Урок русского языка в 5 классе на тему" Буквы О, Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Буквы О,Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных».
Цели:
образовательные:
совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, повторить орфограммы: о и е после шипящих в корне слова, о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных;
развивающие:
развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать критическое мышление, формировать практические навыки при выполнении работы в парах, формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера;
воспитательные:
воспитывать творческие способности учащихся,
культуру интеллектуального труда,
интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, компьютеры, карточка (письмо Суффикса), лист наблюдения (для капитана), алгоритм написания синквейна.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-путешествие
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы и приемы: работа в парах и группах, работа за компьютерами.
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап урока: (стадия вызова) 3 мин. | ||||||
I.Мотивация к учебной деятельности учащихся через интерес, в форме путешествия. | Включение учащихся в деятельность | Краткое слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит дальняя. Нам надо будет пройти через мост Суффиксов, покорить вершину горы Корень, переплыть реку Существительных. Но вы не отчаивайтесь, у нас есть помощники: Проверочные слова и Ударения, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, то путь будет легким и быстрым. Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова. Нам надо выбрать капитана, который будет вести дневник путешествия. | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм (по желанию детей выбирается капитан). | Уважение к учителю и сверстникам. Самооценка готовности к уроку. | |
II этап урока: (рюкзак знаний) 5 мин. | ||||||
II. Разминка. | Проверка знаний учащихся состава слова | Разобрать слова по составу: Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездил, наводнение, предгорье, болеет, речушка. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Слова по составу дает, чтобы их разобрать. | Работают в парах. 1. Каждая пара учащихся должна дать определение одной морфемы: Корень. Приставка. Суффикс. (Один ученик отвечает, второй контролирует его ответ, поправляет при необходимости и дополняет примерами) Доп. Вопрос: определение Окончания.(По желанию уч-ся, доп. балл, капитан отметит в свой дневник наблюдений) 2. Разобрать слова по составу. Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездил, наводнение, предгорье, болеет, речушка. Взаимопровер ка в парах. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, контролировать ответы и дополнять примерами. Находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. |
III этап. Стадия реализации (осмысления). Мост Суффиксов. 3 мин. | ||||||
III. Стадия реализации (осмысления). | Проверка знаний учащихся Выявление места затруднения. | Учитель: - Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути – мост Суффиксов. На мосту пробка – собралось много Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим существительным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь. Задание: найти и исправить ошибки в написании суффиксов существительных. Запишите исправленный вариант, графически объясните написание суффиксов: ВнучИк, барашИк, барсучЁнок, дочИнька, височИк, бельчЁнок, бережОк, песочЕк, списочЕк, крошИчка. Вспомни правило. | Индивидуальная, парная, фронтальная | Задание дает: найти и исправить ошибки в написании суффиксов существительных. Организует игру, фиксирует затруднения. Организует наблюдение. | Дети в парах и группах работают за компьютерами (группа из 3 человек). Проверяют себя (по компьютеру). Капитан отмечает в дневнике путешественника успехи каждого члена команды. Применяя ранее полученные знания, в игровой форме записывают исправленный вариант. | Работа за компьютерами. Высказывать предположения на основе наблюдений. |
IV этап. Гора Корень и Шипящие. 3 мин. | ||||||
IV. Стадия реализации | Проверка знаний учащихся. | Учитель: -Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе Корня. У подножия горы живут звуки, шипящие на всех прохожих. Но если мы каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти через гору. Помните про наших помощников, позовите их при затруднении. Задание: вставить пропущенные буквы, где возможно записать проверочные слова. Щ...лкать, ш...в, ш...лк, ш...рох, деш...вый, ж...лудь, капюш...н, щ...голь, изж...га, трещ...тка, трущ...ба, ж...лтый. | Коллективная, индивидуальная, парная, | Дает задание: вставить пропущенные буквы, где возможно записать проверочные слова. Щ...лкать, ш...в, ш...лк, ш...рох, деш...вый, ж...лудь, капюш...н, щ...голь, изж...га, трещ...тка, трущ...ба, ж...лтый. | Работа за компьютером. Проверяют себя. (Капитан отмечают в дневнике путешественника успехи каждого члена команды.) ЩЁлкать – щелчок, шОв, шЁлк - шелка, изжОга, дешЁвый - дешеветь, шОрох, жЁлудь - желудёвый, капюшОн, щЁголь - щеголять, жЁлтый - желтеть, трещОтка, трущОба. | сравнивать, делать выводы, контролировать ответы. Находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять самопроверку. |
V этап. Физкультминутка для глаз. 2 мин. См. приложение №1. | ||||||
VI этап. Река Существительных. 5 мин. | ||||||
