Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! – Давайте определим свое настроение, настрой на работу: • отличное; • хорошее; • не совсем готовы Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята! Я рада приветствовать вас сегодня! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. К сегодняшнему уроку вы получили не совсем обычное домашнее задание: вам предложено было раскрасить черно – белые изображения деревьев, чтоб ясно было видно, какое время года изображено на рисунке: зима, весна, лето или осень. Посмотрите, что у нас получилось. (Работы прикреплены на доску, согласно надписям: осень, зима, весна, лето) - Какие краски вы, художники, использовали? (Каждое время года имеет свои цвета; осень – все оттенки желтого, красного, зима – белый, голубой; весна – нежно - зеленый, синий, лазоревый; лето – почти все яркие, насыщенные краски…) - А какие звуки мы можем услышать ранним весенним утром? Где их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное 3.Выявление места и причины затруднения действие | Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Приглашаю вас совершить путешествие в мир звуков весны (запись в рабочих листах). - Если посмотреть в окно и прислушаться... Что можно услышать? (Как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.) Включается запись перезвона колоколов и голоса птиц (Слайд 1, 2) - Что вы услышали? (Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны). - Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости…) - Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий. Уходят морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа пробуждается. - Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! -Много и картин художников посвящено весне. (Слайд 3). Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. (Слайд 4) - Как слышат весну художники слова? И самое интересное – как они рассказывают об этом? Послушаем подготовленные вами стихотворения о весне (2 ученика) - Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу И. С. Соколова – Микитова «Звуки весны» | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, слушают запись, сверстников | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, | Устные ответы |
4. Целеполагание и по- строение проекта выхода из затруднения | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Терминологический диктант. – По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме 1.Связное высказывание на определённую тему. 2.То, о чём говорится в тексте. 3. Главная мысль текста. 4. Тип речи, в котором что-то описывается. 5. Художественное образное определение. 6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами. 7. Придание свойств живого неодушевлённым предметам. (ключ на слайде 6). 1. Текст 2. Тема 3. Идея 4. Описание 5. Эпитет 6. Метафора 7. Олицетворение | Выполняют задание, оценивают работу товарищей, определяют тему и цель урока | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Вопросы для уточнения информации |
| Физкультминутка | Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти легкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно, Ну а дальше – будь здоров! Теперь и вы все отдохнули, новая забота: Нужно сделать на «отлично» новую работу | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная |
| Выполнение упражнений |
5. Твор- ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания | Работа с текстом - Чтение рассказа учеником Звуки весны. 1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. 2) Чудесно наступает предутренний час в лесу. 3) Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается пр..красная симфония утра. 4) Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. 5) Нар..стая и зам..рая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предра..светный ветер. 6) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой пр..снувшейся птички – зарянки. 7) Тихий, знакомый слышится звук: "Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!" 8) Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. 9) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря. 10) В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нар..стают. 11) Пр..ветствуя во..ходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бе..численных свирелях, повсюду з..ливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. 12) Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (И.С.Соколов-Микитов). | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают вывод о структуре текста | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.) - Тема текста? (Она отражена в заглавии) - К какому стилю речи можно отнести этот текст? (К художественному: в тексте нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который всё это видит и слышит.) - А к какой тип текста? (Это описание.) - Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание таким ярким? (Эпитеты и метафоры) - Найдите в тексте эпитеты и метафоры (Работа в парах). (Слайд 8, 9) Эпитеты | Метафоры | прекрасная симфония | симфония утра | чуткое ухо | музыка утра | веселый час | в серебряные трубы трубят журавли |
| торжественные звуки | заливаются музыканты-дрозды |
|
|
|
- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.) - А вы знаете, что такое симфония? - Симфония-1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь. (Симфония красок, симфония звуков.) (Слайд 10) - Услышали ли вы симфонию утра? С помощью чего автор достиг того, что мы могли услышать симфонию? Подчеркните данные особенности цветным фломастером. (Автор использовал музыкальные термины – дирижёр, волшебная палочка, симфония, музыка, пение, музыканты; изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, глаголы: ночевал, наступает, гаснут, слышится, ловит, трубят, заливаются, поднимаются, поют, слышит, слушает; звукоподражание «Хоррр, хоррр, цвиу!» ) | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, в парах | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | - Прочитайте, как начинается симфония. Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? - Выпишите в ед.ч. И.п. Посмотрите на них (Слайды 11-16) - зарянка
- вальдшнеп (кулик)
- глухарь
- журавль
- дрозд
- жаворонок
- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. Определите время глаголов. Найдите те, которые употребляются в переносном значении. (Слайд 17) - слышится
- тянет-поет
- трубят-курлычут
- заливаются-поют
- поют
- Чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий. Глаголы создают атмосферу движения, пробуждения, изменчивости природы) - Назовите номер предложения с вводным словом. (3) С какой целью использует его автор? (С целью привлечь внимание читателя к тому, что происходит в лесу. Придаёт эмоциональную окраску тексту) - Как вы думаете, почему автор в своём рассказе использует только двусоставные предложения? (В этом описании не должно быть недомыслия. Нам необходимо знать, кто создаёт эту прекрасную симфонию утра) - Объясните изученные орфограммы в корнях и приставках слов с пропусками. - Сделайте синтаксический разбор второго предложения. - Напишите транскрипцию слов чудесно, прекрасная, заливаются - Выполните морфемный разбор слов весенние, нарастают, звуков. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, в парах | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения содержания. | Устные ответы, выполнение письменных упражнений |
8. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Итак, чему мы учились на уроке? (Мы учились находить тему и главную мысль теста, определять стиль, тип речи, находить изобразительно-выразительные средства, делать разборы, т.е. делать КАТ) – Молодцы, ребята! Сегодня все работали замечательно. - Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы.
| Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание учащихся за работу на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравил ся – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом - Я разобрался в …
- Я теперь знаю…, умею …
- Я должен повторить …
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | Листы обратной связи |