Проект."Технологическая карта по русскому языку в 7 классе".
проект по русскому языку (7 класс) на тему
Аннотация
В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 7 классе на тему «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода с учетом требований ФГОС ООО. Содержание урока соответствует образовательной программе УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., учитывает требования ФГОС. Разработка включает в себя методы обучения, такие как: беседа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный. Применяются различные формы обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая. Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы. Актуальность проекта Современный ФГОС ООО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов. Данная тема актуальна в настоящее время и была выбрана не случайно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствие с требованиями ФГОС ООО»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Русский язык как развивающееся явление»
на основе принципов системно - деятельностного подхода
Участник проекта:
Гисматуллина Д.А.,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«Фёдоровская СОШ им. Е.Г.Тутаева
Кайбицкого муниципального района РТ
2016 год
Аннотация
В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 7 классе на тему «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода с учетом требований ФГОС ООО. Содержание урока соответствует образовательной программе УМК под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., учитывает требования ФГОС. Разработка включает в себя методы обучения, такие как: беседа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный. Применяются различные формы обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая.
Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы.
Актуальность проекта
Современный ФГОС ООО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов.
Данная тема актуальна в настоящее время и была выбрана не случайно.
Основная часть
Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 7 классе на тему «Русский язык как развивающееся явление» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование понятий о русском языке как о развивающемся явлении, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС ООО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
- Определить результаты изучения темы «Русский язык как развивающееся явление» в 7 классе на основе требований ФГОС в рамках технологической карты, содержание и структуру урока в соответствии с УМК Баранов, Ладыженская Т.А. в 7 классе.
- Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал и др.) к уроку для оценки УУД обучающихся.
Цель урока: создать условия для приобретения знаний о русском языке путём разрешения учебной проблемы;
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность
Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения
Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия
Предметные:
Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий
Таблица 1
Тема | Русский язык как развивающееся явление. | |||||
Цель | Дать понятие о русском языке как о развивающемся явлении | |||||
Задачи | Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами | |||||
Формируемые УУД | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия Предметные: Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий | |||||
Основные понятия | Русский язык как развивающееся явление. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Подводит к постановке целей | Ставят цели урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В ходе решения проблемной задачи дети записывают в тетради цель урока | В начале урока на доске записан эпиграф к уроку (высказывание Белинского). Учитель обращает внимание учащихся запись на доске, ставя перед учащимися проблемную задачу, рассказать, кто такой Белинский и что означают его слова. (после ответа учащихся на электронную доску выводится биографическая справка о деятельности Белинского). После ответов на вопросы учитель озвучивает цели урока и организует деятельность учащихся по постановке индивидуальных целей на урок. | Формулирование познавательной цели анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений доказательство | Целеполагание. Планирование. Контроль. Оценка. Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. | |
II. Актуализация знаний Цель. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Мотивирует к актуализации знаний | Восстанавливают полученные ранее знания . | Моделирование; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; их обоснование | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | ||
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подводит к формулированию учебной задачи урока и темы урока | Формулируют учебную задачу урока и тему урока | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия | ||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. | Подводит к «Открытию» учащимися новых знаний. Учитель задаёт детям вопросы, направленные на установление вывода, что развитие и изменение языка происходит во всех разделах языкознания. Организует деятельность учащихся для практического подтверждения этого вывода выполняются упражнения из учебника . Организует деятельность учащихся по записи выводов в тетрадь. | Строят работу в форме, необходимой для достижения целей по «Открытию» новых знаний. Дети отвечают на вопросы учителя, делая вывод, что изменения происходят во всех разделах языкознания. На практике закрепляют полученную информацию ( при этом учащиеся должны разделиться на несколько групп: более сильные учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, их ответы записываются всеми учащимися в качестве выводов) | Построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство выдвижение гипотез и их моделирование | Способность сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | ||
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания, формирование навыка правильного написания | Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство выдвижение гипотез и их обоснование | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия | ||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий самоконтроль усвоения знаний. | Предлагает задания для с.р. | Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой | Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | Умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. | ||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Подводит к необходимости включить новые знания в систему изученного материала. | Способны включить новые знания в систему изученного материала. | . | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Активное использование средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. оценить результаты собственной деятельности | Предлагает работу по рефлексии | Оценивают успешность своей работы на уроке | Моделирование; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование | Понимание термина "Нравственно-этического оценивания» Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | ||
IX. Д/з. | Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: | Слушают учителя. Записывают домашнее задание |
Заключение
Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС ООО. Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК по учебнику «Русский язык» 7 класс под редакцией Баранова. Разработана технологическая карта для проведения урока. Данный проект урока могут использовать в работе учителя русского языка и литературы.
Литература
- «Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт : сборник нормативно-правовых материалов, Москва, «Вентана-Граф»,2014
- Учебник «Русский язык» 7 класс под редакцией Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 2014 г.
- Методическое пособие для учителя «Русский язык», 7 класс, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологические карты по русскому языку 6 класс
Данный материал представляет собой учебно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе в виде технологических карт по всем темам...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....