План урока Проблемно-ориентированного Обучения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Запольская Юлия Анатольевна

Урок по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pbl_lesson_plan_rus.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)

  1. Информация о предмете

Автор(ы):

      Запольская Ю.А.                                        

Дата:

 19 марта

Предмет(ы):

       Русский язык                                        

Тема(ы):

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Название проблемы: (проблемный вопрос):

Действительно ли существительные народ, микроб с точки зрения грамматики являются неодушевлёнными, а кукла, мертвец, ферзь – одушевлёнными?

Результаты обучения:

Знания:

способ определения одушевлённости-неодушевлённости существительного с точки зрения грамматики русского языка.

Навыки:

сделать вывод, что при склонении существительных неодушевлённых форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (во множественном числе), одушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (во множественном числе);

на примере других существительных по данному способу определить, одушевлённые ли или неодушевлённые.

Установки (умения):

продемонстрировать умение работать индивидуально и в команде в области изучения грамматики русского языка.

  1. Программа урока PBL:

Урок

Стадия процесса PBL

  Деятельность

Ресурсы (Фасилитатор) /

Итоговые результаты (Ученики)

1

Формирование команд

  • Обозначены роли учащихся, команды составлены с учётом уровня обученности учащихся
  • Ф.-рассаживает учащихся с учётом способностей.
  • У.-занимают свои места

2

Запуск проблемы

  • Актуализация знаний по теме «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»
  • Рассказ о одушевлённых и неодушевлённых существительных, из которого следует проблема: реальное деление на живое и неживое не всегда совпадает с делением на одушевлённое и неодушевлённое в русском языке.
  • У.-работают по обучающей структуре РЕЛЛИ РОБИН

Ф.-координирует.

  • Ф.-представляет рассказ

У.-слушают

3

Анализ проблемы

  • Составление таблицы FILA
  • У.-составляют таблицу FILA, работая по структуре ФИНК- РАЙТ- РАУНД- РОБИН

Ф.-помогает, наблюдая за деятельностью учеников, опрашивает несколько команд и выписывает общие ответы на доске

4

Переоценка проблемы

  • Поиск новых знаний по плану действий из таблицы FILA
  • Обновление таблицы
  • У.- работают по структуре СИНГЛ РАУНД РОБИН

Ф.-наблюдает, помогает

  • У.-обновляют таблицу FILA

5

Презентация решения

  • Алгоритм определения одушевлённости-неодушевлённости существительного с точки зрения грамматики русского языка
  • У.-составляют алгоритм, Ф.-наблюдает, опрашивает

6

Рефлексия и оценивание

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось..
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…
  • У.-билетик на выход
  1. Сценарий проблемы PBL:
  • Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочитаете сценарий) или объясните, как иначе проблема будет представлена ученикам (фотографии, видео, рассказ)
  • Определите вид проблемы (сценарий-рассказ, диагностика и т.д.)
  • Если возможно, включите героев (персонажей) в рассказ, чтобы он был интереснее для работы
  • Опишите проблемный вопрос, конечный результат и сроки  
  • Прикрепите сам текст сценария (полную версию с проблемным вопросом, конечным результатом и сроками)

1.Актуализация прежних знаний (ученики выписывают из предложенных предложений сначала одушевлённые, потом неодушевлённые существительные). Работа по структуре РЕЛЛИ РОБИН.

2. Рассказ о «живых куклах и неживом народе».

3.Постановка проблемы (проблема с использованием правил)

4.Проблемный вопрос направлен на то, чтобы доказать, что существительные народ, микроб – неодушевлённые, а кукла, мертвец, ферзь –одушевлённые существительные, но не тем способом, который они знали ранее, а найти новый и применить его.

5. Поиск решения.

6. Проверка правильности решения.

  1.  Таблица IFLA:

Таблица IFLA должна включать в себя основные аспекты обучения для достижения поставленных задач. График окажется незаменимым, особенно если в решении одной проблемы задействованы более одного фасилитатора.

Факты

Идеи

(Гипотезы)

Обучающие вопросы

План действий

1.Существительные делятся на неодушевлённые и неодушевлённые.

2.К одушевлённым можно задать вопрос кто?, к неодушевлённым – вопрос что?

1.Причины проблемы: деление на живое и неживое в реальной действительности и деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные в языке не всегда совпадают.

2.Последствия: ошибки

3.Найти неизвестны, но более точный способ.

1.Мы знаем морфологические признаки существительных.

2.Можем опираться при нахождении решения на данные знания.

