Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
статья
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_temu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных исламом (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие).
Особую важность приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живём во времена глобализации всех процессов. И чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью.
Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.
Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т.д.
Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Формы воспитания. Воспитание реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия, внешкольная, внеклассная работа и т.д.
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Систему духовно-нравственного воспитания в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Русская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.
В литературе всё: эмоции, нравственные приоритеты человечества, вера и убеждения, этика и эстетика, социология и психология.
В соответствии с этим, начиная с подросткового возраста, мы выделяем три этапа в воспитании нравственных качеств учащихся.
На первом этапе (5-7 классы) обращаем внимание ребят на характер авторской оценки поведения и поступков героя и на причины того или иного отношения автора к своим персонажам.
Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества ведём разговор о нравственности: в героях сказок школьники осуждают малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность, т.е. ведут взволнованный разговор о непростых проблемах: о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
На втором этапе (8-9 классы) уже обращаем внимание на идейно-нравственные позиции героев произведения и на отношение к ним автора. Примером могут служить произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», рассказ Л. Толстого «После бала». Понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М. Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
На третьем этапе (10-11 классы) мы стараемся показать учащимся, как этический идеал писателя воплощается не только в рамках одного произведения, но и во всем его творчестве.
Мы учим детей обращаться к прошлому, вживаясь в образы героев, видеть их изнутри для создания модели собственного будущего.
Для этого используем такие формы, как обсуждение, ролевую игру, групповые формы работы, тренинги, анкетирование, уроки-исследования, беседы, семинары, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, мы обращаем внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
Отбираем тексты для изложений и диктантов соответствующего, духовно-нравственного, патриотического содержания. Например, для изложения с элементами сочинения в 8 классе берём текст Л. Кассиля «Обтекаемые» люди – какие они?»
Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создает творческая работа по написанию сочинений, как традиционных (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных (эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т. п.) Так, предлагаем учащимся сочинения на морально-нравственную тему по поэме Лермонтова «Мцыри» и повести Пушкина «Капитанская дочка».
Воспитание гражданственности, патриотизма (аспекты нравственного воспитания) происходит на уроках русского языка, когда ребята собирают материалы к сочинению о своём городе, его памятниках, историческом прошлом.
Сочинения по произведениям о Великой Отечественной войне, по произведениям А.П.Чехова, В.Распутина, В. Шукшина, где ставятся проблемы нравственного выбора человека, также являются важным компонентом духовно-нравственного воспитания школьников.
Урок как важнейшее звено учебно-воспитательного процесса не может охватить все виды деятельности обучающихся. Поэтому большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе: организация кружков, факультативов, олимпиад, различных соревнований, викторин, тематических вечеров, конференций, экскурсий.
Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...
Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...
Выступление на заседании ЦМК 07.12.2022. Тема: «Формирование толерантности и чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы»
Опыт организации работы по воспитанию толерантности и чувства патриотизма обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...
выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...