Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Аннотация к уроку.
Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (Москва.: Просвещение, 2010) к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.А. Тростенцовой,
Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной и др. (М.: Просвещение, 2011).
Урок имеет познавательно-практический характер. Условно делится на две части: теоретическую и практическую.
В первой части посредством контрольного опроса и заполнения таблицы проверяется теоретическое усвоение темы. *Таблицы располагаются в конце документа. Правила в таблице приближены к формулировкам правил, данных в учебнике.
Вторая часть - анализ текста - позволяет выявить уровень сформированности практических навыков находить обособленные члены предложения, определять их тип, выделять их знаками препинания в соответствии с изученными правилами.
Языковой материал урока носит познавательный характер, отобран с целью формирования у учащихся интереса к прошлому нашей страны, расширения общей осведомлённости об окружающем мире.
Урок имеет коррекционную направленность, построен с учётом специфических особенностей обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Это
- Отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для усвоения новых знаний.
- Выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые пробелы в знаниях, актуализируется и организуется имеющийся у учащихся опыт.
- Расчленение сложных связей изучаемого материала урока на элементы и поэтапное усвоение каждого из элементов.
- Неоднократное повторение одного и того же материала.
- Использование приёмов, повышающих активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала.
- Использование различных видов наглядности и речевых опор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обособленные члены предложения Определение Обстоятельство Уточняющие члены предложения I . Чем могут быть выражены 1. 1.Одиночным деепричастием. 1.Нарицательным существительным. 1. 2.Прилагательным или причастием с зависимым словом. 2. 2. Нарицательным существительным с зависимым словом. 2.Существительным с предлогом. 3.Двумя или несколькими прилагательными, причастиями. II. Общие условия обособления 1.После определяемого слова. 1.Обособляется всегда, кроме фразеологизмов и одиночных слов: 1.До и после личного местоимения 1.Если являются обстоятельствами места, времени, образа действия и стоят после уточняемого слова. 2. 2.Если распространённые приложения стоят после определяемого слова. 2.Если являются обстоятельствами с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, ввиду, вследствие. 3.До определяемого слова, если есть добавочное обстоятельственное значение. 3. 3.Если являются дополнениями с предлогами: 4.До определяемого слова, если имеет добавочное обстоятельственное значение. 5.Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как ( в значении причины).
Проверь себя! Определение Обстоятельство Приложение Уточняющие члены предложения I . Чем могут быть выражены 1. Причастным оборотом . 1. Одиночным деепричастием. 1. Нарицательным существительным. 1. Наречием. 2. Прилагательным или причастием с зависимым словом. 2. Деепричастным оборотом. 2. Нарицательным существительным с зависимым словом. 2. Существительным с предлогом. 3. Двумя или несколькими прилагательными, причастиями. II . Общие условия обособления 1. После определяемого слова. 1.Обособляется всегда, кроме фразеологизмов и одиночных слов: молча сидя стоя лёжа нехотя шутя не глядя 1. До и после личного местоимения 1. Если являются обстоятельствами места, времени, образа действия и стоят после уточняемого слова. 2. До и после личного местоимения. 2. Если распространённые приложения стоят после определяемого слова. 2. Если являются обстоятельствами с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, ввиду, вследствие и др. 3. До определяемого слова, если есть добавочное обстоятельственное значение. 3. Если относится к имени собственному и стоит после него. 3. Если являются дополнениями с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая и др. 4. До определяемого слова, если имеет добавочное обстоятельственное значение. 5. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как ( в значении причины).
Афинский зодчий Дедал и его сын Икар согласно мифу поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев слеплённых воском. Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов больших хищных птиц. Наблюдая за полетом итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты оставаясь невредимым. Никита русский холоп хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин так и оставшийся неизвестным пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях. Так из года в год различные люди изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.
Зодчий - тот, кто занимается зодчеством; архитектор. (Происходит от др.-русск., церк.-слав. зьдъчии «гончар, строитель, каменщик») Холоп – человек, находящийся в зависимости, близкий к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга. Слюда – прозрачный слоистый минерал.
