Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_kl_2019g._povtorenie_izuchennogo_v_nachalnyh_klassah.docx | 198.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах",
проведенный в 5-б классе 8 октября 2019 г.
учителем русского языка и литературы Антоновой О.А.
Цели для учителя:
- Закрепить знания по изученному ранее материалу
- Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление.
- Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.
Практические:
- Научить находить и определять орфограмму в слове;
- Расставлять знаки препинания в предложении;
- Не путать части речи
Общепредметные:
- развивать у детей навыки логического мышления, наблюдательность
- развивать стремление обогащать свой словарный запас.
Цели для обучающихся:
- Самостоятельно определять важность и необходимость выполнения задания в группе;
- Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
- Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Тип урока:
Урок-практикум
Методы: -метод групповой работы
- наглядно – демонстративный,
- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),
- практический
Оборудование урока:
- жетоны (вырезанные из картона будущие кружки- сердцевинки цветов);
- лист отзыва об уроке;
- лист оценки знаний;
- магнитная доска с прикрепленными цветами;
- компьютер;
- проектор;
- учебники по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.
Ход урока
1.Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
Доброе утро, ребята! Посмотрите на 1 слайд и прочитайте эпиграф к уроку.
Слайд 1
Эпиграф урока:
«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли!» Л.В.Успенский
О чем говорит нам лингвист Лев Успенский?
Верно, именно поэтому , начиная с 1 класса вы изучаете предмет под названием «Русский язык». В течение всего сентября мы вспоминали с вами то, что вы изучали в начальной школе. Сегодня мы закончим тему «Повторение». Если это итоговый урок по разделу, какую цель мы можем перед собой поставить?
Учащиеся формулируют цель урока.
2.Ориентировочный этап.
-Молодцы! Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».Списываем грамотно в тетрадь эпиграф к уроку. Располагаем его справа.
-Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправимся в путешествие, на поиски далекого и необычного города Лингвограда. (Учитель разъясняет детям значение слова lingua-(лат.)язык. Лингвистика-языкознание, наука, изучающая языки). Вы готовы отправиться в путешествие? Давайте разделимся на 3 команды (команды по 10 человек ). Итак, наш поезд отправляется. Возьмем с собой наши знания и хорошее настроение.
3. Практический этап
Станция первая-Морфология.
Слайд 2
«Для всего в русском языке есть множество слов» К.Г.Паустовский.
-Что такое морфология? (Раздел науки о языке, который изучает части речи.)
-На какие группы делятся все части речи?
-Какие части речи знаете вы?
-Как вы определите, к какой части речи относится слово?
Чтобы отправиться дальше, нам нужно получить специальные билеты- жетоны, а для этого давайте выполним задание.
Слайд 3
1.Спишите и определите, к какой части речи относится каждое слово.
Б..гряный, осень, пожухлый, г..рбарий, раскидистый, б..грянец, он, пасмурно, лист.
(прил.) (сущ.) (прил.) (сущ.) (прил.) (сущ.) (мест.)(нар.) (сущ.)
Какая орфограмма пропущена в словах? (Непроверяемая гласная в корне).
Слов какой части речи не было в этом ряду? (Глагола). Каждый запишите по 3 глагола. Какие глаголы вы записали?
-Отлично! За верные ответы каждая команда получает вот такие билеты для дальнейшего пути. (Учитель раздает жетоны за ответы- это вырезанные из картона разноцветные желтые кружки). Едем дальше.
Слайд 4
Грамоте учит(?)ся- всегда пригодит(?)ся. Пословица.
Итак, станция Орфография.
-Что такое орфография? Что она изучает? (Изучает правильность написания слов). Будем ли писать Ь в словах учит.?.ся и пригодит.?ся? Что для этого нужно? Сформулируйте алгоритм действий.
-Подумайте и скажите, может ли на конце глагола быть -ца? Тогда это будет какая часть речи? Правильно,существительное.
Слайд 6
Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте. Запишите грамотно. Выделите суффиксы (ся) и окончания глаголов.
