Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Ибатуллина Люция Гаптелхаевна

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, и  решать эту задачу, прежде всего,  на уроках русского языка и литературы. Говорят, что если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ибатуллина Люция Гаптелхаевна,

г.Арск, МБОУ «Арская средняя

общеобразовательная школа №1

им.В.Ф.Ежкова с углубленным

изучением отдельных предметов»,

учитель русского языка и литературы

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сложные духовные проблемы общества, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты, привели нас к тому, что сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, и  решать эту задачу, прежде всего,  на уроках русского языка и литературы. Говорят, что если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Прекрасным помощником мне, учителю русского языка и литературы, в формировании нравственности  служит книга  Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром», высокую оценку которой дал издатель книги С.М.Миронов: «…такие книги способны поддержать нравственное начало в обществе, объединить всех нас в стремлении обеспечить достойную и справедливую жизнь». Д.С.Лихачев был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен». В своей книге он делится тем, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Содержание этих писем я использую при проведении духовно-нравственных бесед с учащимися. Тексты писем – хорошее подспорье при выборе текстов для изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе, проведении уроков русского языка в 5 классе при изучении таких тем, как «Язык и речь. Типы речи» по УМК «Русский язык»: учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений  в 2ч. Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.– М.: ООО «Русское слово », 2014. (ФГОС. Инновационная школа). При проведении данных уроков я использую письма «Как говорить?», «Как выступать?», «Как писать?», «Любите читать». На основе этих писем составляю с учащимися инструкции-памятки, что способствует формированию и оценке универсальных учебных действий, в частности диагностике регулятивных планируемых результатов. На основе этих писем создаю учебную ситуацию: написать сочинение-миниатюру «Зачем я изучаю русский язык», побуждая учащихся к анализу жизненных явлений, к сравнению, сопоставлению и противопоставлению. Работая над содержанием текстов  «Писем о добром» при конструировании урока, использую такие приемы современных образовательных технологий (приемы технологии критического мышления), как «Верные и неверные утверждения», создание кластера, прием «синквейн», которые позволяют выразить свое отношение к сказанному, подвести определенный итог. Например, оценить достоверность информации, обосновать свое мнение можно выдвинув следующую учебную задачу: выбрать из данных утверждений верные.

- Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (Верно)

- В основе любых жаргонных, циничных выражений лежит смелость. (Неверно, слабость)

Синтезировать и обобщить сложную информацию, оценить словарный запас учащихся и средства творческого самовыражения можно используя прием «синквейн». Так учащиеся составляли «синквейн» по теме «Воспитание», опираясь на письмо тринадцатое «О воспитанности»:

Воспитание (существительное, главная тема, мысль)

Хорошее, правильное (2 прилагательных, качества первого слова)

Проявляется, происходит, выявляет (3 глагола, действия первого слова)

Воспитание происходит в семье. (Суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль)

Уважение (существительное, синоним первому слову, вывод)

Работа над созданием синквейна развивает образное мышление учащихся.

Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». Для гармоничного развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, оно осуществляется мною через знакомство с книгой Д.С.Лихачева.

Список использованных источников:

1. Д.С.Лихачев. Письма о добром. – Санкт-Петербург: изд-во «LOGOS», 2007. – 254 с.

2. И.Г.Добротина. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.:Просвещение, 2014. – 191 с.

3. О.В.Волкова. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. – Казань: РИЦ «Школа», 2015. -172с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...