Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

 Серебрякова Ирина Юрьевна

 

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, определения авторской  позиции, составления аргументации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Обучение сочинению в формате ЕГЭ.

Цели: 

  • учить анализировать текст;
  • формулировать проблему и комментировать её,
  • определять авторскую позицию;
  • составлять аргументацию;
  • писать сочинение–рассуждение.

Учебный элемент

Время выполнения УЭ

Дидактический материал

Руководство по освоению материала

Контроль

УЭ–0

1 мин.

Цель: изучить цели урока

  1. Прочитайте цели урока.
  2. Отметьте знаком  !  самую важную или трудную цель.

Полилог

УЭ–1

6-7 мин.

Цель: учить понимать прочитанное

1.Почему для нас так «люба и мила своя сторона»?

2.Что входит в понятие «абсентеизм»?

3.Почему, потеряв родину, человек теряет главные ценности?

  1. Прочитайте текст.
  2. Сформулируйте и запишите 2–3 вопроса.

Полилог

Взаимопроверка

1 вопрос–1 балл

2 вопрос–1 балл

3 вопрос–1 балл

УЭ–2

4 мин.

Цель: учить вдумчивому и осмысленному чтению текста; находить ключевые слова, главную информацию (микротемы), определять авторскую позицию абзаца (мысли и чувства автора).

Ключевые слова: люба, мила, своя сторона, с рождением впитываем,  соль своей родины, влияют, организуют, жизненный состав.

Главная информация: «Каждому из нас люба и мила своя сторона», потому что мы– часть родины.

Авторская позиция: «…в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос».

Языковые средства: говорит её древний и вечный голос (метафора); тундра и пустыня есть венец богатства (метафора);

древний и вечный голос (эпитет).

  1. Прочитайте 1 абзац.     Выделите ключевые слова.
  2. Запишите главную информацию абзаца.
  3. Сформулируйте авторскую позицию абзаца.
  4. Отметьте языковые средства(1–2).

Полилог

Взаимопроверка

Задание выполнено полностью–2 балла;

частично–1 балл;

не выполнено–0

а

15-20 мин.

Цель: продолжить вдумчивое и осознанное чтение текста до конца, выполнить те же задания, что и в УЭ-2

II абзац

Ключевые слова: чувство родины, светлую  тоску,сладчайшую  радость,дарит , часы разлуки, счастливый час, не стоять, не жить,без этого чувства, без близости, к судьбам, предков, своей ответственности, дарованное место.

Главная информация: «Удивительно и невыразимо чувство родины… И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства».

Авторская позиция: Чувство родины связано с чувством ответственности, с осознанием своей роли на земле.

Языковые средства: светлая радость (эпитет), сладчайшая тоска (оксюморон).

III абзац

Ключевые слова: абсентеизм, ужасное слово, разлука с родиной , один из лучших умов Сибири, патриот, Н.М. Ядринцев, лучших сил,исчезли, горькое признание, покинувших родину, канувших бесследно, Главная информация:» Любая земля, любой край вправе сделать это горькое признание по поводу сыновей и дочерей своих, покинувших родину и канувших бесследно, не оставив заметного следа ни на какой другой земле».

Авторская позиция: Потеряв родину, человек теряет главные ценности.

Языковые средства:  горькое признание (эпитет); канувших бесследно (фразеологизм).

IV абзац

Ключевые слова: былинный источник, силы, от матери–родной земли, не для избранных, не богатырей, источником важным и целебным.

Главная информация: «Былинный источник силы от матери–родной земли представляется ныне не для избранных…только, а для всех нас…»

Авторская позиция: Чувство родины–«исключительно важный и целебный источник» духовной силы и радости для человека.

Языковые средства: источник силы (метафора); былинный источник (метафора).

V абзац

Ключевые слова: чужие земли, восхищались, красотой, изумление, душой, постоянно на родине, соизмеряем только с нею, кто потерял чувство земного притяжения, ведает, без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, вечного,потерял, радость, муку, счастье,боль,глубинного существования.

Главная информация: Единство прошлого, настоящего и будущего связывает людей с родиной.

