Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klass.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе
Тема: « Имя существительное»
Цели урока: Исследовательским путем выявить значение существительного,
его грамматические и синтаксические признаки.
Определить роль существительного в речи.
Развивать речь учащихся, орфографические навыки.
Ход урока
Организационный момент.
Тема урока: Имя существительное
Эпиграф урока: Имя существительное-хлеб языка.
Л. Успенский
- Что такое эпиграф? С какой целью он используется?
- Как вы понимаете слова Успенского?
Сообщение ученика.
К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание на урок и занимается своим исследованием.
Первая группа. Определите, что такое имя существительное, что оно обозначает в широком смысле слова.
Хозяйка сегодня грозна. Коты – это скверно,
Не к добру! – Пора уходить! –
Почувствовал Пес Подумала мышь
И полез в конуру. И сквозь щелочку – фить!
Подальше мой милый Ой! Мышка
Держись от собак Спасите меня!
Сказал себе Кот Караул!
И махнул на чердак. И влезла на стул.
- Объясните орфограммы.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
- Докажите, что это текст.
- Проведите исследование. Вычеркните из текста все имена существительные. Что осталось?
- Что объединяет все имена существительные?
Вторая группа. Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов.
Шепот, робкое дыхание,
Трель соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночная тень,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А. Фет
- Прочитайте стихотворение.
- Озаглавьте его.
- Стиль текста….
- Тип текста….
- Особенности текста
………слов, …….имен существительных, ……имен прилагательных, …….служебных слов, …….глаголов.
- Выпишите имена существительные и распределите их по родам.
Третья группа.
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух : «Весна, весны…»- Под крышей носятся
А за окном ручьи слышны. Стрижи,
На парте не сидится мне, Смеются надо мною-
А тут «весна, весны, весне». У них не спросят падежи:
«Весна, весны, весною?»
Внизу разноголосица:
«А ну пробей! На спор!» По стене слоняется,
Под партой ноги просятся Ничем не заслоняется.
К болельщикам, во двор. Весна. Вот это слово,
«Пришла весна. Весело склоняется!
Дождись весны,
( Дождался, листики видны!)
Привет весне, встречай весну,
( Куда ж я руку протяну?)
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне»…..
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по блесне,
- Прочитайте стихотворение.
- Озаглавьте его.
- Выпишите после стихотворения все падежные формы слова «весна».
- Выпишите существительные в единственном и множественном числе.
- Может существительное изменяться по числам и падежам?
Четвертая группа
Февраль! В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья но в воздухе уже чувствуется приближение весны.
У опушки белеет березка. Ее облепила стая красногрудых птиц. Они оживленно перекликаются порхают по ветвям.
- Прочитайте текст.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
- Выполните синтаксический разбор предложений.
- Проведите исследование. Какими членами предложения могут быть существительные?
- Составьте схемы предложений.
Ожидаемые результаты.
Общий вывод
Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы окружающего мира, живые существа, растения, явления природы и т.д.
Имеет грамматические признаки: род, число, падеж. Изменяется по падежам и числам.
В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Сравнение с научным выводом.
Домашнее задание : упражнение 596, повторить правило .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Комментарии
Светлана Левиновна, спасибо
Светлана Левиновна, спасибо большое!