3.Почему наши знания не помогают нам решить данную проблему?

1.Даём возможность каждому подумать и обсуждаем в команде.

2. Ищем информацию по проблемному вопросу, используя справочники, интернет и другие ресурсы.

  1. Подготовка:

Ответы на предполагаемые вопросы для проведения исследования (нахождения информации):

Предполагаемые вопросы 

На какие морфологические признаки стоит обратить внимание при нахождении информации?

Предполагаемые ответы 

Склонение существительного во множественном числе.

Развивающие вопросы:

Возможные трудности, с которыми ученики могут столкнуться:

Не смогут найти грамматическое обоснование решения проблемы

Направляющие вопросы, помогающие ученикам в решении проблемы:

Попробуйте взять те существительные, одушевлённые и неодушевлённые, которые не вызывают сомнений и сравнить их с существительными народ, микроб, кукла, мертвец, ферзь, поставив в именительный, родительный, винительный падежи во множественном числе.

Сценарий проблемы PBL

1.Актуализация знаний.

Выпишите одушевлённые существительные из данных предложений.

1.Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

2. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит лениво.

3. Золотой голос малиновки звучит радостно.

4.Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Выпишите неодушевлённые существительные из данных предложений.

1.Я люблю наряжать кукол.

2.Мой брат построил дом.

3.Ферзь-шахматная фигура.

4. В учебнике представлена история нашего народа.

2.Рассказ «о живых куклах и неживом народе».

        Большинство из нас уверены: одушевлённые существительные – это те, которые называют живые предметы (людей и животных) а неодушевлённые – все остальные. Определить, одушевлённое существительное или нет, можно по вопросу: кто? – волк, одушевлённое; что?- дом, неодушевлённое.

        Но почему дуб –что?, хотя растения вообще-то живые? Далее ещё удивительнее: мертвец – кто?, а народ – что?, хотя из людей состоит.

        Значит, в грамматике русского языка есть правило, которое заставляет нас вопреки реальному делению на живое и неживое так подбирать вопросы.

        Оказывается, для языка живыми становятся кукла, шахматный ферзь, мертвец, а неживыми – нард и микроб. Проверьте сами!

3.Проблемный вопрос: действительно ли существительные народ, микроб с точки зрения грамматики являются неодушевлёнными, а кукла, ферзь, мертвец-одушевлёнными?

4.Конечный результат и сроки:

нахождение способа различения неодушевлённых и одушевлённых существительных в русском языке, создание алгоритма в течение урока.

Решение: если форма винительного падежа совпадает с формой родительного (во множественном числе), то это одушевлённое существительное: вижу кукол(В.п) – нет кукол (Р.п.) Р=В.

Если форма винительного падежа совпадает с формой именительного (во множественном числе), то это неодушевлённое существительное: народы (И.п.) – вижу нарды (В.п.) В=И

Алгоритм

1.Запишите существительные в винительном падеже множественного числа.

2.Определите, с формой какого падежа (именительного или родительного) совпадает форма каждого из данных существительных.

3.Укажите, какие из них являются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными.

5.Проверка правильности решения.

Слова

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одушевлённое или неодушевлённое

кукла

куклы

кукол

кукол

одушевлённое

ферзь

ферзи

ферзей

ферзей

одушевлённое

мертвец

мертвецы

мертвецов

мертвецов

одушевлённое

народ

народы

народов

народы

неодушевлённое

микроб

микробы

микробов

микробы

неодушевлённое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии в проблемно-ориентированном обучении

Применение кейс-технологии в проблемно-ориентированном обучении....

План урока профессионально-трудового обучения (Столярное дело) в 7 классе.

Тема урока: «Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным».Цели:1.      Научить учащихся выполнять соединения деталей рамки на вставной плоский шип, ис...

План урока по производственному обучению

План урока. Пошив мужских трусов....

план урока по производственному обучению "Обработка клапанов"

Формирование  знаний о видах обтачных клапанов, ознакомление обучающихся с деталями кроя. Технологическая  последовательность и технические условия обработки клапана, состоящего из двух част...

Разработка цикла уроков по теме «How does globalization influence our country and our town?» («Как глобализация влияет на нашу страну и наш поселок?») с применением технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL)

Данная авторская разработка предназначена для обучающихся старшего звена. В ее основе лежит принцип личностно-ориентированного подхода, направленный на развитие у школьников позитивного отношения к пр...

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL). МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель : Шарипова Зиля РинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов...