Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чен Светлана Ивановна

Данный урок - урок открытия новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чен Светлана Ивановна      урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Правописание гласных Е - И  в корнях с чередованием (первый урок по теме)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели и задачи урока

  • Сформировать представление о правописании гласной  в корнях с чередованием -бер-бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-, -тер-тир-, учить графически обозначать орфограмму.
  • Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты :

- Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты:

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты:

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты:

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

Предметные результаты  :                                                                                              

- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,

- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,

- умение графически обозначать изученную орфограмму,

- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!

-Сформулируйте  мораль данной притчи.

-Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке

Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее  запишем позднее.

Смотрят и слушают притчу: видео

-Верь в себя и свои силы.

Личностные УУД

Самоопределение

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

 -Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке?

-Все вы знаете,  из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?

--Что же общего между растениями и словами?

- Ребята, я приготовила для вас следующее задание. Вставьте букву и  объясните написание.

(Можно сделать презентацию с заданиями или всё записать на доске. Приложение1)

Излагать, отрасль, росток, изложить, располагались, приложить, растить, слагать, обрастёт, выращивать

-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?

- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?

- Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос-.-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы?

Создает проблемную ситуацию

Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать

орфографической грамотностью. Внимание на доску:

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок

Учитель: Прочитаем пословицы.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Что такое чередование звуков?

(обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора

букв Е-И в корнях данных слов?

Почему?

-Деревья, растения.

-С корня, корневой системы.

-В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова.

-Дети вставляют буквы, объясняют написание.

-Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают и рассказывают правило

.-1)произнеси слово  2)определи в какой морфеме находится пропущенная орфограмма 3)примени правило 4)обозначь орфограмму

Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из

маленьких. То есть смысл

2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то

делать, трудиться.

Читают слова, записанные на доске. Ученики обозначают корни слов.

Чередование звуков Е-И.

Это замена одного звука другим.

Нет

Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли, участвовать в учебном диалоге

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения отличительных признаков

Коммуникативные УУД

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга)

Познавательные УУД

Выполнять задания, соблюдая последовательность действий

Познавательные УУД

Выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения.

Сравнивать различные объекты: выявлять сходство и различие двух слов.

Выполнять задания, используя алгоритм.

Коммуникативные УУД

Участвовать в учебном диалоге, формировать толерантность: умение выслушивать мнение других людей

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства)

- Назовите тему нашего урока?  

- Как бы вы определили цели нашего урока?  ...

-Буквы е — и в корнях с чередованием (дата, тема, наименование работы прописывают в тетрадях).

-Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием.

Регулятивные УУД

Целеполагание, прогнозирование ситуации.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество в учебном диалоге

5.Реализация построенного проекта

Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным

материалом в парах. Слова,  какой части речи вы видите на карточках № 1?

Определите их вид.

Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке .№ 2

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ – ВЫЖИГАТЬ

Блестеть - блистать

 Выделим корни глаголов с чередованием.

Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-

И.

. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав

слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё

«открытие»?

Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим,

правильный ли мы сделали вывод?

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Как графически будем выделять орфограмму?

-Учащиеся работают в группах 1 – 3 мин.

Участвуют в учебном диалоге, делятся своими предположениями.

Это глаголы.

Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЛ?

-ТЕР - -ТИРа-

- БЕР- - БИРа-

- ПЕР - -ПИРа-

- ДЕР- -ДИРа-

- МЕР- - МИРа-

- СТЕЛ - - СТИЛа –

- ЖЕГ - - ЖИГа-

Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой

суффикс, то пишем Е.

Дети знакомятся с правилом.

Правильный

«Закончи предложение».

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Ученик у доски объясняет написание слов: Растирать - растереть

Познавательные УУД

Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их  обоснование

6. Физкультминутка

Я бросаю вам игрушку, называю корень, а вы мне , возвращая игрушку, произносите слово с этим корнем.

Тир

Блест

Жиг,

Мир,

Дер,

Мер

Пер,

пир

Ученики ловят игрушку, затем бросают назад учителю, произносят слово с заданным корнем

7. Первичное закрепление

- А теперь выполним задание в тетрадях. Из упражнения 648 выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить орфограмму.

Выходят по одному к доске, выписывают слова, комментируют написание гласной в корне, остальные работают в тетрадях

Личностные УУД

Осознавать себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка

Коммуникативные УУД

Составлять небольшие устные монологические высказывания

Регулятивные УУД

Оценивать уровень владения данным учебным действие

Познавательные УУД

Формировать навык воспринимать на слух предложения  и находить слова с чередующимися гласными Е-И, анализировать условия написания буквы Е или И.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

- Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?

Выполните задания самостоятельно по вариантам.  Упражнение 647.     1в-1часть, 2в.-2часть.

- Обменяйтесь тетрадями  с соседом по парте и проверьте работу по ключу.

(Приложение)

- Выполняя задания самостоятельно.  Пятиклассники выполняют самостоятельную работу.

Производят взаимопроверку и ставят оценку.

Регулятивные УУД

Умение контролировать и оценивать  свою работу и работу соседа по парте

9. Рефлексия

9.Инструктаж домашнего задания

Учитель организует рефлексию и самооценку результатов обучающихся.                  

     - Какую цель вы ставили на уроке?  ...

- Удалось ли достичь поставленной цели?  ...

- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими?  ...

- Что вызвало особые затруднения?  ..  Оцените свою работу по диагностической карте

 Моё умение                                                                  Моя метка

?           1. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

             чередованием, но остался вопрос по теме урока: как

             отличить корни с чередованием от корней с

             проверяемой безударной гласной?

+ -        2. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

              чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу

             увидеть все слова на это правило в предложенном тексте

+           3. Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

              чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме

Учитель комментирует домашнее задание:

-Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.

1) Составьте схему или таблицу по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием».  

2) Одно из двух по выбору:

    - упр. 649 из учебника;

    - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» (творческое).

Ученики осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты урока,  степень их соответствия.

Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске.

Дети вместе с учителем проводят анализ эмоционального настроя класса после урока, отмечают изменения и стараются понять причины.

Ученики записывают домашнее задание, слушают комментарий учителя, задают вопросы

Личностные  УУД

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД

Умение использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием".

Обобщающий урок "Правописание корне с чередование букв о-а" построен в форме путешествия по городу Корнеграду, где каждая улица - испытание. Уделено внимание  разным разделам русского языка:орфоэ...

Урок русского языка в 9 классе "Правописание корней с чередованием"

Учебно-методический материал, подготовка к ГИА....

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием е – и»

УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. ТростенцовойТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».ТИП УРОКА:...

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...