Проект."Технологическая карта по русскому языку в 7 классе".
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Гисматуллина Данохон Алимбековна

Аннотация

В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 7 классе на тему  «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС ООО. Содержание урока соответствует образовательной программе УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., учитывает требования ФГОС. Разработка включает в себя методы обучения, такие как: беседа, проблемно-поисковый, словесный,   наглядный. Применяются различные  формы обучения, как фронтальная,  индивидуальная, групповая. Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы. Актуальность проекта Современный ФГОС ООО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов. Данная тема  актуальна в настоящее время и была выбрана не случайно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствие с требованиями ФГОС ООО»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему  «Русский язык как развивающееся явление»

на основе принципов системно - деятельностного подхода

 Участник проекта:

Гисматуллина Д.А.,

учитель русского языка и литературы МБОУ

«Фёдоровская СОШ им. Е.Г.Тутаева

Кайбицкого муниципального района РТ

 

                                                                                                                                         

   

 

2016 год

Аннотация

В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 7 классе на тему  «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС ООО. Содержание урока соответствует образовательной программе УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., учитывает требования ФГОС. Разработка включает в себя методы обучения, такие как: беседа, проблемно-поисковый, словесный,   наглядный. Применяются различные  формы обучения, как фронтальная,  индивидуальная, групповая. 

Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы.

                                                                            Актуальность проекта

Современный ФГОС ООО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов.

Данная тема  актуальна в настоящее время и была выбрана не случайно.

Основная часть

Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 7 классе на тему  «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование понятий о русском языке как о развивающемся явлении, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС ООО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
  2. Определить результаты изучения темы «Русский язык как развивающееся явление» в 7  классе на основе требований ФГОС в рамках  технологической карты, содержание и структуру урока в соответствии с УМК Баранов,  Ладыженская Т.А. в 7 классе.  
  3.  Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал и др.) к уроку для оценки УУД обучающихся. 

Цель урока:  создать условия для приобретения знаний о русском языке путём разрешения учебной проблемы;

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые  умения, выявить качество и  уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения

Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами

Планируемые результаты  

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Предметные:

Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Таблица 1

Тема

Русский язык как развивающееся явление.

Цель

Дать понятие о русском языке как о развивающемся явлении

Задачи

Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые  умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения

Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами

Формируемые УУД

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Предметные:

Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Основные понятия

Русский язык как развивающееся явление.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК

раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Подводит к постановке целей

Ставят цели урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В ходе решения проблемной задачи дети записывают в тетради цель урока

В начале урока на доске записан эпиграф к уроку  (высказывание Белинского). Учитель обращает внимание учащихся запись на доске, ставя перед учащимися проблемную задачу, рассказать, кто такой Белинский и что означают его слова. (после ответа учащихся на электронную доску выводится биографическая справка о деятельности Белинского). После ответов на вопросы учитель озвучивает цели урока и организует деятельность учащихся по постановке индивидуальных целей на урок.

Формулирование познавательной цели

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

подведение под понятие, выведение следствий

построение логической цепи рассуждений

доказательство

Целеполагание.

Планирование.

Контроль. Оценка.

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

II. Актуализация знаний

Цель.

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Мотивирует к актуализации знаний

Восстанавливают полученные ранее знания

.

Моделирование;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

установление причинно-следственных связей; их

обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Подводит к формулированию учебной задачи урока и темы урока

Формулируют  учебную задачу урока и тему урока

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Подводит к «Открытию» учащимися новых знаний.

Учитель  задаёт детям вопросы, направленные на установление вывода,  что развитие  и изменение языка происходит во всех разделах языкознания. Организует деятельность учащихся для практического подтверждения этого  вывода выполняются упражнения из учебника .

Организует деятельность учащихся по записи выводов в тетрадь.

Строят работу в форме, необходимой для достижения целей по «Открытию» новых знаний.

Дети отвечают на вопросы учителя, делая вывод, что изменения происходят во всех разделах языкознания. На практике закрепляют полученную информацию

( при этом учащиеся должны  разделиться на несколько групп: более сильные учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, их ответы записываются всеми учащимися в качестве выводов)

Построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

доказательство

выдвижение гипотез и их моделирование

Способность сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, формирование навыка правильного написания

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнения заданий

самоконтроль усвоения знаний.

Предлагает задания для с.р.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой

Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства  для ее решения.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Подводит к необходимости включить новые

знания в систему изученного материала.

Способны включить новые

знания в систему изученного материала.

.

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Активное использование средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

оценить результаты собственной деятельности

Предлагает работу по рефлексии

Оценивают успешность своей работы на уроке

Моделирование;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование

Понимание термина "Нравственно-этического оценивания»

Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

IX. Д/з.

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Заключение

Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС ООО.  Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК по учебнику «Русский язык» 7 класс под редакцией Баранова. Разработана  технологическая карта для проведения урока. Данный проект урока могут использовать в работе учителя русского языка и литературы.

Литература

  • «Основное общее образование:  Федеральный государственный образовательный стандарт : сборник нормативно-правовых материалов, Москва, «Вентана-Граф»,2014
  • Учебник «Русский язык» 7 класс под редакцией Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 2014 г.
  • Методическое пособие для учителя «Русский язык», 7 класс,  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологические карты по русскому языку 6 класс

Данный материал представляет собой учебно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе в виде технологических карт по всем темам...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...