Урок русского языка в 9 классе на тему " Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок построен по модели "От слова - к тексту".В качестве рабочего материала на уроке использован отрывок из текста Н.Сладкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme_bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Бессоюзные сложные предложения».
Цели урока.
Познавательные:
обобщить и систематизировать знания по теме БСП;
повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения;
продолжить формировать умение конструировать БСП и употреблять их в письменной и устной речи.
Развивающие:
развивать критическое мышление через чтение творческих работ учащихся;
уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы;
развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности;
развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к родному языку;
воспитывать любовь к родной природе;
воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение.
Модель урока: от слова к тексту.
Ход урока
I.Опрос. Повторение изученного ранее.
1. Разноуровневая работа со словом.
-Запишите слово МЕДВЕДЬ. Дайте его толкование.
- Произведите фонетический разбор данного слова.
- Какие буквы передают не свои звуки? (е и д).
- Как вы думаете, каково происхождение этого слова? (Медведь
В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами – словами-заменителями, так как считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и появится (исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое – arktos, латинское – ursus и некоторые другие). же буквально означает "мед едящий", "медоед". У этого зверя есть и другие эвфемистические названия – мишка, Потапыч, Топтыгин и другие. Этимологический словарь Крылова).
- К какому склонению принадлежит слово МЕДВЕДЬ? (2 склонение)
- Поставьте слово в Р.п. мн. числа (медведей).
- Устно просклоняйте слово во множественном числе.
- Образуйте от данного существительного прилагательное. ( Медвежий).
- Какой способ образования вы использовали? (Суффиксальный).
-Что произошло в слове при образовании прилагательного? (чередование согласных д//ж).
- К какому разряду относится это прилагательное? (притяжательное)
- Составьте 2 словосочетания так, чтобы в первом случае прилагательное медвежий употреблялось в прямом значении, а во втором – в переносном.
(Медвежья берлога – медвежья услуга).
II.Синтаксическая и пунктуационная работа с текстом.
Медвежий характер.
(1) Спросишь у охотников про медведя - мнутся, в затылках чешут. (2) Сложный нрав у зверя. (3) Сам я медведей на поле не встречал: случай не представился. (4) А очень хотелось.
(5) Охотник один рассказывал. (6) Как-то забрёл он глубоко в лес и чуть нос к носу не столкнулся со зверем. (7) Близко медведь: видно, как какого-то жучишку ловит. (8) Медведь башку нагнул, лапой в траве жучка ищет. (9) Травинки защекотали мишку. (10) Медведь чихнул – жук отлетел. (11) Долго искал хозяин леса свою игрушку, да так и не нашёл.
(12) На вопрос о медвежьем характере одним словом не ответишь. (13)
Но бесспорно: зверь интересный.
(По Н. Сладкову).
- К какому стилю относится текст? (Художественный стиль).
- Какова стилистическая целесообразность использования сложных бессоюзных предложений в тексте?
-Чем объясняется разница в знаках препинания в 1 и 2 предложениях? (Разные смысловые связи). Составьте схемы этих предложений.
- Чем отличаются синонимичные словосочетания МЕДВЕЖИЙ ХАРАКТЕР – ХАРАКТЕР МЕДВЕДЯ. (В первом случае значение прилагательного «медвежий» означает сложный, это обобщённая характеристика; во втором случае – конкретная характеристика медведя).
- Составьте схемы 7, 10 и 13 предложений. Объясните выбор знаков препинания.
- Чем объясняется разнообразие знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях?
III. Работа над содержанием текста.
- Объясните заглавие.
- Изменилось ли ваше представление о медведях после прочтения текста?
-В чем расходится образ медведя в тексте с общепринятым образом лесного хозяина?
- Изменилась бы тема текста, если бы заглавие было другим (ХАРАКТЕР МЕДВЕДЯ)?
-Какое заглавие несёт более общий смысл?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
-Что узнали на уроке? Чему научились?
-Какое предложение называется бессоюзным сложным?
-Какие смысловые отношения могут быть в БСП?
Какие знаки препинания ставятся в БСП?
V. Домашнее задание.
Продолжите рассказ, стараясь сохранить авторский стиль и используя бессоюзные сложные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения
Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....
урок русского языка в 9 классе по теме : "Бессоюзное сложное предложение"
Материал представлен в виде технологической карты. Цельурока:познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.Тип урока-комбинированный.Используемые ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Это разработка урока по технологии сотрудничества, урок-исследование....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".
Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения"....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...