Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, и решать эту задачу, прежде всего, на уроках русского языка и литературы. Говорят, что если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибатуллина Люция Гаптелхаевна,
г.Арск, МБОУ «Арская средняя
общеобразовательная школа №1
им.В.Ф.Ежкова с углубленным
изучением отдельных предметов»,
учитель русского языка и литературы
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сложные духовные проблемы общества, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты, привели нас к тому, что сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, и решать эту задачу, прежде всего, на уроках русского языка и литературы. Говорят, что если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Прекрасным помощником мне, учителю русского языка и литературы, в формировании нравственности служит книга Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром», высокую оценку которой дал издатель книги С.М.Миронов: «…такие книги способны поддержать нравственное начало в обществе, объединить всех нас в стремлении обеспечить достойную и справедливую жизнь». Д.С.Лихачев был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен». В своей книге он делится тем, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Содержание этих писем я использую при проведении духовно-нравственных бесед с учащимися. Тексты писем – хорошее подспорье при выборе текстов для изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе, проведении уроков русского языка в 5 классе при изучении таких тем, как «Язык и речь. Типы речи» по УМК «Русский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.– М.: ООО «Русское слово », 2014. (ФГОС. Инновационная школа). При проведении данных уроков я использую письма «Как говорить?», «Как выступать?», «Как писать?», «Любите читать». На основе этих писем составляю с учащимися инструкции-памятки, что способствует формированию и оценке универсальных учебных действий, в частности диагностике регулятивных планируемых результатов. На основе этих писем создаю учебную ситуацию: написать сочинение-миниатюру «Зачем я изучаю русский язык», побуждая учащихся к анализу жизненных явлений, к сравнению, сопоставлению и противопоставлению. Работая над содержанием текстов «Писем о добром» при конструировании урока, использую такие приемы современных образовательных технологий (приемы технологии критического мышления), как «Верные и неверные утверждения», создание кластера, прием «синквейн», которые позволяют выразить свое отношение к сказанному, подвести определенный итог. Например, оценить достоверность информации, обосновать свое мнение можно выдвинув следующую учебную задачу: выбрать из данных утверждений верные.
- Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (Верно)
- В основе любых жаргонных, циничных выражений лежит смелость. (Неверно, слабость)
Синтезировать и обобщить сложную информацию, оценить словарный запас учащихся и средства творческого самовыражения можно используя прием «синквейн». Так учащиеся составляли «синквейн» по теме «Воспитание», опираясь на письмо тринадцатое «О воспитанности»:
Воспитание (существительное, главная тема, мысль)
Хорошее, правильное (2 прилагательных, качества первого слова)
Проявляется, происходит, выявляет (3 глагола, действия первого слова)
Воспитание происходит в семье. (Суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль)
Уважение (существительное, синоним первому слову, вывод)
Работа над созданием синквейна развивает образное мышление учащихся.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». Для гармоничного развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, оно осуществляется мною через знакомство с книгой Д.С.Лихачева.
Список использованных источников:
1. Д.С.Лихачев. Письма о добром. – Санкт-Петербург: изд-во «LOGOS», 2007. – 254 с.
2. И.Г.Добротина. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.:Просвещение, 2014. – 191 с.
3. О.В.Волкова. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. – Казань: РИЦ «Школа», 2015. -172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения в процессе формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы. Метод проектов способс...
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...
Система оценивания образовательных достижений и развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Актуальные вопросы филологического образования...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...