Урок русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_kl._povtorenie_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя существительное». 5 класс.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Ход урока:
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в город с необычным названием «Имя существительное». Перед вами карта этого города. В течение урока эта контурная карта заполнится.
- Путешествие начнем с центра города, где находится Кремль, который символизирует его основное значение, его смысл.
- Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром» - так называлась центральная часть древнерусских городов. Есть Кремль и у нас, в Москве. Первые стены Кремля – тогда еще сосновые – были построены при Юрии Долгоруком. Кремль много раз разрушался кочевниками и отстраивался вновь. С 1480 года Русь стала свободным государством. Москва стала столицей России. И тогда Иван III пригласил из Италии лучших мастеров, которые возвели новый кремль – из красного кирпича. Тот самый, что стоит и поныне и символизирует сердце России.
- А теперь вернемся к нашему городу и вспомним, что же обозначает имя существительное?( предмет)
- От центра города отходят группы улиц. В первой из них – 2 улицы, соединенные переулком. Они характеризуют первый морфологический признак имени существительного.
- Что это за улицы? (собственные и нарицательные)
- Какие имена существительные называются
- собственными?
- нарицательными? Приведите примеры.
- Задание: Сгруппируйте в 1ст. – сущ. нарицат., а во 2 ст. – сущ. собств.
- Мы посетили город Орел.
- Композитор Ференц Лист родился в Австрии.
- Мы выписываем журналы «Юность» и «Огонек».
- А. С. Пушкин – автор поэмы «Руслан и Людмила».
- Поле русской славы – Бородинское поле.
- Ещё две улицы, которые символизируют второй морфологический признак.
- Какой? (одушевл. – неодушевл.)
- Как мы будем отличать друг от друга существительные, которые живут на этих улицах?(по вопросу) Докажите.
- Третья группа – целых 3 улицы. Какие это улицы?(м.р., ср. р., ж. р.)
При этом от улицы женского рода отходит улица 3 скл. С её постоянным жителем Ь. Улицы муж. и сред. рода пересекаются с улицей 2 скл., а улицы муж. и жен. рода – с улицей 1 скл.
Задание: Расселите существительные по этим улицам. (Из данного текста распределите в 3 ст. по склонениям имена существительные.)
Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток.
- Как пишутся существительные 3 скл. на шипящий?
Задание: работа с перфокартой. А – Ь, Б – без Ь
Рожь, плющ, из – за дач, печь, молодежь, ключ, ночь, много туч, плащ, дрожь.
Вверху схемы располагается не связанный с центром города Падежный проспект, на котором находятся 6 домов.
- Какие это дома?(И. Р. Д. В. Т. П.)
- Назовите жильцов этих домов? (Падежные вопросы)
Задание: Опознать жильцов этих домов, т. е. Определить падеж имен существительных, а заодно и вспомнить правописание падежных окончаний.( работа у доски)
- Пробирался вдоль опушки. (1 скл., Р. п.)
- Работать в библиотеке. (1 скл., П. П.)
- Жить в санатории. ( П. п., на –ий )
- Заботиться о молодежи. ( 3 скл., П. п.)
- Петь от радости. ( 3 скл., Р. п.)
- Падежный проспект со своими домами своими концами упирается в 2 парка.
- Какие это парки? ( ед. и мн. числа )
- Жители этих домов могут свободно гулять и в том и в другом направлении, но каждый раз, пересекая падежный проспект, они меняются. Например, в луче – в лучах.
Но есть имена существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа.
Задание: Закончи предложение.
- Мы любим играть в … ( в жмурки, прятки, горелки, баскетбол ).
- Положительные качества человека: ( смелость, отвага, честь ).
- В гастроном поступили необходимые продукты: ( молоко, масло, творог, рожки, макароны ).
- Для занятий по труду приобрели: (клещи, щипцы, пилы, плоскогубцы).
Карта города заполнена, осталось неясным одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?
- Вокруг города окружное шоссе, но дорога очень странная, она обозначена разными линиями. Почему?
Задание: Определите синтаксическую роль существительных в упражнении 556 в 3-м предложении.
Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.
Сделайте морфологический разбор имени сущ. – под крышей
Крышей– существительное.
I. Вьют (под чем?) под крышей.
Н. Ф. – крыша.
II.Пост.: нар., неод., ж.р.,1скл.
Непост. : в Т. п., в ед. ч.
III. Вьют( под чем?) под крышей.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, надеюсь, что вы смогли вспомнить все изученное об имени существительном и успешно выполните контрольную работу по данной теме на следующем уроке.
- А сейчас подведем итоги нашего урока: у вас на партах лежат сигнальные карточки. Если тему усвоили на отлично, то на розовом квадрате напишите свою фамилию; если на хорошо – на голубом; если на удовлетворительно – на зеленом квадрате.
- Д. З. к.в. на стр. 212 упр. 561 морфол. р-р 2-х существ.
- Всем спасибо за работу на уроке, урок закончен, идите отдыхать на перемену.
Приложение1.
ул. Собственная
ул. Нарицательная
ул. Одушевлённая
ул. Неодушевлённая
ул. Мужского рода 1 склонение
ул. Женского рода 2 склонение
ул. Среднего рода 3 склонение на - Ь
Падежный проспект
Един. Множ.
число число
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»
Цели:1. Показать способы образования степеней сравнения наречий.2. Научить различать степени сравнения наречий и степени ...
Урок русского языка тема : "Обобщение изученного. Диалог. Прямая речь" 5 класс.
Цель : продолжить знакомство с диалогом и прямой речью,...
Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...
План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...