Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок - урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_na_temu_-pravopisanie_glasnyh_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem-.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Правописание гласных Е - И в корнях с чередованием (первый урок по теме)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели и задачи урока
- Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием -бер-бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-, -тер-тир-, учить графически обозначать орфограмму.
- Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- Развивать рефлексивные умения и навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты :
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности,
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты:
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты:
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты:
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
Предметные результаты :
- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,
- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,
- умение графически обозначать изученную орфограмму,
- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: -Сформулируйте мораль данной притчи. -Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее. | Смотрят и слушают притчу: видео -Верь в себя и свои силы. | Личностные УУД Самоопределение Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. | Организует повторение знаний, закрепление умений. -Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? -Все вы знаете, из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы? --Что же общего между растениями и словами? - Ребята, я приготовила для вас следующее задание. Вставьте букву и объясните написание. (Можно сделать презентацию с заданиями или всё записать на доске. Приложение1) Излагать, отрасль, росток, изложить, располагались, приложить, растить, слагать, обрастёт, выращивать -Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились? - Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях? - Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос-.-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы? Создает проблемную ситуацию Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на доску: Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок Учитель: Прочитаем пословицы. Ученики читают. Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь: БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ. Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? Что такое чередование звуков? (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? | -Деревья, растения. -С корня, корневой системы. -В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова. -Дети вставляют буквы, объясняют написание. -Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос. Отвечают на вопросы. Вспоминают и рассказывают правило .-1)произнеси слово 2)определи в какой морфеме находится пропущенная орфограмма 3)примени правило 4)обозначь орфограмму Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться. Читают слова, записанные на доске. Ученики обозначают корни слов. Чередование звуков Е-И. Это замена одного звука другим. Нет Потому что мы не знаем правила, которое надо применить. | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, участвовать в учебном диалоге Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения отличительных признаков Коммуникативные УУД Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга) Познавательные УУД Выполнять задания, соблюдая последовательность действий Познавательные УУД Выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения. Сравнивать различные объекты: выявлять сходство и различие двух слов. Выполнять задания, используя алгоритм. Коммуникативные УУД Участвовать в учебном диалоге, формировать толерантность: умение выслушивать мнение других людей |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) | - Назовите тему нашего урока? - Как бы вы определили цели нашего урока? ... | -Буквы е — и в корнях с чередованием (дата, тема, наименование работы прописывают в тетрадях). -Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием. | Регулятивные УУД Целеполагание, прогнозирование ситуации. Коммуникативные УУД Сотрудничество в учебном диалоге |
5.Реализация построенного проекта | Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова, какой части речи вы видите на карточках № 1? Определите их вид. Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке .№ 2 РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ – ВЫЖИГАТЬ Блестеть - блистать Выделим корни глаголов с чередованием. Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е- И. . От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»? Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Как графически будем выделять орфограмму? | -Учащиеся работают в группах 1 – 3 мин. Участвуют в учебном диалоге, делятся своими предположениями. Это глаголы. Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? -ТЕР - -ТИРа- - БЕР- - БИРа- - ПЕР - -ПИРа- - ДЕР- -ДИРа- - МЕР- - МИРа- - СТЕЛ - - СТИЛа – - ЖЕГ - - ЖИГа- Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. Дети знакомятся с правилом. Правильный «Закончи предложение». 1. Выделяю в слове (корень). 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е) Ученик у доски объясняет написание слов: Растирать - растереть | Познавательные УУД Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
6. Физкультминутка | Я бросаю вам игрушку, называю корень, а вы мне , возвращая игрушку, произносите слово с этим корнем. Тир Блест Жиг, Мир, Дер, Мер Пер, пир | Ученики ловят игрушку, затем бросают назад учителю, произносят слово с заданным корнем | |
7. Первичное закрепление | - А теперь выполним задание в тетрадях. Из упражнения 648 выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить орфограмму. | Выходят по одному к доске, выписывают слова, комментируют написание гласной в корне, остальные работают в тетрадях | Личностные УУД Осознавать себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка Коммуникативные УУД Составлять небольшие устные монологические высказывания Регулятивные УУД Оценивать уровень владения данным учебным действие Познавательные УУД Формировать навык воспринимать на слух предложения и находить слова с чередующимися гласными Е-И, анализировать условия написания буквы Е или И. |
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | - Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило? Выполните задания самостоятельно по вариантам. Упражнение 647. 1в-1часть, 2в.-2часть. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по ключу. (Приложение) | - Выполняя задания самостоятельно. Пятиклассники выполняют самостоятельную работу. Производят взаимопроверку и ставят оценку. | Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать свою работу и работу соседа по парте |
9. Рефлексия 9.Инструктаж домашнего задания | Учитель организует рефлексию и самооценку результатов обучающихся. - Какую цель вы ставили на уроке? ... - Удалось ли достичь поставленной цели? ... - Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? ... - Что вызвало особые затруднения? .. Оцените свою работу по диагностической карте Моё умение Моя метка ? 1. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной? + - 2. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте + 3. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме Учитель комментирует домашнее задание: -Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание. 1) Составьте схему или таблицу по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием». 2) Одно из двух по выбору: - упр. 649 из учебника; - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» (творческое). | Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты урока, степень их соответствия. Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске. Дети вместе с учителем проводят анализ эмоционального настроя класса после урока, отмечают изменения и стараются понять причины. Ученики записывают домашнее задание, слушают комментарий учителя, задают вопросы | Личностные УУД Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли Познавательные УУД Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД Умение использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"
Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография), тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о; приобрести зн...
Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием".
Обобщающий урок "Правописание корне с чередование букв о-а" построен в форме путешествия по городу Корнеграду, где каждая улица - испытание. Уделено внимание разным разделам русского языка:орфоэ...
Урок русского языка в 9 классе "Правописание корней с чередованием"
Учебно-методический материал, подготовка к ГИА....
Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
Дана полная разработка урока и конспект...
Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием е – и»
УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. ТростенцовойТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».ТИП УРОКА:...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Буквы и-е в корнях с чередованием...
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...