"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Евстратова Елизавета Сергеевна

Урок изучения нового материала в 6 классе. 

Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem_urok_v_6_klasse.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ ОШ № 20 г. Бор Нижегородской области: Евстратова Е.С.

УМК: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока: «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая

Уровень подготовленности класса: средний

Цели:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора букв е – и в корнях с чередованием.
  2. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне.
  3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

момент

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Вы обратили внимание, что сегодня у нас присутствуют гости, зарядим их положительной энергией – улыбнемся им. Теперь зарядим себя и улыбнемся друг другу. Ну вот, теперь мы со всем легко справимся.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

На столах у вас помимо учебников лежат карточки с заданиями, я скажу, когда ими нужно будет воспользоваться.

Слушают учителя, садятся за парты, настраиваются на урок.

2.Определение темы и цели урока

Игра «4-ый лишний»

  1. Выращивать, собирать, росток, растение.
  2. Прилагать, сложить, отложить, соберет.
  3. Касается, прикоснется, отбирать, касание.

Беседа:

- Какая орфограмма объединяет эти слова?

- Что такое чередование?

- Когда чередование возникает в словах?

- Какие корни с чередованием вам известны?

- От чего зависят условия выбора их написания?

- С какой орфограммой мы сегодня будем работать?

- Что же нам сегодня предстоит узнать?

- Что мы с вами научимся делать?

- Каким способом мы можем познакомиться с новой орфограммой «Буквы е – и в корнях с чередованием»?

В ходе репродуктивной беседы формулируют тему и цель урока

Ответы на вопросы учителя:

-о – а в корнях с чередованием

-замена одного звука другим

- при их образовании или изменении

- 1)лаг, лож, кас, кос,

2)рос, раст, ращ

- 1)суффикс А, 2)последующие согласные Щ, СТ

- Буквы е – и в корнях с чередованием

Записывают тему урока на рабочих тетрадях.

- От чего зависит выбор букв И и Е, в каких корнях они встречаются.

- Правильно писать слова, объяснять их написание, употреблять в речи, опознавать среди других слов с похожими орфограммами.

- Прочитать учебник, сами проанализировать материал.

3.Актуализация знаний учащихся

(изучение нового материала)

Анализ языкового материала, работа в парах

-Предлагаю следующее задание выполнить в парах. Перед вами на карточке 1 правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите в тетрадь, расставьте ударение, выделите корень, сравните их. Есть ли какая-нибудь закономерность в их написании?

Растирать – растереть

Разбирать – разберёт

Отпирать – отпереть

Вытирать – вытереть

Расстилать – расстелить

Выжигать – выжечь

Вывод:

- Какие корни вам встретились? Назовите их.

- Можно ли проверить их ударением? Почему?

- От чего зависит в них выбор гласной И и Е?

- Со словами какой части речи вы работали?

- Задайте вопросы к словам? Какие гл. перед нами? Какой вывод можем сделать?

 

Работа с учебником

- Убедитесь, верны ли наши выводы. Откройте стр. учебника 257, прочтите самостоятельно  правило и образец рассуждения.

- Верны ли выводы? Что вы узнали?

-(демонстрации картинки) Кто изображен на картинке? Как он может нам помочь запомнить сегодняшнее правило?

- Как правильно графически обозначить орфограмму? Обозначьте её.

Учащиеся, совместно наблюдая над языковым материалом, предложенным учителем, и материалом учебника, делают выводы о правописании слов с новой орфограммой.

- Перечисляют корни

- Нет, так как они с чередованием.

- От последующего суффикса А.

- Глаголы

- У гл. несов. вида в корнях с чередованием пишется И, а у сов.вида – Е.

- 1 ученик у доски, остальные в тетради.

4.Этап формирования умений и навыков

- Как проверить, усвоили ли вы тему или нет?

УПР.1.

Цель: Формировать умение опознавать слова с изучаемой орфограммой в тексте, объяснять условия выбора её написания.

Задание: Выпишите из данных ниже предложений слова с чередованием е - и в корне. Графически обозначьте орфограмму.

 Способ проверки: по образцу, в котором специально допущена ошибка.

1.Всё в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2.Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды.

3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.

4.Звон колокольчика стал замирать.

5.Скоро гости к нам соберутся. 

- поработать самостоятельно.

5. Физкультминутка

Вы уже успели заметить, что по классу развешены листы, на них помещены слова с пропусками. У каждого из вас есть по букве Е или И.

Ваша задача внимательно осмотреться, выбрать такое слово, в котором необходимо вставить вашу букву, подойти к нему и встать рядом. Задание выполняем спокойно и молча.

 Продемонстрируйте свои буквы, посмотрите, все ли выполнили задание верно? (Если нет, то помогите исправить ошибки). Займите свои места.

Подст…лил, зад…раю, д…рутся, ут…рает, подб…рать, вым…рли.

Двигаются по классу, выполняя задание учителя самостоятельно.

6. Этап формирования умений и навыков

УПР. 2.

Цель: Формировать умение анализировать материал, исправлять ошибки, объяснять правильность написания.

Задание: Запишите слова, исправив, где это необходимо, ошибки. Графически объясните условия выбора написания гласных в словах.

Способ выполнения: в группах, затем озвучивается.

Блестать красотой

начинать работу

блистеть на солнце

замереть от счастья

замирать от страха

соберательный образ

блестящий оратор

изберательная кампания

Выполняя задание, работают в группах

7. Итоги урока

Игра «Крестики-нолики»

  1. Отпирается, замирать, расстелить;
  2. Зажигать, отпереть, вытереть;
  3. Заблестел, избирательный, перетирать.

Рефлексия

У меня получилось…

Было интересно…

Я научился(лась)…

Самооценка

- Кто понял сегодня весь материал урока и остался собою доволен, поднимите палец вверх, у кого остались вопросы - в сторону, а те, кому сегодня было сложно, опустите палец вниз.

  1. Выполняют самостоятельно, затем 1 учащийся записывает на доске.
  2. Завершают предложения
  3. Сигнально оценивают свою работу на уроке

8.Постановка домашнего задания

П. 113 у. 653

Записывают в дневник

Приложение 1

Задание 1.

Прочитайте слова, запишите в тетрадь, расставьте ударение, выделите корень. Сравните слова , есть ли какая-то закономерность в их написании?

Растирать – растереть

разбирать – разберёт

отпирать – отпереть

вытирать – вытереть

расстилать – расстелить

выжигать – выжечь

Задание 2.

Выпишите из данных ниже предложений слова с чередованием е - и в корне. Графически обозначьте орфограмму.

1.Всё в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2.Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды.

3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.

4.Звон колокольчика стал замирать.

5.Скоро гости к нам соберутся.

Задание 3.

Запишите слова, исправив, где это необходимо, ошибки. Графически объясните условия выбора написания гласных.

Блестать красотой

начинать работу

блистеть на солнце

замереть от счастья

замирать от страха

соберательный образ

блестящий оратор

изберательная кампания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Данный урок - урок открытия новых знаний...

Буквы е–и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе.

Урок открытия новых знаний.  Данный урок русского языка проводился согласно рабочей программе, составленной на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и пример...

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...

Урок (технологическая карта): " Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-". Русский язык, 5 класс.

Технологическая карта урока Русского языка по теме "Буквы А-О" в корнях -гар- и -гор-....

Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "

Формировать навык правильного написания корней с чередованием...