Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коспект урока в 5 классе | 50.5 КБ |
Презентация к уроку в 5кл | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 5 классе по русскому языку.
Учитель Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ
Тема: «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные-познавательные (УУД): анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.)
Личностный результат (4ЛР): находить орфограмму-букву о,ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком- наличием шипящего: букв а,и,у после шипящих, буквы о,ё после шипящих в корне, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Актуализация изученного с элементами взаимопроверки (работа в парах).
Словарный диктант.
Уд..вительный
Л..нивый
Б..да
Ф..милия
Ж..лище
Верш..на
Ч..йка
Ч..десно
Ж..ри
Параш..т
- Введение в тему урока.
Проблемная ситуация («мозговой штурм»).
«Наблюдаем, размышляем»
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО
жёлтый жонглёр
шёлк шокировать
чётко чопорный
щёлкнуть трущоба
(Наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора гласных о,ё под ударением)
Определяем и записываем тему урока (Слайд 5)
- Цели на уроке для учащихся.
Определяют сами ученики (слайд 6).
- Открытие нового знания.
1.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих
в корне слова.
Ё О
жёлтый – желтеть жонглёр - …(-)
шёлк – шелка шокировать - …(-)
чёлка – чело чопорный - …(-)
щёлкнуть – щелчок трущоба - …(-)
Делаем вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,
если к данному слову можно подобрать проверочное слово
с буквой Е;
пишем О, если проверочного слова нет (слова-исключения).
2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
VI.Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
1.Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:
Поч…тный _______, _______ш…рстка,
ч…рствый________,________ш…в,
________печ…нка, зач…ркивать______,
________ш…рохи, ________ш…потом,
по _______трущ…бам, ______беч…вка.
2.Физкультминутка и разминка для глаз.
3.Диктант – молчанка (проверка по цепочке с комментарием).
4. К данным проверочным словам подберите проверяемые слова (устно):
Решето - решёта
Щетина - щётка
Расчесать - расчёска
Шедший - шёл
Желобок - жёлоб
5.Словарная работа
«Назовите ласково» (письменно). К основам существительных прибавьте
уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму.
Образец: Щека – щёчка
Щель, пчела, шерсть, черта, жердь
6. Выполнить тест. В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж)крыжовник
г) жёнглёр з) шопот
7. Словарная работа. Знакомимся со значением слов.
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
- Итоги урока.
- 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма?
- 2.От чего зависит выбор орфограммы?
- 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?
Алгоритм
1. Где корень?
2. Где орфограмма?
3. Можно ли изменить звук [о]?
4.Если можно – пишем ё,
5.Если нельзя – пишем – о.
VIII. Домашнее задание.
Выберите любое задание:
1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму
2.Упр. 422
Всем пар.41, выучить слова-исключения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т
?
жёлтый жонглёр шёлк шокировать чётко чопорный щёлкнуть трущоба ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО РУБРИКА «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»
тема урока: Буквы О,Ё после шипящих в корне слова
Моя цель на уроке: 1.Познакомиться с… 2.учиться
Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова Ё О ж ё лтый – ж е лтеть ж о нглёр - …(-) ш ё лк – ш е лка ш о кировать - …(-) ч ё лка – ч е ло ч о порный - …(-) щ ё лкнуть – щ е лчок трущ о ба - …(-)
Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё , если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е ; пишем О , если проверочного слова нет (слова-исключения).
Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы произошедшим.
Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму: Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, по _______трущ…бам, ______беч…вка.
Физ ультми утк
Упражнения для глаз
Диктант - молчанка
Проверим диктант 1.Ч..лка, прич..ска 2.Ш..рты 3.Щ..тка 4.Расч..ска 5.Ж..луди 6.Пч..лы 7. Капюш..н 8.Реш..тка
К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: реш ё та щ ё тка расч ё ска ш ё л ж ё лоб реш е то щ е тина расч е сать ш е дший ж е лобок
Словарная работа «Назовите ласково» К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму. Образец: Щ е ка – щ ё чка Щель, пчела, шерсть, черта, жердь
-Назовите два одинаково звучащих слова. -Сравните их написание. Что необычного вы заметили? Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный.
ЗАПОМНИТЕ! Необходимо различать корни -жог- и -жёг- . В существительных с этим корнем пишется о : ожог пальца ; в глаголах – ё : Петя ожёг палец.
Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) жёнглёр з) шопот
Проверь себя Ответ: а, б, г, з а) ж ё лтый; д) жокей б) реш ё тка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) ж о нглёр з) ш ё пот
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Подведём итоги урока 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? 2.От чего зависит выбор орфограммы? 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?
Алгоритм 1. Где корень? 2. Где орфограмма? 3. Можно ли изменить звук [ о ] ? Если можно – пишем ё , Если нельзя – пишем – о .
Домашнее задание Выберите любое задание: 1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму 2.Упр. 422 Всем параграф 41, выучить слова-исключения
До свидания! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».
Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I. Обучающие цели. 1. Систематизировать знания о правописани...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"
Урок соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....