Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 37 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_5_kl._uchitel_proshakova_n.i.ppt | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учитель Прошакова Н.И., МКОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области.
Тема урока: «Правописание приставок на- з,- с».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся приставки на- з,- с; научатся распознавать изучаемую орфограмму, выделять морфему; смогут на практике применять теоретические знания.
К конспекту урока прилагается презентация на тему: «Приставки на- з, -с».
Ход урока.
I. Актуализация полученных ранее знаний.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что изучает морфемика?
- Что такое приставка?
- Прочитайте слова с приставками из домашнего упражнения (№ 422) К какой группе приставок они относятся? (Неизменяемые)
Слайд №1
- Запишите тему «Буквы з и с на конце приставок».
- Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?
II. Объяснение нового материала.
Слайд №2
- Рассмотрите слайд. Скажите, почему приставки I группы называются неизменяемые? (Они во всех словах пишутся одинаково, независимо от произношения).
- С приставками III группы мы познакомимся в 6 классе, а сейчас обратимся к приставкам на -з, -с.
- Предположите, почему в одних приставках на конце з, а в других с?
- Чтобы правильно выбрать букву, нужно вспомнить кое-что из фонетики. (Показываю карточки).
- Что вы можете сказать об этих звуках? (Звонкие согласные).
- А об этих? (Глухие).
- А теперь посмотрите на записанные мною слова: разводить, бесконечный, всплеск, измена, обратите внимание на подчеркнутые буквы. Сделайте вывод: от чего зависит выбор букв -з, -с на конце приставок. (Учащиеся сами формулируют правило).
- Посмотрим, как будем рассуждать, применяя правило.
Слайд №3.
- Прочитайте.
III Закрепление.
- Распределим слова в два столбика.
Бескрайний, испечь, избавить, безбилетный, бесшумный, развернуть, возродить, исправить.(Проверяем, объясняем).
- Потренируемся применять данное правило, вспомним другие орфограммы.
Слайд №4.
- Выпишите слова с изученной орфограммой. Объясните.
- Найдите слова с непроизносимой согласной. Назовите проверочные слова.
- Объясните лексическое значение слова «дремотно». Назовите однокоренные слова.
- Запишите текст по памяти (закрываю слайд).
- Проверьте свою память.
Слайд №5.
Прочитайте.
- Объясним пропущенные орфограммы (Читаем по строчке).
- Выпишите однокоренные слова. (На доске и в тетрадях).
- Выпишите слова с неизменяемыми приставками, затем с приставками на -з, -с.
- Проговорите правило.
- Есть ли здесь слова с приставками из III группы?
3. Мы знаем, что приставки образуют новые слова, придают словам разные значения.
Определим, какие значения придают глаголам приставки раз- (рас-).
Слайд №6.
- Выпишите глаголы с приставками.
- Посмотрите, какие значения могут иметь приставки.
Слайд №7.
- Назовите слова, имеющие значение «распределение по местам, по поверхности»; значение «разделение на части».
Слайд № 6.
- Назовите эпитеты, олицетворения.
- Выпишите третье предложение в строчку, сделайте его разбор.
Физкультминутка.
Слайд №8.
- Мы изучаем один из интереснейших разделов русского языка- морфемику. Сейчас задание будет игровое. Будем собирать слова.
а). Игра «Собери слово».
- Из слова вход возьмите приставку, из слова падать возьмите корень, из слова старина- суффикс, из слова дорога- окончание.
- Из слова бессонница возьмите приставку, из слова шуметь- корень, из слова лесной- суффикс, из слова красный- окончание.
- Из слова рассвет- приставку, из слова цветок- корень, из слова печка- суффикс, из слова трава- окончание.
IV Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какова была цель урока?
- Кто считает, что хорошо усвоил правило?
- Кто затрудняется?
- Проговорим правило еще раз.
V Домашнее задание.
I группа- № 431.
Остальные- сочинение- миниатюра на тему «Утро», используя слова с изученной орфограммой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I группа II группа III группа Неизменяемые Приставки При-пре приставки на з-с с жать раз бить при бить над пись рас править при йти пере дать вс крикнуть пре рвать
АЛГОРИТМ применения правила Определяю, перед каким согласным приставка. перед глухим перед звонким Вывод: пишу С Вывод: пишу З
Только петух беззаботно Весну воспевает весь день. В поле тепло и дремотно, А в сердце счастливая лень.
Береза Если б дали берез… ра…ческу, И…м…нила б береза пр и ч…ску. В реч(?)ку, как в зерк…ло, глядя, Ра…чесала кудрявые пряди. И в…шло б у нее в пр и вычку По утрам з…пл…тать к…сич(?)ки. (И. Токмакова).
Выпишите слова с приставкой раз (рас). 1 Вкруг гордых колоннад с старинною резьбой ель пышно разрослась. 2 Из хижин ранний дым разносится клубами. 3 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы… 4 Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. 5 Солнышко с неба ясный луч золотой разливает.
Приставка раз-(рас-) имеет значения: 1 Распределение по местам, по поверхности ( раз ложить, раз мазать), 2 Разделение на части ( разо рвать, рас крошить).
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...
Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....
Конспект урока русского языка в режиме офлайн " З и С на конце приставки"
Смешанное обучение стало актуальным в последние годы. Предлагаю такой урок в 5 классе....