Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор урока: Трущенкова О.А.
ГБОУ школа № 120
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Класс: 5
Цели для ученика Обучающие: 1. Знакомство с правилами правописания приставок при- и пре- 2. Совершенствование орфографических навыков. 3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике. Развивающая: Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся. Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к слову, толерантности. | Цели для учителя Образовательные: дать сведения об отличительных значениях приставок при- и пре-. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, толерантность. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Приставка Морфемный состав слова | Новые понятия |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание § 47, упр. 555 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут. | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Чтение сказки про пре- и при- (Приложение 1). | Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний о приставке как значимой части слова. | Словесная форма. Игровой прием. Фронтальный опрос. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 10 минут. | Учитель просит объяснить, почему слова распределены по столбцам. Что может означать приставка при- и приставка пре-? (Приложение 2) | Самостоятельно объяснить расположение слов в данных столбиках. | Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений различать значения приставок при- и пре- |
III. Изучение нового. 5 минут – самостоятельная работа с правилом | Учитель просит прочитать параграф и создать кластер Работа с раздаточным материалом (Приложение 3) и объяснение изученной орфограммы | Умение выделять в тексте параграфа нужную информацию. Умение применить изученное правило. | Практический метод. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
IV. Лингво-физкультминутка. 3 минуты | Объясняет задание. Закрыв глаза, поднимать правую руку, если в слове приставка при-, левую – если приставка пре- (Приложение 4) | Выполняют упражнения. | Игровой прием. Здоровьесбере-гающая технология. | ||
V. Актуализация новых знаний. 1) Различение значений приставок пре- и при- и неоднокоренных слов, одинаковых по произношению, но различных по написанию 7 минут | Устанавливает осознанность восприятия. применению новых знаний. (Приложение № 5) | Решают задание (упр.551). | Фронтальный опрос. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Умение грамотно строить предложения. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 5 минут. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Умение оценивать себя. |
Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник |
Приложение 1.
Сказка.
В одной из деревень страны Лексики жили-были две сестры – приставки Пре и При. И не могли они поделить свои значения. Пока однажды между ними не состоялся разговор.
– При, – сказала Пре. И тут все началось. – Ты всегда присоединяешься ко мне, когда я читаю книгу. Ты все делаешь только в своих интересах. Ты берешься за два дела сразу, и порой ты доводишь дело до конечной цели, но, как правило, не выполняешь полностью.
При сказала в ответ: «А ты, Пре, напыщенная особа, любишь превозносить себя, преувеличиваешь свою значимость. Моей дружбе предпочитаешь Пере. Это и немудрено, ведь вы порой имеете одинаковое значение.
– Прости! – сквозь слезы сказала Пре.
– А ты меня.
Пре и При разобрались в своих значениях и с тех пор никогда не ссорились.
Приложение № 2
? | ? | ? | ? | ? |
Пристегнуть Призывник Пришить, Пришвартовать Прибежать | Пришкольный Привокзальный Приморский | Пригорок Присесть Приостановиться Приоткрыть | Премудрый Прехороший Презанятный | Преступник Прервать Преградить |
Приложение № 3
Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка. Смотрит Иванушка – местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойненько на месте лежит. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…томился он от дальней дороги. Пр…задумался. А Иванушка был пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.
Приложение 4
Презабавный анекдот, привратник, принижать достоинство, преклонный возраст, непреклонный, примитивный, пренеприятный разговор, призреть сироту, примыкающий, пренебрежительное отношение, примадонна, приключение, пресыщение, претворить в жизнь, беспрекословно, приоритетный, неприступная крепость, приспособление, преемственность.
Приложение № 5
Прибывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник; ывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"
Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"
Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....
Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Вспоминаем правописание суффиксов" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения правил написания суффиксов.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученные правила написания суффиксов;2. провести орфографически...
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....