Икар и Дедал Величайшим скульптором и архитектор Афин был Дедал. Жил Дедал у царя Миноса на острове Крит, и не хотел Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец придумал. Он набрал перьев. Скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец Дедал окончил работу и сказал сыну: «Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы соленые брызги не могли смочить твои крылья. Не поднимайся и слишком высоко, близко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, тогда разлетятся все перья. За мной лети, не отставай от меня».Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Персидский царь Ксеркс ( правил в 486 — 465 годах до н. э. ) по легенде совершил полёт при помощи дрессированных грифов
Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, учёный, математик. ← Крылатый планер Леонардо да Винчи
Картина "Крылья холопа". Автор Н.Вилков.
Легенда о холопе Никите Лутове Летописцы Ивана Грозного оставили потомкам историю о находчивом и любознательном холопе Никите Лутове. Говорили, что он однажды объявил всем, что хочет взлететь в небо, как птица. Никита построил крылья из дерева и птичьих перьев, прикрепив их воском. Посмотреть на русского Икара собрались почти все жители слободы, даже сам Царь Иван Грозный вышел на улицу (кстати, он приказал убить Никиту, если тому не удастся совершить полет). Холоп Никита взобрался на самый верх колокольни, надел самодельные крылья, оттолкнулся и … полетел. Если верить преодолел высокую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлился на берегу реки Серой. Народ ликовал, поздравлял Никиту, да и сам человек-птица не мог поверить в успех. Тем не менее, Иван Васильевич приказал казнить (на то он и Грозный) холопа, объяснив это тем, что человек не может парить, как птица. Царь решил, что сам смерд не мог придумать такого, значит, помогал ему в этом дьявол. За связь с нечистой силой Никите отрубили голову, а его тело отдали свиньям. По приказу царя крылья были сожжены.
… все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего... В. М. Шукшин
Задание: 1.Спишите текст, кроме последнего абзаца. 2.Самостоятельно расставьте пропущенные знаки препинания. 3.Графически выделите обособленные члены предложения и условия их обособления. 4.Устно (по плану) объясните постановку знаков препинания. План ответа: 1.Читаю предложение со знаками препинания. 2.Называю часть предложения, которая является обособленным членом предложения. 3. Говорю: «Это обособленное _______, выраженное________. Выделяем запятыми (запятой), потому что________________».
Закончите предложение. Сегодня я узнал (а)…. Было трудно…. Я научился… Теперь я могу… Самым интересным моментом на уроке… Я научился…
Домашнее задание Напишите мини-сочинение на тему: «Моя заветная мечта» (6-8 предложений), используя в одном или двух предложениях обособленные члены предложения.
Спасибо за урок!
http://tolkslovar.ru/z6260.html лексическое значение слов http://afins.ucoz.ru/publ/kartinki_fan_art_prosto_art_and_kartiny/drugoe/mify_drevnej_grecii_dedal_i_ikar/12-1-0-2 Дедал и Икар http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/kserks_i/21-1-0-903 Персидский царь Ксеркс http://wonderwork.ucoz.com/load/istorija/leonardo_da_vinchi/9-1-0-950 крылатый планер Леонардо да Винчи http://nvologda.ru/?p=4689 Леонардо да Винчи http://www.stihi.ru/2012/08/24/2570 легенда о Никите Лутове http://clubs.ya.ru/4611686018427395982/replies.xml?item_no=1124 Картина "Крылья холопа". Автор Н.Вилков http://npolit.ucoz.ru/index/v_m_shukshin/0-106 В.М. Шукшин http://ladystatus.org/q/4237.html цитата Использованная литература 1. Русский язык в школе.: научно-методический журнал.- М.: Просвещение, 1990, №5. (текст) 2.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс. - М.: Дрофа, 2005. (легенда о Дедале и Икаре)
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок русского языка
Систематизация и обобщение изученного материала
по теме:
«Обособленные члены предложения»
8 класс
Разработку урока подготовила:
учитель русского языка и литературы
Данилова Татьяна Александровна
Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».
