УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.92 КБ |
prizentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
ТИП УРОКА:
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
- научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание сознательной дисциплины;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник русского языка для 5 классов под редакцией
- компьютеры, презентация слайдов;
- сигнальные карточки для игры;
- листы с заданиями для загадок;
- импровизированная полянка для цветов.
УЧИТЕЛЬ: Тазетдинова Е.П.
ХОД УРОКА:
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взаимопроверка домашней работы.
-- Ребята какие трудности возникли при выполнении домашней работы?
- Записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового материала
– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.
Улиц…
Ц…рк
Ц…плёнок
Акац…я
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.
Посмотрите, как пишутся эти слова (на 1 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? 2 слайд Помогите мне сформулировать ее.
3 слайд «Правописание ы-и после ц».
-Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)
– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.
4 слайд (слова ЦИРК, ЦИТРУС )
-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне).
– Верно. В корне слова пишем И.
5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)
-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах на -«ция».)
6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)
– А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится орфограмма в этих словах? (в суффиксе и в окончании.)
- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.
7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).
– Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
8 слайд Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.
«Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»
-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
9 слайд. Таблица-правило.
10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ
Пишем только букву Ы!
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
11 слайд Таблица-правило.
12 слайд
- Объясни, пользуясь правилом.
Редакция, цилиндр, птицы, репетиция, синицын, цыган, сестрицы, цирк, станция, на цыпочках, огурцы.
13 слайд
- Распределительный диктант.
Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.
Конституция – основной закон государства.
14слайд «Ы – И»
3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)
Слова для игры.
Цитрусовый, цитата, цыплята, декорация, операция, цыкнуть, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, девицы, циновка, панцирь, молодцы, , цифра, цинга. (20 слов)
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).
15 слайд
ФИЗМИНУТКА
Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова: ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
16 слайд
4. Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-.
- Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто быстрее.
Нарциссы Астры
Гиацинты Гладиолусы
Глициния Лилии
Цикламены Георгины
Настурция Хризантемы
Годеция Сирень
Циния Тюльпан
17 слайд. Сценка «Буквы поссорились».
Буква Ц. Шла как-то буква Ц и шептала что-то.
Была задумчива Ц отчего-то.
Была рассеянна и невесела.
Учитель. Почему?
Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся).
Переполох в 5 классе Хворостянской школы,
Ищут место буквам в слове,
Ну, кто знает, укажи
Место буквам Ы и И!!!
Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»!
Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ
1 команда. Не ругайся, Буква Ц!
Встань-ка, Ы, сейчас в конце.
В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,
И не смей оттуда у-бе-гать!!!
А ещё будешь стоять в словах-исключениях,
Мы же обещаем знать их все без исключения:
Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,
К новой орфограмме попробуем привыкнуть!
2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция,
В корне слова тоже стой. Как ты тут красива!
Не обижайся, Буква И, что исключения ушли! 18 слайд (помирились)
6. Творческий диктант (слайд 19)
7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26)
8.Отгадайте загадки и впишите ответ в звездочки:
1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.
- Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.
3. Летом — в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою — в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...
Огурцы
4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто. ( Панцирь черепахи)
6. Явился в жёлтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
7. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка.
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.
Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.
Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот
III . Итог работы.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в
начале урока?
- Как вы думаете, достигли ли вы их?
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
IY. Домашнее задание:
1.
2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. СПАСИБО ЗА УРОК.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...
Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока
Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....
Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку
Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...
Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")
Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....
Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "
Формировать навык правильного написания корней с чередованием...