Технологическая карта урока на тему: "Рассуждение -как функционально- смысловой тип речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Плотникова Татьяна Григорьевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассуждение как функционально- смысловой тип речи

Цель: актуализировать знания об особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи.

Задачи:

  • познакомиться с особенностями построения рассуждений;
  • совершенствовать навыки составлять текст - рассуждение;
  • находить тезис в рассуждениях;
  • подбирать аргументы и примеры для доказательства тезиса;
  • развивать внимание к слову и его лексическому значению;
  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.
  • Учебные: повторить типологические признаки рассуждения .
    Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
    Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
  • Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.

Тип урока: комбинированный (урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний)

Форма урока: урок-размышление.

Организация урока: групповая

Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.

Межпредметные связи: живопись,  литература.

План урока:

 Этап

 Цель и содержание

1

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2

Этап постановки целей урока и мотивации

Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей.

3

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов.

4

Этап изучения нового материала и

применения знаний в новых условиях

Подведение итогов работы с текстом. Знакомство с разновидностями рассуждения. Создание проблемной ситуации: виртуальная экскурсия в картинной галереей, постановка проблемы, работа в группах с картинами. Обучение рассуждению-размышлению по сюжетной картине.

Выяснение особенностей в построении рассуждения-размышления и речевом оформлении. Анализ поэтических текстов-размышлений. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа.

5

Физминутка

6

Подведение итогов. Домашнее задание

Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»). Оценка работы в группах. Информация о д/з (написать рассуждение-размышление на одну из предложенных тем).

Ход и содержание

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока и мотивация.

 Сегодня  у нас урок развития речи. Мы посетим  небольшую картинную галерею, почитаем стихи.
-А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)

-О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)

-Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение»)

Итак, тема урока: Рассуждение – как функционально- смысловой тип речи

(Слайд 2)

Цели урока:

  1. Освоить понятие
  2. Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
  3. Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.

3. Актуализация опорных знаний.

-Что относится к основным функционально-смысловым типам речи?

(Описание, повествование, рассуждение)

-Почему эти типы речи называются функциональными?

(Функциональными эти типы речи называются потому, что различаются функциями.)

У описания функция-рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его. 

У повествования функция- рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло. 

У рассуждения- объяснить.)

-Что такое рассуждение?Откройте учебник  и прочитайте

- Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

(в рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть, заключение.

-Что такое тезис?

(утверждение, подлежащее доказательству.)

 Обратимся к учебнику упр 86  Работа с текстом (Работа в группе) ( 2мин)

-Какой вывод сделаем?

Вывод: Что является разновидностью рассуждения?(слайд 4)

4. Усвоение новых знаний

Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картину «Мальчик с волчком», которую написал французский  художник  Шарден Жан Батист

(Слайд 5)

Работа в группах по картине и самооценка(5мин+5+10)

Вывод.:

Какую важную для каждого человека проблему затрагивает художник выбораКак быть? Что делать - вот главные вопросы картины. Это и есть главные вопросы размышления.

(Слайд 6 )

В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.

-А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

(Слайд 7)

Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.

-Выяснить их нам поможет лирическое размышления М.Лермонтова,

(Слайд 8)

5. Закрепление знаний (8+6=15)

Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.

Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.

Обобщение наблюдений:

Какие закономерности в построении текста вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь).

(Слайд 9 )

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Обобщим сказанное. Подведем итоги(Используем приём незаконченного суждения )

(Слайд 10)

Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)

-Дома письменно поразмышляйте на одну из тем стр 54 упр 91:

Урок завершим чтением мудрой мысли Иоанн Лествичник )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.
Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.
Рассуждение помогает действовать правильно.
Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. 
(

Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!

(Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Синонимы и их употребление в речи».

Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов....

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"

Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...

Разработка урока по теме: "Обучение определению функционально-смысловых типов речи"

Предмет: русский язык.Класс: 10Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Технологическая карта урока: «Давление в технике. Развитие функциональной грамотности.»

Технологическая карта урока физики Класс: 7 УМК: Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017. Тип урока: урок комплексного развития практических зна...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...