Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Кутырева Анна Игоревна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Класс: 6

Образовательные ресурсы:

1. УМК  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

2. Презентация по теме урока

3. Раздаточный дидактический материал (Схема-таблица, карточки с тестовыми заданиями)

Тип урока: Урок  «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

Содержательная – Научиться работать с орфограммой «Гласные в  приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Методы и формы обучения:

  • частично-поисковый метод
  • наглядно-словесный метод;
  • методы самостоятельной работы;
  • индивидуальная работа;
  • парная работа;
  • групповая работа

Технологии: 

  • здоровьесбережения;
  • дифференцированного подхода в обучении;
  • проблемного диалога;
  • педагогика сотрудничества;
  • исследовательской деятельности;
  • индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Сегодня на уроке вы совершите много новых открытий. Надеюсь, наша работа сегодня будет интересной и плодотворной.

Давайте внимательно посмотрим на экран и прочитаем отрывок из сказки «Конёк-горбунок»:

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене.

Присел он на придорожный камень и призадумался. Как

преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!» (Слайд)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Устные ответы

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации. Эвристическая беседа по теме урока

Учитель создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя):

Ребята, вы обратили внимание, что некоторые слова в тексте выделены, давайте их прочитаем . Как вы думаете что их объединяет?

А какие группы приставок вам уже знакомы?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишите, пожалуйста, в тетради число, классная работа и тему урока

(Слайд)

Давайте снова внимательно посмотрим на экран. Выразительно прочитаем стихотворение. Следите по раздаточному материалу у вас на партах.

(Слайд)

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость
чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

Подумайте,  от чего зависит написание и ли е в приставках. Какие подсказки нам даны в этом стихотворении?

Давайте попробуем собрать все полученные знания в систему. На доске вы видите таблицу. Вся информация, которая нужна для её заполнения есть в стихотворении. Заполните пропущенные ячейки:

Новый точечный рисунок.bmp

(Слайд) Давайте проверим. Дополним таблицу своими примерами.

Смотрят презентацию или рас- сматривают иллюстрации, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют моти- вацию к учебной деятель- ности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

И так, ребята, мы с вами выяснили, от чего зависит правописание при и пре. От чего? (от значения приставки)

Давайте познакомимся с правилами , значения приставки при (Слайд)

Значения приставки пре (Слайд). Читаем внимательно.

Давайте выполним следующее задание. Разделите страничку пополам на 2 столбика: один для слов, в которых приставка пре имеет значение очень, другой-  для значения пере.

Я диктую слова, а вы записываете их в нужный столбик: ПРЕЗАБАВНЫЙ, ПРЕЛОМИТЬ, ПРЕРВАТЬ, ПРЕДОБРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕГРАДИТЬ, ПРЕСКУЧНЫЙ

Итак, теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте:

(Слайд)

Если верно ставим плюс, неверно- минус. У кого всё верно? У кого1-2 ошибки? 3 и более?

У каждого из вас на столе есть памятка, которую вы прикрепите в свои тетради. Давайте с ней познакомимся.

ПАМЯТКА:

Преодолеть преграду, не преступить закон,

В прекрасную погоду прервать прескверный сон.

Предобро улыбнуться иль преградить пути,

Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ,

А ПРИ :

Приблизим и приклеим, приставим и пришьём,

Чуть выше приподнимем и новизны внесём.

Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.

Расставим по порядку и сядем отдохнём.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная,

групповая

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные

ответы

Физкультми-

нутка «Приставоч-

ки»

Действительно, ребята, почему бы не отдохнуть:

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно приподнять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приспустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

 Снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная, в парах

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4. Целе- полагание и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с заданием, эвристическая беседа. составление связных рассказов об изученных нормах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

1 и 3 парты повернитесь назад, у нас получалось 6 групп, каждая группа сейчас получает карточки со словами.

Ваша  задача: вставить пропущенные буквы, подумать о значении каждого слова, подумать какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой. 

Сделать вывод о правописании вашей приставки и составить текст, использовав все ваши слова.

Как только команда будет готова, все поднимают руки вверх. Выступаем по цепочке.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя работают над заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индиви-

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Письменная работа по группам

Задание по группам.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Организует анализ работы групп, обсуждение полученных карточек

Работают с заданием

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Выполнение письменной работы

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка и обсуждение работ учащихся

Найдите у себя на столах тестовые задания, выполняем в тетради, затем проверяем по цепочке.

 1. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

2. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…большой

3. Определите слово с приставкой пре- : 
А) Пр…писать 
В) Пр…дорожный 
С)
Пр…мудрый 
Д) Пр…сесть 
Е) Пр…смотреться

4. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) Придумать. 
B) Природа. 
C) Приехать. 
D) Привстать. 
E) Прибрежный. 
Правильный ответ: B

5. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) Прибавить. 
B) Приблизить. 
C) Приморский. 
D) Причина. 
E) Пришить. 
Правильный ответ: D

Изучают карточки с заданиями, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выполняют задания, делают вывод о роли мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Индивидуальная,

групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы

обратной

связи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Те, у кого на столе оранжевая звёздочка выполняют упр. 204 в учебнике с. 114, а у тех, у кого красная, выполняют упр. 214.

Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют упражнения на закрепление

Индивидуальная,

групповая

Личностные: оценивают содержаниес нравственноэтической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Письменные работы

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Сделайте вывод: от чего зависит написание приставок пре- и при-. Когда пишется приставка пре-? Когда при-?

Записываем домашнее задание (§40, упр. 207, 209)

(Слайд)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

(Слайд)

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Свою карточку ребятам показывает в финале учитель.

Учитель подводит итоги урока. Выставление отметок.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная,

групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 6 класс. Правописание приставок при- и пре-.

Учебный  предмет:  русский языкКласс:6Автор  УМК:  Львова С.И.Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.Тип урока:Урок «открытия» нового знания.Цели урока.Содержат...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...