Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Трущенкова Ольга Александровна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор урока: Трущенкова О.А.

ГБОУ школа № 120

Учебный  предмет:  русский язык

Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Класс: 5

Цели для ученика

Обучающие:

1. Знакомство с правилами правописания приставок при- и пре-

2. Совершенствование орфографических навыков.

3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающая:

Развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса у обучающихся.

Воспитывающая:

Воспитание бережного отношения к слову, толерантности.

Цели для учителя

Образовательные: дать сведения об отличительных значениях приставок при- и пре-.

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Приставка

Морфемный состав слова

Новые понятия

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Цифровой диктант

Домашнее задание

§ 47, упр. 555

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

5 минут.



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Чтение сказки про пре- и при-

(Приложение 1).

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний о приставке как значимой части слова.

Словесная форма.

Игровой прием.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

10 минут.

Учитель просит объяснить, почему слова распределены по  столбцам. Что может означать приставка при- и приставка пре-?  (Приложение 2)

Самостоятельно объяснить расположение слов в данных столбиках.

Иллюстративно-словесный метод.

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений различать значения приставок при- и пре-

III. Изучение нового.

5 минут – самостоятельная работа с правилом
10 минут – объяснительный диктант


Учитель просит прочитать параграф и создать кластер

Работа с раздаточным материалом (Приложение 3) и объяснение изученной орфограммы

Умение выделять в тексте параграфа нужную информацию.
Умение презентовать свою работу.

Умение применить изученное правило.

Практический метод.
Прием познавательной активности через творческое задание.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

IV. Лингво-физкультминутка.

3 минуты

Объясняет задание.

Закрыв глаза, поднимать правую руку, если в слове приставка при-, левую – если приставка пре-

(Приложение 4)

Выполняют упражнения.

Игровой прием. Здоровьесбере-гающая технология.

V. Актуализация новых знаний.

1) Различение значений приставок пре- и при- и неоднокоренных слов, одинаковых по произношению, но различных по написанию  

7 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по

применению новых знаний.

(Приложение № 5)

Решают задание (упр.551).
Самостоятельно выбирают нужную приставку

Фронтальный опрос.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение грамотно строить предложения.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

5 минут.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VII. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник

Приложение 1.

Сказка.

В одной из деревень страны Лексики жили-были две сестры – приставки Пре и При. И не могли они поделить свои значения. Пока однажды между ними не состоялся разговор. 
– При, – сказала Пре. И тут все началось. – Ты всегда присоединяешься ко мне, когда я читаю книгу. Ты все делаешь только в своих интересах. Ты берешься за два дела сразу, и порой ты доводишь дело до конечной цели, но, как правило, не выполняешь полностью.
При сказала в ответ: «А ты, Пре, напыщенная особа, любишь превозносить себя, преувеличиваешь свою значимость. Моей дружбе предпочитаешь Пере. Это и немудрено, ведь вы порой имеете одинаковое значение.
– Прости! – сквозь слезы сказала Пре.
– А ты меня.
Пре и При разобрались в своих значениях и с тех пор никогда не ссорились.

Приложение № 2

            ?

               ?

?

?

?

Пристегнуть

Призывник

Пришить,

Пришвартовать

Прибежать

Пришкольный

Привокзальный

Приморский

Пригорок

Присесть

Приостановиться

Приоткрыть

Премудрый

Прехороший

Презанятный

Преступник

Прервать

Преградить

Приложение № 3

Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка. Смотрит Иванушка – местность    незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойненько на месте лежит. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в  росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…томился он от дальней дороги. Пр…задумался. А Иванушка был  пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.

Приложение 4

Презабавный анекдот, привратник, принижать достоинство, преклонный возраст, непреклонный, примитивный, пренеприятный разговор, призреть сироту, примыкающий, пренебрежительное отношение, примадонна, приключение, пресыщение, претворить в жизнь, беспрекословно, приоритетный, неприступная крепость, приспособление, преемственность.

Приложение № 5

Прибывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник; ывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....

Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Вспоминаем правописание суффиксов" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения правил написания суффиксов.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученные правила написания суффиксов;2. провести орфографически...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....