1.Мотива ция | Эмоцио нальная подготов ка к уроку | Вступительное слово учителя «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению » -Как вы понимаете высказывание английского учёного-философа Фрэнсиса Бэкона? (Ответы детей) - А то, о чём мы читаем в книгах, может быть написано в разных стилях и типах речи. -Какие стили речи вы знаете? -А что такое тип речи? (Это способ изложения мысли в зависимости от содержания и цели высказывания) | Участвуют в диалоге с учителем | Фронталь ная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра. | Листы обратной связи |
2.Актуализа ция знаний
3.Выявление места и причин затруднения. | Воспроизведе ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | На карточках (темы сочинений, названия типов речи: описание, повествование) 1.Зачем нужно ходить в школу? 2.Мой счастливый школьный день. 3.Как я однажды… 4.Как я играл в футбол 5.Моя любимая игрушка Задание: -Как можно сгруппировать данные темы сочинений по типам речи? --Что вам известно о повествовании? --Каковы особенности описания? (Объяснение структур типов речи по схемам.) -Чем тема «Зачем нужно ходить в школу?» не похожа на другие? --Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать, какова тема сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказыва- ния. Обдумывают ответы на вопросы. | В парах, фронталь ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив ные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. | Устные ответы |
4. Целеполага ние и построение проекта выхода из затруднения
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстратив ный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Поисковая деятельность, подбор своих примеров, иллюстриру ющих природу изучаемого языкового явления. | Запись темы урока «Доказательства в рассуждении» Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. -Какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться? (Научиться самим составлять тексты-рассуждения) -Следовательно, чтобы научиться самому писать сочинения-рассуждения, нужно хорошо знать структуру рассуждения; выявить отличительные признаки; ознакомиться с особенностями лексики.
Рассуждение имеет свои особенности. Работа с толковым словарём Ожегова Опережающее задание: -Слово рассуждение многозначное: 1.Умозаключение, ряд мыслей изложенных в логически последовательной форме. 2.Высказывание, обсуждение.
-В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга интересная, товарищ поступил неправильно, прошедшее мероприятие было полезным, на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
-Какова основная задача этого типа? (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
-Прочитаем образец рассуждения (на карточках текст Д.С.Лихачёва) Мы вступаем в век, в котором образование, знания …будут играть определяющую роль в жизни человека… Учение – вот что сейчас нужно человеку … с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве… ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний… Умейте не терять времени на пустяки…, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой… информации… попробуйте полюбить все предметы, какие проходите в школе. Если другим они нравились, то почему вам они могут не понравиться!.. Учитесь любить учиться!
1.О чём размышляет в своём письме Д.С.Лихачёв? (О важной роли учения) 2.Найдите вступление (1 предложение) 3.На какой вопрос отвечает текст? (Почему нельзя терять время на учение) 4.Что утверждает автор? (Почему учиться нужно всю жизнь) 5.Какой тезис раскрывает автор? («Учиться нужно всегда») 6.Какие доказательства (аргументы) он приводит? (Крупные учёные учились до конца жизни, знания всё растут и усложняются, в детстве ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний) 7.Какую часть текста можно назвать выводом? (Последнее предложение текста)
|
Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничест ве с учителем и одноклассника ми делают выводы.
Отвечают на вопросы, под руководством учителя анализируют текст, выявляют особенности текста-рассуждения, знакомятся со структурой рассуждения. | Индивиду альная, парная
Фронталь ная, инди виду альная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Коммуникатив ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив ные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Задают вопро сы для уточне ния инфор мации
Устные ответы |
6.Первичное закрепле ние с комментиро ванием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний. Составление связных рассказов об изученных нормах | -Этот текст позволил нам понять, как строится рассуждение. Итак, сочинение-рассуждение имеет свои особенности: (ПЛАКАТ) ВСТУПЛЕНИЕ ( о чём?) ТЕЗИС (утверждение) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (почему) ВЫВОД (поэтому)
| Принимают участие в работе, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронталь ная, инди видуаль ная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения умственных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточне ния инфор мации |
7.Самостоя тель ная работа | Обобщение и систематизация знаний. Составление связных рассказов об изученных нормах | -Глядя на схему, самостоятельно найдите структурные элементы текста-рассуждения Разноуровневые задания: ТЕКСТ (разрезанный) …Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой через библиотеки… Что же касается личной библиотеки, то… к этому вопросу надо подходить очень ответственно. …личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина… Если человек покупает книги для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Свою библиотеку не надо делать слишком большой… Дома должны быть книги повторного чтения, классики, а больше всего справочники, словари… Искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения книг для однократного чтения. ТЕКСТ (распечатка) Каждый человек обязан… заботиться о своём интеллектуальном развитии. .. Основной способ интеллектуального развития –чтение… Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём … понимание жизни, …служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми… У человека должны быть любимые произведения… | Принимают участие в работе, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронталь ная, инди видуаль ная | Задают вопросы для уточне ния инфор мации, устные ответы |