Развитие творческих способностей личности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.
(выступление на педсовете 28.12.10)
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.
Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделиро-вания творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также таких качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве/
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты.
Творческие способности проявляются в умении разрешать реальные противоречия и тем самым обновлять схемы мышления и поведения, деятельность общения. За таким умением скрываются определенные социальные обстоятельства, одним из которых является самодеятельность. Самодеятельность формирует творческие способности потому, что она, во - первых, есть свободная и самонаправленная деятельность, изменяющая сами схемы деятельности; во - вторых, развивает самоопределение лиц и коллективов, необходимое для творческого акта; в - третьих, порождает диалектическое мышление, свободное от односторонних крайностей; в - четвертых, переводит самоопределение в объективно выраженный процесс; в - пятых содействуют общению, просторному для самореализации человека как субъекта.
Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, -- сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «С кем дружит Ь?», «Путешествие по стране Стилистике», « Слова-хамелеоны»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках как для коллективной , так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы, развивая творческое воображение, например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» прошу написать сочинение на тему «О чем бы я спросил Онегина и Ленского накануне дуэли?».
Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий находим, например, при работе над темой «Лишние люди» в русской литературе», «Маленький человек» в русской литературе», «Тема поэта и поэзии в творчестве Державина, Пушкина, Лермонтова» и т.п. Такие задания впоследствии перерастают в экзаменационные рефераты по литературе, становятся темой проектов. Так, ученица 9 класса Маслей Валерия стала участницей интернет - конференции «Первые шаги» с проектом «Маленький человек» в русской литературе»
Очень важно, чтобы в процессе учения духовный мир старшеклассника и содержание обучения «сомкнулись». Что я делаю на уроке, чтобы воображение школьника давало результат в работе по усвоению материала? Вот несколько примеров по созданию и развитию у учащихся так называемого «мысленного экрана»:
Образность при запоминании словарных слов (Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и сказал ему: «Цыц!» и т.п.)
Рифмовка правил по русскому языку
Такие и подобные формы работы на уроке помогают учащимся «населить» учебный материал образами воображения и сделать его «своим» (собственно, это и значит «усвоить»).
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель. Тема “Связанные корни”.Определите корень в слове ОБУТЬ
Повышению интереса к урокам русского языка способствует занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки – путешествия, уроки-игры.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представлен
Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.
Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.
В качестве одного из основных средств воспитания языковой личности, на мой взгляд, следует назвать выполнение разнообразных лингвистических заданий. Четкая их типология пока отсутствует, однако мне кажется, что такие задания должны не только войти в практику работы кружков и факультативов по русскому языку, в практику подготовки к олимпиадам по предмету, но и стать частью ежедневной работы учителя на уроке.
Выполнение лингвистических заданий воспитывает любовь к родному языку, расширяет лингвистический кругозор школьников и способствует формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития.
Вот несколько разновидностей лингвистических заданий разного уровня сложности (это позволяет учителю работать с детьми, имеющими различную подготовленность по предмету) по основным разделам школьного курса русского языка и задания творческого характера
А) Объясните, как авторам удается добиться комического эффекта.
1. Выходя из дворян, хлопнул дверью и сделался разночинцем. (Саша Соколов)
2. Люди, в которых с пеленок развивали дух коллективизма, теперь этот дух на дух не переносят. (В.Войнович)
3. Дело твое мы захватим и приведем к логическому концу. Потеря, которую потеряла наука из-за потери тебя, невозвратима. Но мы позаботимся о том, чтобы ее умножить... (А.Зиновьев)
Б) . Определите, какой частью речи является выделенное слово.
1. И уверь меня, что я с тобой – одно.
2. И часто на одном коньке
К реке спускался вне себя...
3. И ни души. Один лишь хрип...
4. Одних это все ослепляло. Другим –
Той тьмой казалось... (Б.Пастернак)
В) Определите наклонение глаголов-сказуемых в предложениях.
1. Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
2. Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш... (С.Есенин)
31.Напишите, как вы понимаете строчку из стихотворения В.Я. Брюсова «Родной язык»:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Г) Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?
Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)
Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
Д) Лингвистические разминки
В каких словах по сто согласных? (стол, стог и другие)
Можно ли превратить страницу в населенный пункт?
Прочитайте слова: 100ляр, 7я, ви3на, 3буна, о5.
Какую частицу заваривают и пьют?
Е) Чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки?
Маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу.
Мне кажется, что сегодня реализация творческих способностей возможна и через участие в самых разнообразных интеллектуальных интернет – конкурсах, олимпиадах. Впервые в этом году в декабре мы участвовали в интернет – олимпиаде по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Методические ориентиры в формировании и развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Исследовательская деятельность учителя...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности
Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...