Применение кейс-технологии в проблемно-ориентированном обучении
статья по теме

Штатнова Людмила Евгеньевна

 

Применение кейс-технологии в проблемно-ориентированном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кейс-технологии в проблемно-ориентированном обучении

Штатнова Людмила Евгеньевна, учитель физик и   информатики

 МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»

    В последнее время кейс технологии  широко применяются в практике обучения. Но ожидаемый результат этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Причины могут быть разные . Это и недостаток времени на уроке, недостаточно опыта, большая предварительная работа не оправдывает полученный результат.

Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный анализ - вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

К кейс-технологиям относятся:

  1. метод ситуационного анализа;
  2. ситуационные задачи и упражнения;
  3. анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
  4. метод кейсов; метод инцидента;
  5. метод ситуационно-ролевых игр;
  6. метод разбора деловой корреспонденции;
  7. игровое проектирование;
  8. метод дискуссии.

Итак кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  1. анализировать информацию,
  2. сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи,
  3. выявлять ключевые проблемы,
  4. генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  5. выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.[3]

Данный метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году и прочно вошел в нашу жизнь.

Структура  КЕЙСА может быть следующей.

1.Основная часть.

Включает в себя реальную историю или реальные факты.

Советы:

-информацию дополнять видеороликами, картинками;

-выбирать историю, основанную на жизненных фактах и затрагивающую эмоциональную сферу.

2.Практическая часть.

Учитель направляет учащегося на освоение какой-либо темы для изучения проблем физики, химии, истории и т.д.

 Данная часть включает следующие составляющие:

-вопрос, на который нет однозначного ответа;

-роль, предложенная рабочей группе;

-продукт, который должна представить группа(презентация, макет);

-время, а именно, конкретное время, отведенное на выполнение всего задания.

Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций — придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?

Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации.

Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д.

Третий вариант, по всей видимости наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.

Список литературы:

  1. http://msk.treko.ru
  2. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А., Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. Соломина В.П., СПб, «Питер», 2004 г.,
  3. Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.
  4. http://www.vodofiltr.cataloq
  5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. – М. : Издательский цент «Академия», 2006. – 400с.
  6. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch2/glava_2_1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

Формирование исследовательских навыков через применение кейс-технологий

В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии, политологии, экономике, бизнес-образовании. На наш взгляд, кейс-технологии с успехо...

методологическая разработка по теме развитие инициативности учащихся в условиях применения кейс-технологии

Инициативность учащихся рассматривается как обобщенное личностное качество, которое порождается потребностями, поддерживается волей, обеспечивается способностями, проявляется по отношению к позн...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Проблемно-ситуативное обучение на уроках информатики с применением кейс-технологии.

В статье рассматривается проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов в средних учебных заведениях....

Применение кейс технологии при организации обучения английского языка, как способа мотивации к обучению

Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования. Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использован...