов (низкая концентрация и устойчивость внимания, отвлекаемость), 5) снижение объема оперативной памяти и оперативного внимания. Как правило, симптомы минимальной мозговой дисфункции начинают проявляться и осложнять жизнь ребенка при поступлении его в школу. Резкое увеличение умственной нагрузки, сокращение времени на отдых, ограничение двигательной активности отрицательно сказываются на работе головного мозга детей с ММД - происходит перегрузка.

В санаторно-лесной школе №1 обучаются дети с данным диагнозом.  Педагогами нашего учреждения изучается литература о специфике этого серьезного заболевания,  разрабатываются приёмы обучения, позволяющие скорректировать общеобразовательную программу Государственного стандарта с учётом особенностей детей и школы.

Работа педагога в  условиях нашей школы в первую очередь должна нести в себе здоровьесберегающую направленность.

Важная составная часть здоровьесберегающей деятельности – это рациональная организация урока.  Существующий режим обучения - 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплинарных требований - оказывается непреодолимым препятствием для ребенка с ММД. Специфика интеллектуальной деятельности таких детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, как правило, не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего рабочего цикла. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и осуществляется только в эти активные периоды, то его обучение проходит очень эффективно. Поэтому необходимо предусмотреть обязательную физкультминутку в середине урока, которая будет направлена на снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата и формирования правильного дыхания. Необходимо  создать благоприятную психологическую атмосферу, гуманно относиться к каждому ученику, не забывая о том, что каждый из них – это личность. А самое главное - применяемые физкультминутки включают упражнения на улучшение мозгового кровообращения. В их разработке участвовали психологи и медицинские работники школы.

Представленный мною урок направлен на обучение детей с ММД.

Тема, выбранная мной,  актуальна в изучении курса русского языка – «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»(5 класс), так как она имеет связь с предшествующим и последующим материалом при дальнейшем изучении всего имени существительного. На нее в программе курса отводится 1 час. В целом на тему «Имя существительное» в курсе 5 класса выделяется 24 часа.

 Из моего опыта работы «вытекают» подходы, которые  способствуют повышению эффективности обучения детей  предмету, повышают мотивацию обучения, облегчают усвоение материала и развивают  интеллектуальные способности обучающихся.

Материал урока должен быть выстроен динамически.  Важно удерживать внимание детей до конца урока. Поэтому я разработала свой урок со сменой различных видов деятельности: творческие задания, работа в паре и по вариантам, проблемные ситуации, поисковая деятельность, коллективная работа, игровые моменты («Семафор», «Третий лишний», «Телеграмма») и занимательный материал. При этом важно было запланировать материал для записи в тетради, позволяющий не только познакомить с категорией «одушевленный» - «неодушевленный», но повторить орфограммы, упражнять употребление слов данной категории в письменной и устной речи учащихся, расширяя границы грамотности, развивая устную и письменную речь детей с проблемами в психомоторике.

 Занимаясь совместным поиском, они учатся общаться и получать радость от совместного творчества, а также, принимая условия поиска, дисциплинируются.

 Урок построен с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. В классе существуют уже сформированные группы, в зависимости от своих успехов в знаниях, которые при выполнении дифференцированных заданий работают вместе. Эти группы меняются своим составом на протяжении учебного года, в связи с изменением уровня и способностей учеников в данном классе.

Особое  внимание в разработке уделено  системе заданий, способам организации самостоятельной деятельности на уроке, приемам повышения мотивации к учебной деятельности, в частности, к потребности в усвоении конкретного материала учащимися.

Работа со всем классом представляет собой большую сложность. Поэтому, немаловажным является на уроке информационно-технологическое обеспечение, которое способствует повышению внимания учащихся, активизации мыслительной деятельности. Система заданий направлена на то, чтобы в эту мыслительную деятельность были включены различные мыслительные операции (конкретизация, систематизация, анализ и т.д.). Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно облегчается поиск и  систематизация материала, а также создание алгоритма запоминания. В презентации соблюдена лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

 В разработке урока мною предусмотрено, какова должна быть копия записи на доске и в тетради, какой материал должен быть презентован на экране и в тетради. На уроке я демонстрирую постепенное усложнение заданий и всегда стараюсь с детьми анализировать проделанную работу, проговаривать материал вслух. Включаю в урок игровые моменты, которые должны быть функциональны. Используя видеоряд, учитываю, что он должен работать в нескольких направлениях:1) привлекать внимание; 2) активизировать внимание; 3) переключать внимание (от анализа текста к анализу рисунка и наоборот). Этому способствует обращение к учебникам Татьяны Рик, материал которых я использую на своих уроках. Таким образом, мы проходим  «путь» от первого знакомства с материалом до творческой работы.