Класс: 8
Тип урока: систематизации и обобщения знаний.
.
Продолжительность: 1 урок (45 мин.)
Форма урока: повторительно-обобщающий урок с применением ИКТ.
Оборудование: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова и др.; -М.: Просвещение, 2011; индивидуальный раздаточный материал: таблица с пропусками, таблица для самоконтроля, текст для комплексного анализа; мультимедийный проектор, экран, видеопрезентация.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Обособленные члены предложения».
Задачи:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения», обобщить материал как систему знаний;
- развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, посредством работы с текстом развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка, расширять общую осведомлённость об окружающем мире;
- коррекционные: создать условия для развития логического мышления, образной памяти, самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту;
- воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Аннотация к уроку.
Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (Москва.: Просвещение, 2010) к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.А. Тростенцовой,
Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной и др. (М.: Просвещение, 2011).
Урок имеет познавательно-практический характер. Условно делится на две части: теоретическую и практическую.
В первой части посредством контрольного опроса и заполнения таблицы проверяется теоретическое усвоение темы. *Таблицы располагаются в конце документа. Правила в таблице приближены к формулировкам правил, данных в учебнике.
Вторая часть - анализ текста - позволяет выявить уровень сформированности практических навыков находить обособленные члены предложения, определять их тип, выделять их знаками препинания в соответствии с изученными правилами.
Языковой материал урока носит познавательный характер, отобран с целью формирования у учащихся интереса к прошлому нашей страны, расширения общей осведомлённости об окружающем мире.
Урок имеет коррекционную направленность, построен с учётом специфических особенностей обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Это
- Отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для усвоения новых знаний.
- Выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые пробелы в знаниях, актуализируется и организуется имеющийся у учащихся опыт.
- Расчленение сложных связей изучаемого материала урока на элементы и поэтапное усвоение каждого из элементов.
- Неоднократное повторение одного и того же материала.
- Использование приёмов, повышающих активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала.
- Использование различных видов наглядности и речевых опор.
Ход урока
-Сегодня на уроке мы должны привести в систему те знания, которые получили на уроках по теме «Обособленные члены предложения.
1. Задание №1: определите части речи слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский 2. Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о, деепричастные - д/о слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть
1. Контрольный опрос. - Что такое обособление? - Какие члены предложения могут обособляться? - Чем может быть выражено обособленное определение? - Назовите общие условия обособления определений. - Что такое приложение? - При каких условиях обособляются приложения? - Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? - Когда обстоятельства выделяем запятыми? - Какие члены предложения называются уточняющими? - При каких условиях обособляются уточняющие члены предложения? 2. Проверка учащихся, работавших у доски, оценка знаний. Дополнительные вопросы: - С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения? - Какие члены предложения могут быть обособленными?
1. Целевая установка. - Перед вами таблица «Обособленные члены предложения». В ней обобщён и систематизирован теоретический материал по теме нашего сегодняшнего урока, однако в ней есть пропуски. Наша задача – вставить недостающие сведения. 2. Заполнение таблицы. Образец поэтапного заполнения таблицы. - Рассмотрим первую строчку таблицы. Читаем, какие обособленные члены предложения перечислены? Какой член предложения пропущен? (Приложение). Вписываем. - Перейдём к первой колонке Определение. Читаем, чем могут быть выражены обособленные определения. Чем ещё может быть выражено определение? (Причастным оборотом). Вписываем. 3. Подведение итогов работы с таблицей. Самоконтроль. - А теперь сверьте заполненную таблицу с образцом. Нет ли у вас ошибок?
- Перейдём к практической части нашего урока. Перед вами – текст. Послушайте его. Какие слова в нём вам непонятны?
