Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Класс: 6
Образовательные ресурсы:
1. УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой
2. Презентация по теме урока
3. Раздаточный дидактический материал (Схема-таблица, карточки с тестовыми заданиями)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.
Содержательная – Научиться работать с орфограммой «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Методы и формы обучения:
- частично-поисковый метод;
- наглядно-словесный метод;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная работа;
- парная работа;
- групповая работа
Технологии:
- здоровьесбережения;
- дифференцированного подхода в обучении;
- проблемного диалога;
- педагогика сотрудничества;
- исследовательской деятельности;
- индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Оргмомент. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Сегодня на уроке вы совершите много новых открытий. Надеюсь, наша работа сегодня будет интересной и плодотворной. Давайте внимательно посмотрим на экран и прочитаем отрывок из сказки «Конёк-горбунок»: Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!» (Слайд) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Устные ответы |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации. Эвристическая беседа по теме урока | Учитель создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя): Ребята, вы обратили внимание, что некоторые слова в тексте выделены, давайте их прочитаем . Как вы думаете что их объединяет? А какие группы приставок вам уже знакомы? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишите, пожалуйста, в тетради число, классная работа и тему урока (Слайд) Давайте снова внимательно посмотрим на экран. Выразительно прочитаем стихотворение. Следите по раздаточному материалу у вас на партах. (Слайд) Повнимательней смотри. Подумайте, от чего зависит написание и ли е в приставках. Какие подсказки нам даны в этом стихотворении? Давайте попробуем собрать все полученные знания в систему. На доске вы видите таблицу. Вся информация, которая нужна для её заполнения есть в стихотворении. Заполните пропущенные ячейки: (Слайд) Давайте проверим. Дополним таблицу своими примерами. | Смотрят презентацию или рас- сматривают иллюстрации, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют моти- вацию к учебной деятель- ности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | И так, ребята, мы с вами выяснили, от чего зависит правописание при и пре. От чего? (от значения приставки) Давайте познакомимся с правилами , значения приставки при (Слайд) Значения приставки пре (Слайд). Читаем внимательно. Давайте выполним следующее задание. Разделите страничку пополам на 2 столбика: один для слов, в которых приставка пре имеет значение очень, другой- для значения пере. Я диктую слова, а вы записываете их в нужный столбик: ПРЕЗАБАВНЫЙ, ПРЕЛОМИТЬ, ПРЕРВАТЬ, ПРЕДОБРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕГРАДИТЬ, ПРЕСКУЧНЫЙ Итак, теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте: (Слайд) Если верно ставим плюс, неверно- минус. У кого всё верно? У кого1-2 ошибки? 3 и более? У каждого из вас на столе есть памятка, которую вы прикрепите в свои тетради. Давайте с ней познакомимся. ПАМЯТКА: Преодолеть преграду, не преступить закон, В прекрасную погоду прервать прескверный сон. Предобро улыбнуться иль преградить пути, Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ, А ПРИ : Приблизим и приклеим, приставим и пришьём, Чуть выше приподнимем и новизны внесём. Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём. Расставим по порядку и сядем отдохнём. | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Индивидуальная, групповая | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
Физкультми- нутка «Приставоч- ки» | Действительно, ребята, почему бы не отдохнуть: А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно приподнять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приспустить и так стоять. Снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная, в парах | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
4. Целе- полагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с заданием, эвристическая беседа. составление связных рассказов об изученных нормах | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. 1 и 3 парты повернитесь назад, у нас получалось 6 групп, каждая группа сейчас получает карточки со словами. Ваша задача: вставить пропущенные буквы, подумать о значении каждого слова, подумать какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой. Сделать вывод о правописании вашей приставки и составить текст, использовав все ваши слова. Как только команда будет готова, все поднимают руки вверх. Выступаем по цепочке. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя работают над заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индиви- дуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану | Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Письменная работа по группам | Задание по группам. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий Организует анализ работы групп, обсуждение полученных карточек | Работают с заданием | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение письменной работы |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка и обсуждение работ учащихся | Найдите у себя на столах тестовые задания, выполняем в тетради, затем проверяем по цепочке. 1. В каком слове приставка обозначает «приближение»? 1) Пр…хлынут 2) пр…лечь 3) пр..милый 2. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр…бирать 2) пр…растать 3) пр…большой 3. Определите слово с приставкой пре- : 4. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 5. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня | Изучают карточки с заданиями, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выполняют задания, делают вывод о роли мягкого знака для обозначения мягкости согласных | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы | Листы обратной связи |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Те, у кого на столе оранжевая звёздочка выполняют упр. 204 в учебнике с. 114, а у тех, у кого красная, выполняют упр. 214. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют упражнения на закрепление | Индивидуальная, групповая | Личностные: оценивают содержаниес нравственноэтической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану | Письменные работы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Сделайте вывод: от чего зависит написание приставок пре- и при-. Когда пишется приставка пре-? Когда при-? Записываем домашнее задание (§40, упр. 207, 209) (Слайд) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? (Слайд) Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. Свою карточку ребятам показывает в финале учитель. Учитель подводит итоги урока. Выставление отметок. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащихся на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 6 класс. Правописание приставок при- и пре-.
Учебный предмет: русский языкКласс:6Автор УМК: Львова С.И.Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.Тип урока:Урок «открытия» нового знания.Цели урока.Содержат...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия». 1.Предмет: русский язык
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: &laqu...