Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Кошеленко Юлия Александровна

Педагогический опыт работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dukhovno.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках                        русского языка  и литературы.

                                                                     

 Без глубокого нравственного                                                                         чувства человек не может  иметь

 ни любви, ни чести,

 - ничего, чем человек есть человек.

В. Белинский

                                                     

       Я считаю, что в наше время – время компьютерных технологий, нравственные ценности потеряли свою актуальность и значимость: сейчас размыты границы между добром и злом, справедливостью, чувством долга, скромностью, правдой, любовью, послушанием, родительским авторитетом.  Отношения «ребенок – родители» строятся преимущественно по принципу свободного выбора ребенка, когда взрослые больше наблюдают и направляют, а не когда ребенок четко выполняет то, что диктуют ему родители. Кажется, что с рождения малыш сам знает, как нужно поступать.

         Я воспитывалась в семье, в которой мнение родителей было приоритетным. Сейчас я сама мама, и для моих детей я наполовину друг, наполовину догма, и я не диктую им условий жизни. Но, несмотря на это, я стараюсь быть хорошим Человеком, лучшей мамой и женщиной. И при этом я еще и учитель, и классный руководитель, а значит, мама еще и тех 23-х детей, которых я ежедневно учу русскому языку, литературе, поведению, жизни…

        Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлением чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. Призывы быть добрым, справедливым, честным не дадут результатов. Нужно, чтобы ребенок все это пережил, пропустил через свое сердце. Уроки литературы призваны это делать. Ребенок должен поставить себя на место героев, которые делают сложный нравственный выбор, задать вопросы:  «А как бы я поступил? А смог бы я это сделать? Хватило ли у меня душевных сил?»

       Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.  Я просто обязана сама быть высоконравственным человеком, каким, я думаю, должен являться каждый учитель. А  в наше время учитель – это не просто пример для подражания, это и мама, и друг, и поддержка, и доброе слово, и свет, и знания, и справедливость, и терпение, а главное, ЛЮБОВЬ. Без любви к детям невозможно работать в школе.

     Поэтому, я считаю, что духовно-нравственное воспитание учащихся – это самая главная цель  моей работы. Помочь детям разобраться в отношениях, не растеряться в этом сложном мире, подготовить их к жизни – в этом я вижу главную задачу по формированию нравственности учащихся.

      Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

    Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. В 5 классе мы читали русские народные сказки. Все без исключения мальчики восхитились смелостью и храбростью Ивана - крестьянского сына и захотели быть, как он. Девочкам понравилась Василиса Премудрая – образец женского идеала: и красивая, и умная, и хозяйственная, и добрая, и честная.

     В сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»  представлены два понятия красоты: красота истинная и красота ложная. Одинаково красивые царица и царевна, но с какой душой? Да, соглашаются дети, настоящая красота привлекает изнутри и оценивается через поступки.

   Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» учит ребят уважительно относиться к историческому прошлому России, уважать человеческий подвиг и патриотические чувства народа. Подобные произведения воспитывают любовь к родине. Так же, как и стихотворения Ф. И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А. Н. Майкова, А. А. Фета, И. А. Бунина о родной природе, о неприметной с виду,  скромной красоте русской березки, бескрайних полях, чистом небе.

     Отношения детей с родителями, тему брошенных и обездоленных детей, глубокого сочувствия и сопереживания мы проследили в произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе». Моим ученикам оказалась близка тема отчужденности в родной семье, когда родители не всегда способны понять и принять своего ребенка. В ходе такого разговора мы выходим за рамки урока, и у меня рождается тема классного часа «Ценность семьи в наше время» и родительского собрания «Кто мой ребенок?  Как понять его?».

        Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

       В литературе немало образцов патриотизма. О некоторых уже говорилось выше. Во внеурочной деятельности, на классных часах, посвященных 70-тилетнему юбилею Блокады, мы с учащимися говорили об ужасе войны, любой войны…И о стойкости русского народа. Некоторые дети написали сочинения о Блокаде со слов своих бабушек, переживших это страшное время, и приняли участие в конкурсе «Вечное слово». Воспитание чувства гордости, уважения, восхищения моральной стойкостью, целеустремленностью; поддержка и пропаганда здорового образа жизни (и собственным примером) – вот цели классного часа об Олимпиаде в Сочи.  

           На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением. Использую тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Например, в упражнении приведены примеры пословиц о труде и лени, о друзьях и врагах. В этих пословицах собрана вся мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и не потерявшая своей актуальности до сих пор. Любую пословицу можно использовать в качестве жизненной установки. Существует ряд  упражнений под общим заголовком «Отечество мое Россия»,  дающих знания о разных уголках России, о ее достопримечательностях. Нередко такие тексты подталкивают учеников узнать больше о том или ином месте и заглянуть в самые дальние уголки нашей страны.

         Иногда мы отправляемся на заочную экскурсию в поэтические уголки, музеи, места памяти. К счастью, современные информационные технологии дают такую возможность: просмотр фильмов и передач, презентации, коллекционные издания. Да, можно изучать поэзию, просто читая стихотворения, но увидеть места, в которых жил поэт, рождались стихи - это  все равно, что познакомиться с ним лично.

         Часто практикую на своих уроках сочинения - миниатюры, сочинения -рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство, дружба, подвиг.  Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.

      На уроках русского языка просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

    Я благодарна сотрудничеству с библиотекой г.Светлого в деле обучения и воспитания детей. Проблема нежелания читать книги стоит очень остро среди подростков. Для детей устраивался обзор новых замечательных книг – новинок, а любая книга – это удивительный мир, это открытие, это оценка себя и своего внутреннего «я».    

    И так изо дня в день я сею «разумное, вечное, доброе».

    Я учитель… И это здорово. Я учу детей и, значит, вношу свою лепту в будущее. Я учусь… Каждый раз, открывая художественное произведение или заканчивая чтение книги, я учу и учусь быть хорошим человеком. Видя улыбки детей, слыша их добрые слова, видя их хорошие поступки, я радуюсь, верю, надеюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...