Сестра любит братца за любую работу.
Ей сегодня не спица.
Выходной пененосица на пятницу.
Придумайте с этими словами (с существительными) предложения и запишите .
-Давайте проверим, как вы усвоили основные правила орфографии в начальной школе.
Слайд 5
-Выполним тестовые задания.
А1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) з…ма, к…пуста 3) в..сьмой, г..ворить
2) зв…нок, б…тон 4) м..рковь, д..кабрь
Ответ: 3
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- арбу.., сна..ть 3) доро..ка, руба..ка
2) коро..ка, ша..ка 4) наро.., скла..ка
Ответ: 4
А3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне ?
1) вес..ник 3)мес..ный
2) чудес..ный 4) со..нце
Ответ: 2
А4. В каком ряду все слова пишутся с Ь на конце?
1) шалаш (?), луч(?), помощ(?) 3) доч(?), малыш(?), кирпич(?)
2) вещ(?), дрож(?), (много) задач(?) 4) глуш(?), ноч(?), мощ(?)
Ответ: 4
А5. Укажите глагол, в котором в окончании пишется буква Е?
1) верт..т 3) леч..т
2) кол..т 4) гон..т
Ответ: 2
Один ученик из каждой группы дает ответ, объясняет его. (Например, ответ-колЕт). Формулирует правило(колоть- на оть,относится к 1 спр., значит в личном окончании глагола пишем ЕТ).
-А какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
За верное выполнение заданий команды получают снова пропускные жетоны.
Слайд 6
«Знаки препинания- это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский.
Станция Пунктуация.
Что такое пунктуация? (Система знаков препинания. Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания ).
-Запомните! Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
-Какие знаки препинания вы знаете?
Слайд 7– ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные
Слайд 8
Найдите предложение, в котором знаки препинания поставлены неверно. Выпишите его, расставьте знаки препинания, графически объясните. (Работа в группе и индивидуально.)
- Приходит весна и птицы возвращаются в родные края.
- Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни.
- Трамвай показался из-за угла, медленно пересек проспект и остановился.
- Хозяин заварил чай и позвал гостей к столу.
- Ответ:1
Проверяем на доске. Та команда, которая быстрее закончила, выбирает учащегося, который пишет предложение на доске и объясняет постановку знака препинания. (Записывается первое предложение). Получают жетоны.
4. Работа с текстом учебника на стр.93 о природе.
-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.93-упр.№201. Прочитайте текст. Определите основную мысль и тему текста. Как бы вы его озаглавили? Какие орфограммы, из тех, что мы повторили сегодня на уроке, здесь встретились?
Дети читают слова с пропущенными орфограммами, объясняют их.
5 .Рефлексийно-оценочный этап.
Вот мы и добрались до чудесного города Лингвограда ! В этом городе есть необычное красивое место-Цветочная поляна. (На магнитной доске прикреплены картонные цветы без сердцевинок).
-Каждый,кто добрался до этого города, может оставить на этой поляне свой след. Напишите на жетоне свое имя и прикрепите в центр понравившегося цветка при помощи магнитика, размещенного на доске. (Дети выходят к доске, прикрепляют сердцевину со своим именем).
-Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, давайте подведем итоги. Что мы успели за сегодняшний урок повторить?
-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы ее? (Дети самостоятельно формулируют цель.)
Какой раздел науки о языке изучает части речи?
Что такое орфография?
Что нового вы узнали на уроке?
Что изучает пунктуация?
Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа.
Слайд 9
Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:
- Все.
- Ничего.
- Повторение глагола
- Расставлять знаки препинания.
- Отвечать на вопросы.
- Работать с заданиями.
- Узнавать новое по русскому языку.
Слайд 10
Слайд 11
6. Домашнее задание по выбору
Ваше домашнее задание будет связано с сегодняшним уроком.
Составить тест из 3 заданий, вспомнив наше сегодняшнее пушешествие по станциям, по морфологии, орфографии ,синтаксису и пунктуации.
Или параграф 41, упражнение №207 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс
Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...
конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе
Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...