Урок русского языка в 7 классе по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий" (повторение по теме).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Представлен урок русского языка по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok7russkiy.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

"Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

прошедшего времени" (продолжение темы).

Учитель Никитина И.Б.

Цель урока: закрепить у учащихся умения выбора букв после шипящих в

суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение: написание О-Е после шипящих в корне, суффиксах и

окончаниях существительных, прилагательных.

Методы: 

  • объяснение, показ, выполнение задания по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, решение задач творческого уровня, классификация;
  • диалог, тренинг, выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, действия со схемами;
  • устный и письменный опрос;
  • поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

А я стою, как пред причастьем,

 И говорю в ответ тебе:

 Я умер бы сейчас от счастья,

 Сподобленный такой судьбе.

 

 Но, обречённый на гоненье,

 Еще я долго буду петь.  

 Чтоб и мое степное пенье

 Сумело бронзой прозвенеть. (С.А.Есенин).

Вопрос. Какие отглагольные формы нам встретились в этом стихотворении?  

Ответ. Страдательные причастия  сподобленный, обречённый. 

Вопрос. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Ответ. Орфограммы – Н-НН в суффиксах причастий, Е  перед НН  в слове сподобленный (от глагола сподобить, глагольный суффикс И дает в причастии Е), Ё после шипящих в причастии обречённый под ударением.

Вспомним тему урока. Запишем ее в  тетради:

 «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

2. Проверка домашнего задания. (Упр.141).

Учащиеся читают предложения, заменяя глаголы, заключенные в скобках,

страдательными причастиями, вставляют пропущенные буквы, называют

встретившиеся орфограммы.

3. Беседа по вопросам.

Учитель:

1). Дайте определение причастия.

2). Назовите признаки прилагательных у причастия.

3). Перечислите суффиксы действительных и страдательных причастий

настоящего времени; суффиксы действительных и страдательных причастий

прошедшего времени. Приведите примеры.

4). Расскажите о правописании букв Е и Ё после шипящих в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры.

Учащиеся: вспоминают правила, приводят примеры на изученные

орфограммы.

Дополнительный вопрос. Почему эта орфограмма простая?

Ответ. Пишем Е или Ё, на письме одинаково, нет никакого О.

Дополнительный вопрос. Почему такая простая орфограмма вызывает трудности?

Ответ. Сбивает с толку аналогия с ранее изученными орфограммами: в суффиксах существительных и прилагательных под ударением О. Поэтому важно понимать, что причастие именно глагольная форма и в нем (как и в глаголах!) не бывает никаких О. 

Смотрим еще раз на тему урока: только Е и Ё, нет никаких О. 

4. Закрепление темы "Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени".

Повторение темы: "Буквы О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных".

Вспоминаем правила правописания 0-Е-Ё в других частях речи.

Рисуем с детьми опорную схему-алгоритм на  доске (она остается  до конца урока в качестве подсказки):

1 - определяем часть слова

2 – если корень –

 находим однокоренное с Е – пишем Ё,

 не находим – пишем О;

           если суффикс или окончание – определяем часть речи -

                        Сущ. или прилаг. – под уд. О, без ударения Е

                        Глагол или причастие – под уд. Ё, без ударения Е.

1). Словарно-орфографическая работа:  под диктовку учащиеся записывают словосочетания. К доске выходят по одному 2 ученика, у каждого 5 сочетаний слов. Находят орфограммы, обязательно отмечают часть слова, если необходимо – часть речи.

1.Вооруженный отряд

Тихий шепот

отвлечет его

выпавший снежок

солнечным лучом

2.Темной тучей

хорошего друга

бережет её

плюшевый медвежонок

завороженный взгляд

Составить с одним словосочетанием предложение, желательно, осложненное обособленным определением, выделить грамматическую основу.

Например: Вооруженный отряд быстро двигался к деревне.

Дополнительный вопрос. Функции каких членов предложения выполняют причастия?

Ответ: Функции определения и сказуемого. Примеры.

Физкультминутка. На экране мультфильм. Все встают и танцуют с персонажем на экране.

2). Закрепление изученных тем (буквы е-ё-о после шипящих в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени, в суффиксах и

окончаниях существительных и прилагательных).        

а) Работа с карточкой № 1. Учащиеся по вариантам находят нужный ответ.

б) Работа с учебником: упр.142. Учащимся дается другое задание по упражнению: в два столбика выписываются только причастия и глаголы, т.е. только глагольные формы.

1 –        Бережёт, стережёт, стрижёт, рассечёт, испечёт, пересечёт – 6 слов;

2 –        Освещённый, освежённый, решённый, закопчённый – 4 слова;        

Проверка.

в) Проверочная работа (со взаимопроверкой) выполняется на карточке № 2.

Ученики после выполнения меняются карточками с соседом. Самостоятельная проверка, исправление, выставление оценок (оценку ставит сосед).

На доске:

Правила проверки.

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

Более 5 ошибок – «2».

г) Творческая работа. Придумать и записать связный текст, в котором необходимо использовать наибольшее количество слов с нужными орфограммами (включая причастия, существительные, прилагательные, глаголы). Кто больше использует слов с орфограммами (О-Е-Ё) и сделает это первым, получает пятерку (таких работ может быть несколько).

5. Домашнее задание: упр.144.

6. Рефлексия.

Ученики устно продолжают написанные  на доске предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

7. Прощание

Приложение

Карточка № 1.

1 вариант

Найдите строчку,  в  которой на месте пропуска во всех словах пишется буква Е(Ё):

а) ч…лка, ш…пот, чертеж…м, холщ…вый

б) закопч…нный, плюш…вый, береж…т  дом, экипаж…м

в) стереж…т, сторож…м, ситц…вый, утюж…к

г) отраж…нный, луж…й, творож…к, луч…м

Карточка № 1

2 вариант

Найдите строчку,  в  которой на месте пропуска во всех словах пишется буква О:

а) кирпич…м, крыж…вник, ж…сткий, пищ…вой

б) ш…рох, стриж…т,  приближ…нный, пейзаж…м

в) кумач…вый, свеч…й, песц…вый, ж…кей

г) ж…сткий, беч…вка, деш…вый, свинц…вый

Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы «О-Е-Ё после шипящих и Ц».

Береж…т, реш…тка, ш…рстка, девч…нка, с плащ…м, ж…рдочка, пощ…чина, маж…рный, гусениц…й, привлеч…нный, лапш…й, зайч…нок, пораж…нный, собач…нка, ш…в, печ…т, реч…нка, обнаж…нный лес, горош…к, сверч…к, жалкая душ…нка,  ш…рох, камыш…вый, саж…й, свеж…й струёй, чуж…го, удруч…нный, ш…рты, с кирпич…м, стереж…т,   приглаш…нный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...