Афинский зодчий Дедал и его сын Икар согласно мифу поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев слеплённых воском. Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов - больших хищных птиц. Наблюдая за полетом итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты оставаясь невредимым. Никита русский холоп хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин так и оставшийся неизвестным пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях. Так из года в год различные люди изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.
- Какие имена собственные встретились в тексте? -Икар и Дедал. - Величайшим скульптором и архитектор Афин (город Древней Греции) был Дедал. Жил Дедал у царя Миноса на острове Крит, и не хотел Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец придумал. Он набрал перьев. Скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец Дедал окончил работу и сказал сыну: «Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы соленые брызги не могли смочить твои крылья. Не поднимайся и слишком высоко, близко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, тогда разлетятся все перья. За мной лети, не отставай от меня».Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах. - Царь Ксеркс. - Персидский царь Ксеркс правил в 486 — 465 годах до н. э. и по легенде совершил полёт при помощи дрессированных грифов. - Леонардо да Винчи. -Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Знаменитый итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, учёный, математик. -Никита, русский холоп. -Летописцы Ивана Грозного оставили потомкам историю о находчивом и любознательном холопе Никите Лутове. Говорили, что он однажды объявил всем, что хочет взлететь в небо, как птица. Никита построил крылья из дерева и птичьих перьев, прикрепив их воском. Посмотреть на русского Икара собрались почти все жители слободы, даже сам Царь Иван Грозный вышел на улицу (кстати, он приказал убить Никиту, если тому не удастся совершить полет). Холоп Никита взобрался на самый верх колокольни, надел самодельные крылья, оттолкнулся и … полетел. Если верить преодолел высокую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлился на берегу реки Серой. Народ ликовал, поздравлял Никиту, да и сам человек-птица не мог поверить в успех. Тем не менее, Иван Васильевич приказал казнить (на то он и Грозный) холопа, объяснив это тем, что человек не может парить, как птица. Царь решил, что сам смерд не мог придумать такого, значит, помогал ему в этом дьявол. За связь с нечистой силой Никите отрубили голову, а его тело отдали свиньям. По приказу царя крылья были сожжены. - Какова тема текста? -В тексте говорится о том, как люди с древних времён мечтали о том, чтобы овладеть небом. - В каком абзаце выражена идея? - Основная мысль выражена в последнем абзаце, т.к. « только изобретение самолёта положило начало эре покорения неба». -Как можно озаглавить текст? Подпишите свои заголовки к тексту. -«Покорение неба», «Мечты о полёте» и т.д. -А о чём мечтаете вы, какой цели в жизни хотите достичь? -Что нужно для этого сделать? - Вспомним слова В.М. Шукшина: «…все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего...».
Задание:
План ответа 1).Читаю предложение со знаками препинания. 2).Называю часть предложения, которая является обособленным членом предложения. 3).Говорю: «Это обособленное ____________, выраженное ________________. Выделяем запятыми (запятой), потому что________________».
В итоге знаки препинания в тексте должны быть поставлены следующим образом. Афинский зодчий Дедал и его сын Икар,│согласно мифу│, поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев, │слеплённых воском│. Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов, │больших хищных птиц│. │Наблюдая за полётом│, итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты, │оставаясь невредимым.│ Никита, │русский холоп│, хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин,│ так и оставшийся неизвестным│, пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.
-В каком предложении нет обособленных членов предложения? Задание: распространите в последнем предложении подлежащее люди обособленным определением. Запишите последнее предложение. Пример. Так из года в год различные люди,│мечтавшие о полёте│, изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.
1..Рефлексия. Задание: закончи предложения.
