Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
материал по технологии

Исаева Ольга Алексеевна

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Кулинария», «Технологии ведения дома» и, конечно, «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение глобальных проблем, отражающих реалии времени, зависит от того, какой тип человека сформирует школа, меняющая обстановку с «культуры полезности» на «культуру достоинства» (JI.C. Выготский).

Назначение образования состоит в формировании у личности способности ориентироваться в сложном социальном мире и умении найти для себя нишу, в которой она сможет осуществить свою самую высшую потребность — активизировать свои творческие возможности.

Продуктивное обучение, являясь способом и условием формирования креативности, подразумевает активную субъектную позицию самого учащегося в процессе собственного учения, самопознания, саморазвития и создания творческого продукта как результата познавательной деятельности.

В настоящее время изучаются различные подходы приобщения детей к творчеству через формирование самосозидающего типа личности, создание особого пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность (В.А. Петровский).

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Кулинария», «Технологии ведения дома» и, конечно, «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Так, учащиеся 5 класса, изучая   раздел «Технологии ведения дома» знакомятся с понятием «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». В этом разделе есть подраздел «Рукоделие. Художественные ремёсла». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.

Учащиеся выполняют прихватки. При изготовлении прихваток для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.

Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметка выкройки на ткани; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.

Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает.

В 6 классе подраздел «Рукоделие. Художественные ремёсла» носит название «Вышивка»:

На этом году обучения учащимся предоставляется возможность выбирать материал, с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.

Вышивание – труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение.

С овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

В 7 и 8 классах подраздел «Рукоделие. Художественные ремёсла» носит название «Вязание». На этом году обучения учащиеся знакомятся с декоративным вязанием крючком и спицами.

Велико влияние народного искусства на эстетическое, духовно-нравственное  воспитание школьников, на развитие их творческих способностей.

Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию. Изучение вышесказанного дает возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.

Изучение этой темы начинается с исторических сведений о вязании крючком и спицами.

После теоретической части дети переходят к практическим занятиям. Их увлекает результат работы. Из клубка пряжи они  получают различные салфетки, скатерти, шарфики, шапочки, перчатки и т.д. Каждый старается сделать изделие, не похожее на изделие своих сверстников. В дальнейшем они их дарят своим родственникам.

Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.

Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности школьника происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, обогащению межпредметных связей, приобщению к миру прекрасного.

Ежегодно я провожу неделю технологии в школе, охватывая как можно больше учащихся школы. В рамках этой недели проводятся различные конкурсы, развлекательные мероприятия. Уже стали традиционными такие мероприятия, как  Масленица, Фольклорный фестиваль, Смотр строя и песни, для которых мы с ребятами подготавливаем различные поделки, реквизиты, костюмы. Общественно-полезный труд так же благотворно влияет на формирование духовно-нравственного потенциала личности. Мы с ребятами проводим трудовые десанты, генеральные уборки помещения, убираемся у обелиска и на территории школы.

Таким образом, благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала. Они позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении технологии, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Учитель  технологии МКОУ «Медвёдская СШ № 17» Исаева О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...

Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики

В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.Включение в образоват...

«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»

Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...

«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....

«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...