Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1
Предмет | география | Класс | 8 | ||
Тема урока | Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях | ||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||
Цели | Формирование представлений о географической карте, используемых картографических проекциях | ||||
Оборудование: | глобус, физическая карта России | ||||
Методы проведения урока: | объяснение с использованием иллюстраций, самостоятельная работа с учебником. | ||||
Технологии: | технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах | ||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять картографические проекции; сравнивать географические карты на основе используемых картографических проекций; составлять описания картографических проекций и искажений; проводить классификацию, выявлять отличия, проводить примеры карт на основе картографических проекций и искажений | Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материл; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; использовать навыки математических расчётов; находить закономерности ; составлять описания по результатам наблюдений; Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельность; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях;; прогнозировать результат учебной деятельности. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение( в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позиции другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории | Осознание целостного мира многообразия взглядов на его; сформировать учебно-познавательный интерес к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание особенностей картографических проекций; использование знаний о картах в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил проведения практической работы | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическая карта, чертёж, математическая основа карт, картографическая проекция, масштаб, система координат |
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 этап. Организационный момент. | - С добрым утром начат день. Первым делом гоним лень -Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. | Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД установка на здоровый образ жизни; Познание Земли в древности |
2 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся. | Вы узнаете Что такое географическая карта. Что такое картографическая проекция. Какие существуют виды картографических проекций. Почему на географической карте возникают искажения изображения земной поверхности. .Как вы думаете Можно ли сделать географическую карту без искажений? Тему урока Карта и её математическая основа. Предположите, каковы будут цели урока? | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетрадь. Целеполагание. | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение целей, функций участников, способов взаимодействия Личностные УУД Формирование мотивационной основы учебной деятельности |
4 Этап изучения новых знаний и способов действий Поиск информации. Физкультминутка | Термин «карта» происходит от латинского charta и означает «лист» или «бумага» В России применялся термин «чертеж» Со времен Петра I стали использовать термин «карта» Географическая карта - это уменьшенное, математически определенное изображение поверхности Земли, на котором все объекты показаны в принятой системе условных знаков. Математической основой являются: масштаб, система координат, картографическая проекция. Они позволяют ориентироваться по карте, производить с ее помощью измерения и вычисления. Масштаб определяет степень уменьшения размеров объектов и расстояний между ними. Бывает: Численный, Именованный, Линейный (Привести примеры) Численный масштаб выражается дробью, например 1:100000. Чем больше знаменатель дроби, тем меньше сама дробь, а значит, мельче масштаб. Например, масштаб 1:100000 мельче, чем масштаб 1:10000. Масштаб 1:100000 означает, что уменьшение произведено в 100000 раз, то есть 1 см карты соответствует 100000 см (1 км) местности. Такое пояснение называется именованным масштабом. Для того чтобы определить по карте или плану расстояние сразу в метрах или километрах, можно использовать линейный масштаб. Это масштаб, который изображается в виде прямой линии, разделенной на отрезки, каждый из которых соответствует определенному расстоянию на местности. Картографические проекции Для изображения шарообразной поверхности Земли на плоскости географической карты используются картографические проекции. Каждой проекции присущи искажения, вызванные сжатиями и растяжениями при переходе от сферической поверхности к плоскости карты. Картографическая проекция - это математически определенные изображения поверхности земного шара на плоскости карты. Виды искажений:
Чем меньше изображенная территория, тем меньше величина искажения. Виды проекций по характеру искажений:
Виды проекций по типу вспомогательных поверхностей:
Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире. Повернулись на восток, а затем на север. Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу и пора за парту нам. | Обосновывают выбор написания. слушают Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Объединяются в группы. Представитель каждой группы показывает на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом определяют самое глубокое место в океане. Работают с текстом учебник Работа с контурной кар Работа с атласом Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебнике и выписывают в тетрадь Работа с атласом Анализируют карту и определения, делают вывод | Коммуникативные УУД умение находить несколько вариантов решения проблемы; Формировать умение способности к саморазвитию Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли) Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. |
5. Этап первичной проверки понимания изуч. | Выполнение Практической работы №1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях | Выполняют п/р | Познавательные УУД Самостоятельное выполнение заданий Коммуникативные УУД умение отвечать на вопросы |
6. Этап информации о д/з | Изучить П. 1 и с.6-9 , выполнить тестовые задания с.3-4 И по желанию тематич практикум. | Записывают д/з |
|
7.Этап подведения итогов | Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Выставление оценок за урок | ||
8 .Этап рефлексии | Выберите смайлики, которые соответствовали вашему состоянию на уроке | Отвечают на вопросы | Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...
Практическая работа № 1. Определение по карте протяженности Воронежской области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.
Определите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области.Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».
Пояснительная запискаРаздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенны...
Статья «Использование требований ОГЭ при организации практических работ по определению географического положения территории».
Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма. Идеи об обусловленности жизни людей и общества географиче...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме Практическая работа "Приготовление растворов"
На первом этапе урока группы отчитываются по выполнению домашнего задания. Представители группы «химиков» рассказывают о роли микро- и макроэлементов в развитии растений (отдельно по каждо...
Технологическая карта урока английского языка по теме «Мы должны носить школьную форму» на основе УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой для 5 класса
Технологическая карта урока английского языка по теме «Мы должны носить школьную форму» на основе УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой для 5 класса...