ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка

Зайцева Оксана Анатольевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                     Зайцева Оксана Анатольевна

                                                  учитель русого языка и литературы

Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

Цель: создать систему духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ посредством приобщения к родному языку и произведениям русской классической литературы.

Задачи:

- создание условий для развития личности, самовоспитания обучающихся с ОВЗ на основе литературных произведений;

- воспитание любви к Родине и родному языку посредством проведения предметных недель, праздников, посвященных памятным литературным датам;

- воспитание у обучающихся с ОВЗ потребности в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Ожидаемый результат:

Реализация мероприятий программы позволит:

- воздействовать на чувства обучающихся с ОВЗ, формируя любовь к родному слову, к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.;

- нацелить обучающихся с ОВЗ на верные жизненные ориентиры через оценку поступков литературных героев, изучение биографий известных писателей и поэтов.

Актуальность заключается в том, что духовно-нравственное воспитание (в том числе и обучающихся с ОВЗ) с каждым годом все больше внедряется в учебный процесс, в целом, в гуманитарные предметы, в частности. В связи с этим ведется много исследований.

Введение.

Лев Николаевич Толстой писал: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

К сожалению, в современном обществе следовать совету Л.Н. Толстого не так просто. В условиях «духовного кризиса», который захватил нас вслед за мировым финансовым, жить так, чтобы твоя жизнь была примером для подражания, становится все труднее и труднее.

След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах наших учеников. Наша цель заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Ведь у нас особенные дети – дети с ОВЗ. Но эта задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.

Главная цель образования в школе: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет учителям-словесникам участвовать в духовном становлении своих учеников.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка являются:

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.   

  Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей с каждым годом становится все больше и больше.

Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети с ОВЗ отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Специализированные коррекционные образовательные учреждения и все образовательные учреждения, где есть классы для детей ОВЗ ,ставят перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности в социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

  1. Общее понятие духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [1].

Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:

  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь в наших руках очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Русский язык и литература – это те предметы учебного плана, которые позволяют практически на каждом уроке (в системе) уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Сталкиваясь ежедневно с книгой (не просто учебником, а настоящей, забытой в современном мире), мы имеет уникальнейший материал для разжигания духовной составляющей в юных сердцах.

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Русский язык — предмет особый. Знание языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования. Это урок, на котором используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество.

Уроки русского языка с 5 по 9 класс дают возможность учителю поговорить на тему нравственности практически на каждом уроке.

При изучении темы «Лексика» в любом классе провожу словарную работу с антонимами, синонимами, фразеологизмами.

Использую задания следующего типа:

1. Сравни слова по смыслу, какие из них имеют положительную характеристику, а какие – отрицательную? (антонимы).

2. Сравни слова между собой. Найдите в них сходство и различие (синонимы).

3. Составь предложения с фразеологизмами, о добре, милосердии, трудолюбии и т.д.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в местоимениях, наречиях» в 6, 7 классах использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Очень важны творческие работы, сочинения – миниатюры, которые помогают развивать нравственные качества обучающихся. Тематика может быть самой разнообразной: «Человек и память» (память о войне), «Легко ли быть добрым» (тема добра), «Что такое нравственность?». Таких тем может быть очень много.

Особое значение имеет комплексная работа с текстами на уроках русского языка, а особенно с текстами Д.С. Лихачева из цикла «Письма о добром и прекрасном»: «Цель и самооценка», «Учитесь учиться», «Круг нравственной оседлости», «О личных библиотеках», «Самое большое».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.

При подготовке к государственному выпускному экзамену в 9 классе использую для анализа подборку текстов на нравственную тему. Вот некоторые из них: отрывок из повести А.Лиханова «Мой генерал», тексты Ф.Кривина, М.Агеева, Ф. Искандера, А. Васильева, Б. Васильева, В. Астафьева. Анализируя эти произведения, дети формулируют свое отношение к нравственной проблеме, которая в них затронута, размышляют над нравственными понятиями, проводят параллель с жизненными ситуациями, проектируют на свой жизненный опыт.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на

чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести на уроках русского языка.

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Предмет «литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А.Твардовский уроки литературы определил как уроки нравственного прозрения.

Литература - это искусство, искусство узнавать, где добро, где зло, поэтому не говорить о нравственных проблемах нельзя. Роль литературы для современных школьников нельзя недооценивать, эта роль, действительно, велика. Русскую литературу можно считать основой духовного воспитания, в особенности подрастающего поколения. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Это и работа с пословицами и поговорками на нравственные темы. А их очень много – «Правда со дна моря выносит», «Не душой худ, а просто плут», «Из всех страстей зависть самая отвратительная»...

Вопросы и задания, которые помогают поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица?

3. Что осуждает пословица?

Уже в 5 классе произведения устного народного творчества, особенно сказки, помогают школьникам составить представление о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность, которые помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.

Древнерусская литература знакомит учеников с теми нравственными ценностями, по которым жил наш народ в течение многих веков. Об этом говорит в 7 классе «Поучение» Владимира Мономаха. Это нравственный завет наших предков:

«Любите также человечество.

Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.

Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время.

Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству.

Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна.

Не призывайте всё имени Бога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной».

После изучения «Поучения» даю задание написать свое поучение современникам по проблемам 21 века.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна.

Произведения А.С.Пушкина учат быть верными своему слову, сохранять честь в любой ситуации. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Поэтому темы сочинения в 8 классе предлагаю соответствующие: «Проблемы нравственного выбора в повести», «Береги честь смолоду».

Невозможно не сказать о рассказе А.Платонова «Юшка». «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. Дети глубоко переживают историю героя, ведь часто они сами не находят понимания в обществе, чувствуют себя изгоями, не такими, как все.

Проблему милосердия и сострадания мы наблюдаем с ребятами в рассказе Л.Андреева «Кусака» и в стихотворении В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Прошу детей высказать свое мнение в работах на такие темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Этот мир создаем мы сами», «Без меня мир неполный».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Д. Гранин говорил: «Одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины». Это очень важно в современном мире, когда мы разучились спрашивать с себя, а лозунг «Бери от жизни все» многие воспринимают как девиз жизни.

Анализируя проведенную работу, можно сделать выводы: применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поля деятельности учителя, отойти от строгих рамок. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективность обучения. Игра помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает сотворчеством, разряжает напряженную обстановку.

Таким образом, можно сказать о том, что все мероприятия, проходящие в рамках предметных недель гуманитарного цикла, способствуют воспитанию уважительного отношения к культурному наследию страны и гордости за историю своей Родины.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из приоритетных задач современной школы должны стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, так во многих исследованиях рассматривается ка...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....

«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...