Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o_i_a_na_kontse_narechiy_7_kl.zip | 121.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Буквы о, а на конце наречий»
Класс: 7
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;
- организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;
- содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.
Развивающие:
- развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,
- развивать навыки исследовательской работы,
- развивать коммуникативные навыки, толерантность
Воспитательные:
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
- обеспечить воспитание умения слушать и говорить;
- создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.
Тип урока: изучения и применения новых знаний
Форма урока: урок изучения нового материала
Структура урока:
№ | Этап урока |
Оргмомент | |
Проверка домашнего задания | |
Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог | |
Физминутка. | |
Воспроизведение нового знания | |
Творческая работа с использованием полученного знания | |
Рефлексия |
Материально-техническое оснащение урока:
- Компьютер, проектор, слайдовая презентация,
- Карточки для работы на уроке,
- Схема «Правописание наречий с суффиксами –о-, -а-.
Методы и приёмы:
- Работа с кластером,
- Создание проблемной ситуации,
- лингвистическое исследование,
- свободное письмо
Ход учебного занятия
- Оргмомент
(Приветствие, настрой на работу)
- Проверка домашнего задания
Учитель:
Рассмотрите схемы-кластеры, в которых обобщены ваши знания о наречии. Прошу вас, на основе данных схем составить рассказ о наречии, что нам уже известно.
(Комментарий к составленным кластерам)
- Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
Учитель: Прочитайте предложения на доске.
Учащиеся читают:
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
– Солнце изредка показывалось из-за туч.
– Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
– Я посмотрел налево, потом направо.
– Стриж метнулся вправо.
– Пол был вытерт досуха.
– На улице было солнечно, сухо и пыльно.
– Он заново начал писать сочинение.
– За окном снова начался дождь.
Учитель: Найдите в них однокоренные слова.
Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.
Учитель: Какие это части речи?
Учащиеся: Наречия.
Учитель: Выделите их суффиксы.
Учитель: Что интересного заметили?
Учащиеся: Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий.
Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.
Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова.
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.
Учитель: - Посмотрите на экран. Давайте приведём примеры, комментирующие наше правило. (Демонстрируется слайд с интерактивными примерами)
Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 105– 106.
Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.
Учитель: Объясните сущность приёма подстановки, с которым вы познакомились в учебнике
- Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся:Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С-
да нет
рассуждаю дальше пишу О
- Смотрим, как образовано наречие
от бесприставочного прилаг. от прилагательного с приставкой
пишу А пишу О
- Воспроизведение нового знания
- Комментированный диктант (работа по цепочке)
Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.
- Выполнение упражнения из учебника
- Рефлексия
- Подведение итогов урока:
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)
· повторить правила правописания не с разными частями речи;· формирование умения находить наречия с прис...
Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе
Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....
Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе
Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....
"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе
Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"...
Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)
Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...