2. Выставление мотивируемых отметок
-Напишите мини-сочинение на тему: «Моя заветная мечта» (6-8 предложений), используя в одном или двух предложениях обособленные члены предложения. | Слайд №1 1 человек (слабоуспевающий) у доски самостоятельно 1 человек (слабоуспевающий) у доски самостоятельно Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Значения слов записаны на отвороте доски Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайды № 9,10 Слайд № 11 Слайд № 12 Первое предложение записываем на доске, остальные -три дети выполняют самостоятельно. Слайд № 13 Слайд № 14 | 2 мин 5 мин 7 мин 8 мин. 20 мин. 2 мин. 1мин. |
Интернет - ресурсы
http://tolkslovar.ru/z6260.html лексическое значение слов
http://afins.ucoz.ru/publ/kartinki_fan_art_prosto_art_and_kartiny/drugoe/mify_drevnej_grecii_dedal_i_ikar/12-1-0-2 Дедал и Икар
http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/kserks_i/21-1-0-903 Персидский царь Ксеркс
http://wonderwork.ucoz.com/load/istorija/leonardo_da_vinchi/9-1-0-950 крылатый планер Леонардо да Винчи
http://nvologda.ru/?p=4689 Леонардо да Винчи
http://www.stihi.ru/2012/08/24/2570 легенда о Никите Лутове
http://clubs.ya.ru/4611686018427395982/replies.xml?item_no=1124 Картина "Крылья холопа". Автор Н.Вилков
http://npolit.ucoz.ru/index/v_m_shukshin/0-106 В.М. Шукшин
http://ladystatus.org/q/4237.html цитата
Использованная литература
1. Русский язык в школе.: научно-методический журнал.- М.: Просвещение, 1990, №5. (текст)
2.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс. - М.: Дрофа, 2005. (легенда о Дедале и Икаре)
Обособленные члены предложения
Определение | Обстоятельство | Приложение | Уточняющие члены предложения |
Чем могут быть выражены | |||
1. | 1. Одиночным деепричастием | 1. Нарицательным существительным | 1. |
2. Прилагательным или причастием с зависимым словом | 2. | 2. Нарицательным существительным с зависимым словом | 2. Существительным с предлогом |
3. Двумя или несколькими прилагательными, причастиями | |||
Общие условия обособления | |||
1. После определяемого слова | Обособляется всегда, кроме фразеологизмов и одиночных слов: | 1. До и после личного местоимения | 1. Если являются обстоятельствами места, времени, образа действия и стоят после уточняемого слова |
2. | 2. Если распространённые приложения стоят до и после определяемого слова. | 2. Если являются обстоятельствами с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, ввиду, вследствие. | |
3. До определяемого слова, если есть добавочное обстоятельственное значение | 3. | 3. Если являются дополнениями с предлогами: | |
4. До определяемого слова, если имеет добавочное обстоятельственное значение | |||
5. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как ( в значении причины) |
Проверь себя!
Определение | Обстоятельство | Приложение | Уточняющие члены предложения |
Чем могут быть выражены | |||
1. Причастным оборотом | 1. Одиночным деепричастием | 1. Нарицательным существительным | 1. Наречием |
2. Прилагательным или причастием с зависимым словом | 2. Деепричастным оборотом | 2. Нарицательным существительным с зависимым словом | 2. Существительным с предлогом |
3. Двумя или несколькими прилагательными, причастиями | |||
Общие условия обособления | |||
1. После определяемого слова | Обособляется всегда, кроме фразеологизмов и одиночных слов: молча сидя стоя лёжа нехотя шутя не глядя | 1. До и после личного местоимения | 1. Если являются обстоятельствами места, времени, образа действия и стоят после уточняемого слова |
2. До и после личного местоимения. | 2. Если распространённые приложения стоят до и после определяемого слова. | 2. Если являются обстоятельствами с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, ввиду, вследствие. | |
3. До определяемого слова, если есть добавочное обстоятельственное значение | 3. Если относится к имени собственному и стоит после него | 3. Если являются дополнениями с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая. | |
4. До определяемого слова, если имеет добавочное обстоятельственное значение | |||
5. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как ( в значении причины) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Урок русского языка на тему "Обобщение изученного по теме "Местоимение"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: Обобщение изученного по теме "Местоимение"...
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...