Технологическая карта урока на тему: "Рассуждение -как функционально- смысловой тип речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Рассуждение как функционально- смысловой тип речи
Цель: актуализировать знания об особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи.
Задачи:
- познакомиться с особенностями построения рассуждений;
- совершенствовать навыки составлять текст - рассуждение;
- находить тезис в рассуждениях;
- подбирать аргументы и примеры для доказательства тезиса;
- развивать внимание к слову и его лексическому значению;
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.
- Учебные: повторить типологические признаки рассуждения .
Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
- Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.
Тип урока: комбинированный (урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний)
Форма урока: урок-размышление.
Организация урока: групповая
Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.
Межпредметные связи: живопись, литература.
План урока:
№ | Этап | Цель и содержание |
1 | Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
2 | Этап постановки целей урока и мотивации | Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей. |
3 | Этап подготовки к активному усвоению знаний | Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов. |
4 | Этап изучения нового материала и применения знаний в новых условиях | Подведение итогов работы с текстом. Знакомство с разновидностями рассуждения. Создание проблемной ситуации: виртуальная экскурсия в картинной галереей, постановка проблемы, работа в группах с картинами. Обучение рассуждению-размышлению по сюжетной картине. |
Выяснение особенностей в построении рассуждения-размышления и речевом оформлении. Анализ поэтических текстов-размышлений. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа. | ||
5 | Физминутка | |
6 | Подведение итогов. Домашнее задание | Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»). Оценка работы в группах. Информация о д/з (написать рассуждение-размышление на одну из предложенных тем). |
Ход и содержание
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока и мотивация.
Сегодня у нас урок развития речи. Мы посетим небольшую картинную галерею, почитаем стихи.
-А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)
-О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)
-Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение»)
Итак, тема урока: Рассуждение – как функционально- смысловой тип речи
(Слайд 2)
Цели урока:
- Освоить понятие
- Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
- Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.
3. Актуализация опорных знаний.
-Что относится к основным функционально-смысловым типам речи?
(Описание, повествование, рассуждение)
-Почему эти типы речи называются функциональными?
(Функциональными эти типы речи называются потому, что различаются функциями.)
У описания функция-рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его.
У повествования функция- рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло.
У рассуждения- объяснить.)
-Что такое рассуждение?Откройте учебник и прочитайте
- Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?
(в рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть, заключение.
-Что такое тезис?
(утверждение, подлежащее доказательству.)
Обратимся к учебнику упр 86 Работа с текстом (Работа в группе) ( 2мин)
-Какой вывод сделаем?
Вывод: Что является разновидностью рассуждения?(слайд 4)
4. Усвоение новых знаний
Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картину «Мальчик с волчком», которую написал французский художник Шарден Жан Батист
(Слайд 5)
Работа в группах по картине и самооценка(5мин+5+10)
Вывод.:
Какую важную для каждого человека проблему затрагивает художник выбора. Как быть? Что делать - вот главные вопросы картины. Это и есть главные вопросы размышления.
(Слайд 6 )
В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.
-А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
(Слайд 7)
Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.
-Выяснить их нам поможет лирическое размышления М.Лермонтова,
(Слайд 8)
5. Закрепление знаний (8+6=15)
Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.
Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.
Обобщение наблюдений:
Какие закономерности в построении текста вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь).
(Слайд 9 )
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщим сказанное. Подведем итоги. (Используем приём незаконченного суждения )
(Слайд 10)
Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)
-Дома письменно поразмышляйте на одну из тем стр 54 упр 91:
Урок завершим чтением мудрой мысли Иоанн Лествичник )
Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.
Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.
Рассуждение помогает действовать правильно.
Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (
Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!
(Слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Синонимы и их употребление в речи».
Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов....

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"
Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...
Разработка урока по теме: "Обучение определению функционально-смысловых типов речи"
Предмет: русский язык.Класс: 10Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Технологическая карта урока: «Давление в технике. Развитие функциональной грамотности.»
Технологическая карта урока физики Класс: 7 УМК: Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017. Тип урока: урок комплексного развития практических зна...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...