Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_po_teme_sintaksis.docx | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 6 класс.
Повторение по теме "Синтаксис". (для детей, занимающихся по общеобразовательной программе)
Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения» (для учащегося с ЗПР)
Планируемые результаты:
предметные:
- знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены.
- уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
метапредметные:
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владение ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал ( карточки для групповой работы, тексты для самостоятельной деятельности учащихся)
Ход урока
Повторение по теме "Синтаксис", 6 класс
Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок 1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это ....................................... 3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется ...................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым 5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные. | Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок 1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это ....................................... 3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется ...................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым 5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные. |
Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок 1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это ....................................... 3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется ...................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым 5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные. | Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок 1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это ....................................... 3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется ...................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым 5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные. |
1. Подлежащее и сказуемое | а. разговор двух или нескольких лиц |
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически - это | б. называется побудительным |
в. главные члены предложения | |
3. Предложение, содержащее побуждение к действию | г. словосочетание |
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные | д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения |
5. Однородные члены предложения | |
6. Диалог – это | е. называется распространённым |
Установи соответствие: Установи соответствие:
1. Подлежащее и сказуемое | а. разговор двух или нескольких лиц |
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически - это | б. называется побудительным |
в. главные члены предложения | |
3. Предложение, содержащее побуждение к действию | г. словосочетание |
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные | д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения |
5. Однородные члены предложения | |
6. Диалог – это | е. называется распространённым |
“Закончи предложение” 1. Подлежащее и сказуемое - .......................................................................................................................................................................................................... 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически –это.......................................................................................... …………………………………………………………………. 3. Предложение, содержащее побуждение к действию..................................................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные............................................................................................................................................................................... 5. Однородные члены предложения................................................................................................................................................................................................... | “Закончи предложение” 1. Подлежащее и сказуемое - ................................................................................................................................................................................................................. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это............................................................................................................................................................................................................. 3. Предложение, содержащее побуждение к действию......................................................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные....................................................................................................................................................................................... 5. Однородные члены предложения....................................................................................................................................................................................................... |
“Закончи предложение” 1. Подлежащее и сказуемое - .......................................................................................................................................................................................................... 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически –это.......................................................................................... …………………………………………………………………. 3. Предложение, содержащее побуждение к действию..................................................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные............................................................................................................................................................................... 5. Однородные члены предложения................................................................................................................................................................................................... | “Закончи предложение” 1. Подлежащее и сказуемое - ................................................................................................................................................................................................................. 2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это............................................................................................................................................................................................................. 3. Предложение, содержащее побуждение к действию......................................................................................... 4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные....................................................................................................................................................................................... 5. Однородные члены предложения....................................................................................................................................................................................................... |
3,4 | 3,4 |
……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой, в которой прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор (план разбора прилагается). |
……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой, в которой прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор (план разбора прилагается). |
2 | 2 |
……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой. В ней прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. 4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор . |
……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой. В ней прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. 4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор . |
1 | 1 |
……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой. В ней прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. 4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор . 5. Составь схему предпоследнего предложения. | ……………………. Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли осокой. В ней прятались больш…е ж…лтые цветы. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь. 3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. 4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь. 4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор . 5. Составь схему предпоследнего предложения. |
1 группа Восстановите структурную схему, опираясь на опорные слова
Опорные слова: По главному слову, по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов
2 группа Восстановите структурную схему, используя опорные слова
Опорные слова: Именные, вопросительные, нераспространённые, сложносочинённое, невосклицательные, распространённые, повествовательные, глагольные, наречные, побудительные, восклицательные, сложноподчинённые, бессоюзные.
3 группа Восстановите структурную схему
_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»
“Заполни пропуски”
Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок
1. Подлежащее и сказуемое – это ................................................ члены предложения.
2. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .............................................................называется распространённым.
3............................................................... – это член предложения, который отвечает на вопрос кто? Что?
4. .................................................................................................................... – это член предложения, который отвечает на вопрос Что делать, что сделать?
Слова для справок: сказуемое, главные, второстепенные, подлежащее
+-
Задание №1. Обозначить границы предложения. (Расставь точки)
У нас был урок физкультуры мы ходили на лыжах прошли по заснеженному лесу там громко стрекотали сороки хорошо в лесу зимой!
Задание №2. Составь из данных слов предложение.
Сестре, Коля, своей, письмо, написал.
Ящик, почтовый, Коля, в, письмо, опустил.
По, письмо, дороге, поехало, в, железной, Москву.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Выпиши только нераспространенные предложения.
Раздался гром. Пробежал холодный ветерок. Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Сверкнула молния.
- Найди в предложении подлежащее и сказуемое.
- Нераспространенными называются те предложения, в которых нет второстепенных членов.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический разбор трех любых предложений. 1. Однажды я гулял возле пруда. 2. Сетка сачка шевелилась. 3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. 4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня. 5. Я бросился к огромному пруду. 6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать. 7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду. 8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 9. Я увидел в траве большой сачок на длинной палке. 10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами. | Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический разбор трех любых предложений. 1. Однажды я гулял возле пруда. 2. Сетка сачка шевелилась. 3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. 4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня. 5. Я бросился к огромному пруду. 6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать. 7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду. 8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 9. Я увидел в траве большой сачок на длинной палке. 10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами. |
Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический разбор трех любых предложений. 1. Однажды я гулял возле пруда. 2. Сетка сачка шевелилась. 3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. 4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня. 5. Я бросился к огромному пруду. 6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать. 7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду. 8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 9. Я увидел в траве большой сачок на длинной палке. 10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами. | Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический разбор трех любых предложений. 1. Однажды я гулял возле пруда. 2. Сетка сачка шевелилась. 3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. 4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня. 5. Я бросился к огромному пруду. 6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать. 7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду. 8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 9. Я увидел в траве большой сачок на длинной палке. 10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.
Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...
Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.
Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Урок русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе
Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"...
Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"
Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....