Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
статья по русскому языку на тему
В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения в процессе формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы. Метод проектов способствует решению многих задач образования, воспитания, развития учащихся: формирует активную, творческую, любознательную, нравственную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения. Использование метода проектов позволяет учителю построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, активизировать творческую деятельность учеников, раскрывать их творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisovai.v.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
Борисова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г. Саратова.
В современной школе существуют два основных направления: модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода, в котором целью обучения является развитие у учащихся творческого и критического мышления. Этому способствуют различные образовательные технологии. Одной из важных технологий является метод проектов. Недаром проектирование относят к технологиям XXI века.
Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века, параллельно с разработками американского педагога Д. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но в 1931 году незаслуженно осуждены и до 80-х годов оставались невостребованными.
Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Основная задача педагогов - вовлечь учащихся в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Это можно сделать с помощью внедрения в работу проектной деятельности. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по своей сути. В своей работе хочу показать преимущества метода проектов. Почему из разнообразия инновационных направлений мной выбран метод проектов? Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс; во-вторых, потому, что этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, творческое и критическое мышление; в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей и родителей, развивают умение работать в команде.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, моим ученикам и родителям. Дети включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию. Каждый проект – это творчество. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности. В дальнейшем человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Учителями нашей гимназии широко применяется технология проектного обучения.
«Проект» (лат)-«выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект-это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Проект-это 5«П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Проекты бывают нескольких видов: исследовательские, информационные, творческие, игровые и т.д.
Творческий проект имеет свои специфические черты и создает условия для формирования и развития у учащихся креативных способностей. Специфической особенностью такого проекта является и форма представления результатов: подготовка праздника, выпуск газеты, съемка видеофильма, оформление выставки и т.д. Например, продуктом деятельности участников творческого проекта «Новогодний калейдоскоп» явились творческие работы, а проект «История романса» закончился литературной гостиной «Вечер русского романса». Результатом проекта «Пейзажные зарисовки. Времена года» стала коллективная творческая работа учащихся «Лирические миниатюры». К празднику Победы был разработан проект «Война коснулась и нашей семьи». Лучшие творческие работы учащихся были размещены в школьной газете «Гимназический вестник», корреспондентами которой являются ученики нашей гимназии . Результатом проекта «Книга в моей семье» стали презентации учащихся и фотовыставка «Я и книга»
Более сложными являются информационные и исследовательские проекты. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию. Ученики нашей гимназии обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. С учащимися социально-гуманитарного класса были разработаны следующие проекты: «Проблемы современного русского литературного языка», «Емельян Пугачев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка и «Истории Пугачева», «Средства создания образа героини в феерии А.Грина «Алые паруса». Результатом проектной исследовательской деятельности стали творческие работы учащихся, с которыми они выступили на городской конференции.
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить школьников добывать и анализировать информацию. Результатом проекта «Особенности русского ударения» стал «Орфоэпический словарик школьника», в который вошли трудные случаи постановки ударения. В процессе обучения могут разрабатываться как индивидуальные, так и групповые проекты. «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»- групповой проект. Учащиеся 1 группы рассматривали лексические изобразительно-выразительные средства языка, использованные Н.В.Гоголем в отрывке из повести «Тарас Бульба» «Степь днем», учащиеся 2 группы анализировали средства синтаксиса в отрывке «Степь вечером», а учащиеся 3 группы работали над отрывком «Степь ночью». Результатом творческой деятельности стали презентации учащихся.
Особенно запомнились учащимся проекты, организованные совместно с библиотекой. Проект «Книге – вторую жизнь» способствует организации сотрудничества детей и родителей в процессе совместной деятельности по реставрации книг из школьной библиотеки. По ходу и результатам проекта был создан фотоальбом. Целью проекта «Дизайн книжных закладок» является привлечение семьи к воспитанию ребенка через совместную детско-взрослую деятельность, формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга. Результатом проекта стала выставка книжных закладок.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Использование метода проектов позволяет мне как учителю построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, активизировать творческую деятельность учеников, раскрывать их творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»...
"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."
Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...
Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...
Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"
Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...
Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...