На уроке продемонстрирована межпредметная связь с литературой и обращение к УНТ (загадки, пословицы). Это помогает оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку. На данном уроке загадки не только помогают приблизиться к новой теме, но и развлечь учеников, проверяя их сообразительность. Ведь загадка развивает ум, смекалку и будит мысль.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием. Однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит  все элементы от приветствия до прощания.

Методическая разработка

 урока русского языка в 5 классе

Цель разработки:

Создание «копилки» (банк учебно-методических разработок, демонстрирующих успешность в обучении русскому языку) уроков для обучения детей с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Задачи разработки:

Продемонстрировать формы и методы ведения урока, способствующие обучению детей с проблемами в психомоторике, развивающие устную и письменную речь, их интеллектуальные возможности, воспитывающие позитивное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: комбинированный (несколько видов деятельности) с элементами игры на определенном этапе урока (закрепление).

Цель методическая: создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о категории одушевленности и неодушевленности существительных, познакомить с существительными, которые могут быть одушевленными и неодушевленными и в зависимости от употребления в предложении меняют свое лексическое значение, уметь определять категорию существительного и его семантику в живой устной и письменной речи.
  • Развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать связную речь, творчество, углублять словарный запас.
  • Воспитывать дисциплинированность, любовь к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Оборудование: учебник, карточки с дифференцированными заданиями, презентация урока, экран, проектор, компьютер, доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Но чтобы начать его, давайте повернёмся к соседу и подарим ему хорошее настроение, а для этого нужно просто улыбнуться. Вот теперь можно и начинать.

II. Основная часть.

1. Оформление тетрадей.

- Ребята, откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

2. Разминка.

- Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Какие предметы нас окружают? Назовите их.

- К какой части речи мы можем отнести все эти предметы?

- Верно. Это имена существительные, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Слайд №1

- Вспомните, что такое имя существительное?

(Несколько учеников проговаривают правило).

-А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадаем загадки, которые я для вас придумала. А отгадки запишите в столбик в ваших тетрадях.

Слайд №2

Записывая в тетради слова-отгадки, ребята объясняют орфограммы, которые встречаются в данных словах.

Цветок, мяч , собака, Катя.

***

Благоухает у ворот

И дома он в горшке цветет. (Цветок)

Слайд №3

***

Ударяешь по нему -

Он не плачет. Почему?

То ли он со мной играет?

То ли я его веду? (Мяч)

Слайд №4

***

И лает, и кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Слайд №5

***

Отгадайте имя девочки по начальным буквам следующих слов:

Книга, альбом, тюлень, ястреб. (Катя)

Слайд №6

3. Новая тема.

- А теперь давайте обратимся к словам-отгадкам и их рисункам, чтобы приблизиться к теме нашего сегодняшнего урока.

Слайд №7

- Поставьте к существительным вопросы?

- Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

Слайд №8

- Какие – на вопрос ЧТО?

Слайд №9

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод:

КТО? – так спрашивают про живые существа: про людей, животных, насекомых. Такие существительные называются одушевленными.

А на вопрос ЧТО? отвечают все остальные существительные, их называют неодушевленными.

(на основе проделанной работы в тетради и на доске составляется схема)

Цветок        

мяч               - ЧТО?  -  Неодушевленные имена существительные.

собака

Катя              - КТО?  -   Одушевленные имена существительные. 

Тема, цели.

(в тетради на доске записывается тема урока)

Слайд №10

- Тема нашего урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Сегодня на уроке мы  углубим знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных, будем учиться различать их в речи, а впереди у нас много интересных заданий. И начнем мы, конечно, с правила в учебнике.

(Знакомство с правилом в учебнике. Чтение и проговаривание  правила учениками вслух.)

III. Закрепление.

1. Игра «Семафор».

- Ребята, давайте поиграем в игру «Семафор». Каждый из вас по цепочке будет называть существительное, а какое оно (одушевленное или неодушевленное), вы мне будете показывать при помощи сигнальных карточек. Когда называют одушевленное существительное, поднимаете красную карточку,  неодушевленное – синюю.

(Тем самым, учитель контролирует правильность ответа каждого ученика.)

2. Работа с текстом.

(Текст на карточке на каждой парте)

Карточка с текстом.

Прочитайте и озаглавьте текст. Запишите второй абзац. Над одушевленными существительными напишите букву О, над неодушевленными – Н.

Туманным весенним утром шел лесом, возвращался с глухариного тока человек. Он отправился в лес с вечера и коротал ночь у костра.

Он глядел в огонь, прислушивался к звукам: тихо ворохнулся прошлогодний листик – это шмыгнула под валежину лесная мышь; легкими скачками умчалась в темноту небольшая зверушка – это ласка завернула «на огонь», испугалась сидевшего у костра охотника; подала голос утка.