Стадия реализации | Проверка знаний учащихся | Учитель: - Мы, ребята, справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встает на нашем пути – река Существительных. Мы можем ее переплыть, но Существительное обращается к нам с просьбой: «У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных о и е начинают спор. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы и окончания». Помощник – ударение. Вспомните, где мы должны им воспользоваться. (Дети: - Под ударением будем писать о, без ударения – е.) | Индивидуальная, | Задание - вставить пропущенные буквы, записать слова в таблицу. Боч..к, врач..м, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, списоч..к. | Проверяют себя. Самопроверка. Капитан отмечает в дневнике путешественника успехи каждого члена команды. | Сравнивать, обобщать, делать выводы, контролировать ответы. Находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять самопроверку. |
VII этап. Дом Суффиксов имен прилагательных. 7 мин. | ||||||
VI I. Новый материал. Открытие правила написания суффиксов имен прилагательных. | Достижение цели, Фиксация нового знания в речи. | Учитель: - Ребята, мы почти у цели. Вот улица Шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы прилагательных. Но почему же так тихо в нем? Где все его жители? Может быть, капитан прояснит нам ситуацию? Капитан показывает детям письмо Суффикса прилагательного, адресованного им. Дети читают: «Мы были счастливы. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно. (Помогите). (Дети: - В предложении прилагательное играет роль определения и сказуемого). Но потом он подружился с Существительным и стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у Существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы существительных. Мы, суффиксы прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу. Учитель: - Ребята, поможем суффиксам прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний существительных? Учащиеся: - Ударения. Нужно расставить буквы е и о по своим местам. И при этом помнитеь об ударении. (Работа за компьютером) Холщ..вый, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, пунц..вый, алыч..вый, нож..вой, куч..вые, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, ерш..вый. | Коллективная, фронтальная | Организует работу с текстом правила. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке | формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника (стр.126, орфограмма № 37) | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
|
VIII этап. Написание синквейна. 8 мин. См. приложение №2. | ||||||
VIII. Творческая работа. | Организация самостоятельного выполнения задания. | - Мы справились с заданием. Все жители города Прилагательного вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Давайте и мы примем участие в их празднике. Напишите творческую работу - синквейн- для праздника в городе Прилагательном. Подумайте, на какую тему можно написать синквейн? (Дети: - Можно составить синквейн о нашем путешествии или об имени прилагательном.) Сочинение и зачитывание синквейнов. | Индивидуальная | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | Ответы детей (Дети: - Можно составить синквейн о нашем путешествии или об имени прилагательном.) ребята зачитывают синквейны. | Алгоритм написания синквейна находится на партах. Анализируют работы. |
IX этап. Домашнее задание. 2 мин. | ||||||
IX этап. Домашнее задание. | Для всех: 1. Упражнение № 314, стр.126. (по учебнику М.Т. Баранова, Ладыженской и др.), правило на стр. 126(орфограмма №37). По выбору учащихся: Написать мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами. | |||||
X этап. Рефлексия. 4 мин. | ||||||
X этап. Рефлексия. | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Учитель: - Итак, мы вернулись домой, наш рюкзак стал легче или тяжелее? А почему? Появились новые знания? Так давайте еще раз мысленно пройдемся по этапам нашего путешествия. Что мы повторили, что нового узнали? От чего же зависит написание гласных после шипящих в суффиксах имен прилагательных? Кто из ребят-путешественников прошел весь путь без потерь? Слово капитану. Выставление оценок (по листу капитана). Спасибо всем за урок! | коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать? Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? | Отвечают на вопросы, подводят итог. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе на тему" Буквы О, Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Урок-путешествие....
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...
Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"
Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
Конспект урока в 6 классе: "«Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»"
Конспект урока в 6 классе "Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных". Базовый учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Лад...
Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")
Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....
Конспект урока русского языка в 6 классе: «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»
Цель урока: повторить и закрепить тему «Не с именами прилагательными»; способствовать ознакомлению с теоретическими сведениями по теме «Буквы о и е после букв шипящи...
Комментарии
Комментарий к уроку
Татьяна Александровна, я работаю учителем начальных классов по УМК ПНШ. Эту тему проходим в 4 классе. Поэтому воспользовалась материалами ВАШЕЙ разработки. Большое спасибо!