Урок русского языка в 7 классе по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий" (повторение по теме).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Представлен урок русского языка по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok7russkiy.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
"Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени" (продолжение темы).
Учитель Никитина И.Б.
Цель урока: закрепить у учащихся умения выбора букв после шипящих в
суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторение: написание О-Е после шипящих в корне, суффиксах и
окончаниях существительных, прилагательных.
Методы:
- объяснение, показ, выполнение задания по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, решение задач творческого уровня, классификация;
- диалог, тренинг, выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, действия со схемами;
- устный и письменный опрос;
- поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы.
Ход урока
Организационный момент.
- Актуализация знаний.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обречённый на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть. (С.А.Есенин).
Вопрос. Какие отглагольные формы нам встретились в этом стихотворении?
Ответ. Страдательные причастия сподобленный, обречённый.
Вопрос. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Ответ. Орфограммы – Н-НН в суффиксах причастий, Е перед НН в слове сподобленный (от глагола сподобить, глагольный суффикс И дает в причастии Е), Ё после шипящих в причастии обречённый под ударением.
Вспомним тему урока. Запишем ее в тетради:
«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
2. Проверка домашнего задания. (Упр.141).
Учащиеся читают предложения, заменяя глаголы, заключенные в скобках,
страдательными причастиями, вставляют пропущенные буквы, называют
встретившиеся орфограммы.
3. Беседа по вопросам.
Учитель:
1). Дайте определение причастия.
2). Назовите признаки прилагательных у причастия.
3). Перечислите суффиксы действительных и страдательных причастий
настоящего времени; суффиксы действительных и страдательных причастий
прошедшего времени. Приведите примеры.
4). Расскажите о правописании букв Е и Ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры.
Учащиеся: вспоминают правила, приводят примеры на изученные
орфограммы.
Дополнительный вопрос. Почему эта орфограмма простая?
Ответ. Пишем Е или Ё, на письме одинаково, нет никакого О.
Дополнительный вопрос. Почему такая простая орфограмма вызывает трудности?
Ответ. Сбивает с толку аналогия с ранее изученными орфограммами: в суффиксах существительных и прилагательных под ударением О. Поэтому важно понимать, что причастие именно глагольная форма и в нем (как и в глаголах!) не бывает никаких О.
Смотрим еще раз на тему урока: только Е и Ё, нет никаких О.
4. Закрепление темы "Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени".
Повторение темы: "Буквы О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных".
Вспоминаем правила правописания 0-Е-Ё в других частях речи.
Рисуем с детьми опорную схему-алгоритм на доске (она остается до конца урока в качестве подсказки):
1 - определяем часть слова
2 – если корень –
находим однокоренное с Е – пишем Ё,
не находим – пишем О;
если суффикс или окончание – определяем часть речи -
Сущ. или прилаг. – под уд. О, без ударения Е
Глагол или причастие – под уд. Ё, без ударения Е.
1). Словарно-орфографическая работа: под диктовку учащиеся записывают словосочетания. К доске выходят по одному 2 ученика, у каждого 5 сочетаний слов. Находят орфограммы, обязательно отмечают часть слова, если необходимо – часть речи.
1.Вооруженный отряд
Тихий шепот
отвлечет его
выпавший снежок
солнечным лучом
2.Темной тучей
хорошего друга
бережет её
плюшевый медвежонок
завороженный взгляд
Составить с одним словосочетанием предложение, желательно, осложненное обособленным определением, выделить грамматическую основу.
Например: Вооруженный отряд быстро двигался к деревне.
Дополнительный вопрос. Функции каких членов предложения выполняют причастия?
Ответ: Функции определения и сказуемого. Примеры.
Физкультминутка. На экране мультфильм. Все встают и танцуют с персонажем на экране.
2). Закрепление изученных тем (буквы е-ё-о после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени, в суффиксах и
окончаниях существительных и прилагательных).
а) Работа с карточкой № 1. Учащиеся по вариантам находят нужный ответ.
б) Работа с учебником: упр.142. Учащимся дается другое задание по упражнению: в два столбика выписываются только причастия и глаголы, т.е. только глагольные формы.
1 – Бережёт, стережёт, стрижёт, рассечёт, испечёт, пересечёт – 6 слов;
2 – Освещённый, освежённый, решённый, закопчённый – 4 слова;
Проверка.
в) Проверочная работа (со взаимопроверкой) выполняется на карточке № 2.
Ученики после выполнения меняются карточками с соседом. Самостоятельная проверка, исправление, выставление оценок (оценку ставит сосед).
На доске:
Правила проверки.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
Более 5 ошибок – «2».
г) Творческая работа. Придумать и записать связный текст, в котором необходимо использовать наибольшее количество слов с нужными орфограммами (включая причастия, существительные, прилагательные, глаголы). Кто больше использует слов с орфограммами (О-Е-Ё) и сделает это первым, получает пятерку (таких работ может быть несколько).
5. Домашнее задание: упр.144.
6. Рефлексия.
Ученики устно продолжают написанные на доске предложения:
Сегодня на уроке я узнал...
Мне было трудно...
Мне было интересно...
7. Прощание
Приложение
Карточка № 1.
1 вариант
Найдите строчку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква Е(Ё):
а) ч…лка, ш…пот, чертеж…м, холщ…вый
б) закопч…нный, плюш…вый, береж…т дом, экипаж…м
в) стереж…т, сторож…м, ситц…вый, утюж…к
г) отраж…нный, луж…й, творож…к, луч…м
Карточка № 1
2 вариант
Найдите строчку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква О:
а) кирпич…м, крыж…вник, ж…сткий, пищ…вой
б) ш…рох, стриж…т, приближ…нный, пейзаж…м
в) кумач…вый, свеч…й, песц…вый, ж…кей
г) ж…сткий, беч…вка, деш…вый, свинц…вый
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы «О-Е-Ё после шипящих и Ц».
Береж…т, реш…тка, ш…рстка, девч…нка, с плащ…м, ж…рдочка, пощ…чина, маж…рный, гусениц…й, привлеч…нный, лапш…й, зайч…нок, пораж…нный, собач…нка, ш…в, печ…т, реч…нка, обнаж…нный лес, горош…к, сверч…к, жалкая душ…нка, ш…рох, камыш…вый, саж…й, свеж…й струёй, чуж…го, удруч…нный, ш…рты, с кирпич…м, стереж…т, приглаш…нный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка в 5 классе на тему" Буквы О, Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Урок-путешествие....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...