                                                                                          (В. Чернышев.)

(Коллективная проверка с учителем. Текст с правильными ответами презентован на слайде.)

Слайд №11

- Вам встретилось слово ласка.

- Какое лексическое значение этого слова в тексте?

- К каким существительным относится это слово? Почему?

- Верно! Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- А если бы это слово имело значение чувства (ласка – ласковый), то к каким существительным мы бы его отнесли?

- Это неодушевлённое имя сущ., так как отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Найти такие слова – и будет 1-м из заданий на дом.

3. Физкультминутка.

Слайд №12

Вышла мышка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты головой влево, вправо; пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

4. Работа по карточкам в ранее сформированных группах («сильные» и «слабые» ученики в группе). Задания дифференцированы по сложности.

Задание для слабых учеников.

Карточка 1.

Составьте с данными словами словосочетания и укажите категорию  одушевленности и неодушевленности имен существительных.

Бабочка, море, человек.

Задание для сильных учеников.

Карточка 2.

Выпишите из текста слова в 2 столбика – одушевленные и неодушевленные имена существительные, но только те, которые стоят в именительном падеже.

Перепелка.

У нас в клетке жила ручная перепелка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая в светлых полосках. И на горле у нее нагрудничек из перышек, будто ребячий слюнявчик.

Индивидуальная проверка каждой группы.

- Рассаживаемся на свои места.

5.  Грамматическая игра «Третий лишний». Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе по карточке.

Карточка с заданием.

Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.

Кошка, ковшик, черепаха,

Туфли, тапочки, собака,

Лук, кабанчик, кабачок,

              Платье, белка, пиджачок.

Слайд №13 (ответы к заданию с анализом)

6. Деформированный текст. (с игровым моментом)

- Ребята, нам пришла телеграмма от Совушки, в которой она вас очень просит помочь ей составить пословицы и устно объяснить их смысл.

Слайд №14

1 в.    не вытащишь// из пруда// без труда// и рыбку

2 в.    слова// добрые// золота// дороже

 

Слайд №15

1 в.     Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2 в.     Добрые слова дороже золота.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Вот и вы сегодня хорошо потрудились и заслуживаете добрых слов и похвалы. Подведем итоги нашего труда.

IV. Заключительная часть.

1. Итоги урока.

Слайд №16

- С какими признаками имен существительным мы сегодня познакомились?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

2. Домашнее задание.

Слайд №17

Параграф 90; упражнение 480 (письменно); найти слова, которые в зависимости от лексического значения могут быть одушевленными и неодушевленными.

- А сейчас, ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Вы молодцы, и за ваше старание получаете заслуженные оценки, желаю успехов в учёбе!

Слайд №18

Список использованной литературы.

1.Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов (авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение» 2007г.)

2. Учебник. Русский язык. 5 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.

3. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

4. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. М, 1995.

5. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., "Флинта", 1997.

6. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33.

7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб., 1997. 78 с

8. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ГП "ИМАТОН", 2000. 100 с

9. Рик Т. Г. Пособия для дополнительного образования в серии «Веселые учебники». – М.: РИО «Самовар», 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное

Слайд 2

ЗАГАДАЙ-КА!

Слайд 3

Цв е ток

Слайд 4

Мя ч

Слайд 5

С о бака

Слайд 6

К атя

Слайд 8

живые предметы Кто? ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные

Слайд 9

неживые предметы Что? НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные

Слайд 10

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Слайд 11

Проверяем! Н Н Он глядел в огонь, прислушивался к звукам: Н тихо ворохнулся прошлогодний листик – это Н О шмыгнула под валежину лесная мышь; Н Н легкими скачками умчалась в темноту О О небольшая зверушка – это ласка завернула Н Н «на огонь», испугалась сидевшего у костра О Н О охотника; подала голос утка. (В. Чернышев.)

Слайд 12

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 13

Проверяем! Кошка, ковшик (что?) , черепаха. Туфли, тапочки, собака (кто?) . Лук, кабанчик (кто?) , кабачок. Платье, белка (кто?) , пиджачок.

Слайд 14

Составьте пословицы! 1 в. не вытащишь// из пруда// без труда// и рыбку 2 в. слова// добрые// золота// дороже

Слайд 15

Проверяем! 1 в. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2 в. Добрые слова дороже золота.

Слайд 16

Подведем итоги! На какие группы делятся имена существительные? На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные? На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?

Слайд 17

Домашнее задание Параграф90, упр.480(письменно), найти слова, которые в зависимости от лексического значения могут быть одушевленными и неодушевленными.

Слайд 18

ВСЕМ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...