УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.92 КБ
Файл prizentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

ТИП УРОКА:

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
  • научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
  • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник русского языка для 5 классов под редакцией

           

  • компьютеры, презентация слайдов;
  • сигнальные карточки для игры;
  • листы с заданиями для загадок;
  • импровизированная полянка для цветов.

УЧИТЕЛЬ: Тазетдинова Е.П.

ХОД УРОКА:

  • Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Взаимопроверка домашней работы.

-- Ребята какие трудности возникли при выполнении домашней работы?

  • Записываем число, классная работа.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.

Улиц…
Ц…рк                                          
Ц…плёнок

Акац…я

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

 Посмотрите, как пишутся эти слова  (на 1 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок?  
2 слайд Помогите мне сформулировать ее.
3 слайд «Правописание ы-и после ц».

-Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.

4 слайд  (слова ЦИРК, ЦИТРУС )

-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне).

  – Верно. В корне слова пишем И.

5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)  

-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).

 – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах  на -«ция».)

6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)

 – А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится орфограмма в этих  словах? (в суффиксе и в окончании.)

- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.

7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).

 – Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.

8 слайд  Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.

 «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!» 

-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

9 слайд. Таблица-правило.

10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ

Пишем только букву Ы!

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

11 слайд  Таблица-правило.

12 слайд

  1. Объясни, пользуясь правилом.

Редакция, цилиндр, птицы, репетиция, синицын, цыган, сестрицы, цирк, станция, на цыпочках, огурцы.

  13 слайд   

  1. Распределительный диктант.

Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.

Конституция – основной закон государства.

14слайд   «Ы – И»

3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)

Слова для игры.

Цитрусовый, цитата, цыплята, декорация, операция, цыкнуть, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, девицы, циновка, панцирь, молодцы, , цифра, цинга. (20 слов)

Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.

Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы). 

15 слайд

ФИЗМИНУТКА

Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова:  ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

16 слайд

4.  Ребята, вы любите цветы?  Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-.

  • Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто быстрее.

Нарциссы                         Астры

Гиацинты                         Гладиолусы

Глициния                         Лилии

Цикламены                    Георгины

Настурция                       Хризантемы

Годеция                           Сирень

Циния                              Тюльпан

17 слайд.  Сценка «Буквы поссорились».

Буква Ц. Шла как-то буква Ц и шептала что-то.

Была задумчива Ц отчего-то.

Была рассеянна и невесела.

Учитель. Почему?

Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся).

Переполох в 5 классе Хворостянской школы,

Ищут место буквам в слове,

Ну, кто знает, укажи

Место буквам Ы и И!!!

Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»!

Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ

1 команда. Не ругайся, Буква Ц!

Встань-ка, Ы, сейчас в конце.

В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,

И не смей оттуда у-бе-гать!!!

А ещё будешь стоять в словах-исключениях,

Мы же обещаем знать их все без исключения:

Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,

К новой орфограмме попробуем привыкнуть!

2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция,

В корне слова тоже стой. Как ты тут красива!

Не обижайся, Буква И, что исключения ушли!  18 слайд (помирились)

6. Творческий диктант (слайд 19)

7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26)

8.Отгадайте загадки и впишите ответ в звездочки:

1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.

  1. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.

  3. Летом — в огороде, 
      Свежие зелёные, 
     А зимою — в бочке, 
    Жёлтые, солёные. 
    Отгадайте, молодцы, 
     Как зовут нас?... 
                                 Огурцы

4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто. ( Панцирь черепахи) 

6. Явился в жёлтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки! 

7. Ребята, к  нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?

     Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.

                                                                                                       

                                                                         Незнайка.

Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.

Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.

Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.

Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот

III . Итог работы.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в  

      начале урока?

    - Как вы думаете, достигли ли вы их?

    - Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.

IY.  Домашнее задание:

1.

2. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». 

Y. Рефлексия

- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Мою работу?

- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".

- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!

VI. СПАСИБО ЗА УРОК.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....

Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "

Формировать навык правильного написания корней с чередованием...