Авторская позиция: Человек, потерявший родину, лишает себя главных жизненных  ценностей.

Языковые средства: нерукотворная красота (эпитет); чужие земли (эпитет).

Заголовок текста:  Любовь к родине.

Тема текста:  Любовь к родине– целебный источник.

 Любовь к родине– это единство прошлого, настоящего и будущего.

  1. Прочитайте 2  абзац
  2. Задание аналогичное УЭ-2. См. руководство УЭ-2
  3. Продолжите ту же работу над остальными абзацами.
  4. Озаглавьте текст
  5. Сформулируйте тему всего текста

Полилог

Заголовок–1 балл

Тема –1 балл

УЭ-4

3 мин.

Цель: учиться формулировать авторскую позицию, определять проблему

  1. Чувство родины– « исключительно важный и целебный источник» духовной силы и радости для человека, оно связано с чувством ответственности, с осознанием своей роли на земле.
  2. Потеряв родину, человек теряет главные ценности.

Основные проблемы:

  1. Проблема чувства родины (любви к родине).
  2. Проблема связи (единства)  прошлого, настоящего и будущего.

3.Проблема разлуки с родиной.

  1. Сформулируйте и запишите авторскую позицию
  2. Сформулируйте и запишите проблему текста

Полилог

Взаимопроверка

1 вопрос–1 балл

2 вопрос–1 балл

УЭ-5

3 мин.

Цель: учиться комментировать проблему.

Любовь… Как нежно и трепетно звучит это слово! А рядом– слово «абсентеизм». Сухое, абстрактное, мёртвое… Разлука с родиной! Что может быть ужаснее!

Комментирование проблемы текста– размышления по поводу проблемы (2–3 предложения).

Полилог

Взаимопроверка

1 пр.–1 балл

2пр.–1 балл

3 пр.–1 балл

УЭ-6

4-5 мин.

Цель: учиться составлять аргументацию.

 С началом Октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны  за рубежом оказалось большинство крупных прозаиков и поэтов– И. Бунин, И. Шмелёв, Б. Зайцев, А. Аверченко, К. Бальмонт и многие другие. Марина Цветаев– вот кто не потерял «чувство  земного притяжения «к своей родине даже на чужбине. Эмиграция обернулась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами и жгучей тоской по родине. Однако творчество, ежечасный поэтический труд спасали её. Стихотворение «Тоска по родине! Давно…» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё– равно, и всё– едино.

Но если по дороге– куст

Встанет, особенно– рябина…

И.Бунин, пребывая  в эмиграции, не мог оторваться от мысли о России. Как бы далеко от неё он ни жил, Россия была неотторжима от него.Именно там , в эмиграции,рождается прекрасное произведенияе, проникнутое  любовью к  Родине,– «Косцы».

  1. Записать 1–2 аргумента.

Полилог

Взаимопроверка

1 вопрос–1 балл

2 вопрос–1 балл

УЭ-7

3 мин.

Цель: повторить структуру сочинения– рассуждения;

учиться писать вступление .

Что такое чувство родины? Ощущаем ли мы себя частью её? Можно ли прожить в разлуке с родиной? Такие проблемы поднимает В. Распутин в данном тексте.

Напишите вступление (2–3 предложения).

Полилог

Взаимопроверка

Написал– 1 б.

Не написал– 0 б.

УЭ-8

3 мин.

Цель: учиться писать заключение.

Чувство родины, любовь к ней должны впитываться в нас с молоком матери. И даже разлука с родиной не должна обрыватьте те нити, которые связывают всех людей с матерью– родиной.

Напишите заключение (2–3 предложения).

Полилог

Взаимопроверка

Написал– 1 б.

Не написал– 0 б

УЭ-9

5 мин.

Цель: учиться рефлексировать.

  1. Прочитайте ещё раз  в технологической карте цели урока.
  2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени? (посчитайте баллы).
  3. Что помогло и что помешало в этой работе?
  4. Оцените свою работу в баллах.

24-23 баллов – «5»

22-18 баллов – «4»

17-12 баллов – «3»

Менее 13 баллов – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроке повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроках повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....