Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Науменко Людмила Ивановна

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_uroka_11_kl_chast_s.docx41.62 КБ
Файл 2_konspekt_uroka_11_kl_chast_s.docx34.46 КБ
Файл tekst.docx20.61 КБ
Файл otk.urok_11_klass.pptx640.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   урока русского языка в 11 классе  

Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи. 

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ   и составления и отбора необходимых рабочих материалов к сочинению; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.

Развивающие:

-  развивать  коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие  речевой  культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к  учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. 

Задачи урока :

Обучающие

  • Создание  текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева  «В списках не значился».
  • Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Развивающие

*Развитие умений выделять  основные композиционные части сочинения .

 * Развитие умения работать в группе   и самостоятельно, выполнять самоконтроль и   самооценку.

Воспитательные

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы и российского кинематографа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать,  принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

Методическое обеспечение:

- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

-экран,

-оценочные листы,

-распечатанные задания для каждого ученика.

- справочные материалы-памятки

Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация,  карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Б.Васильева, памятки.

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-индивидуальная.

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно – мотивационный

А) Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Б) Актуализация прежних знаний.

Повторение теоретического материала.

Этап 1.

Этап 2.

 

3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .

Практическое задания .

Работа над комментированием проблемы.

Этап 3.

Работа над формулировкой авторской позиции.

Этап 4.

Этап 5. Собственная позиция

Урок 3-4

Этап 6. Аргументация

Коллективная

Коллектив-ная работа.

Работа с художест-венным текстом повести.

Работа со справочным раздаточ-ным материалом,

памятками к уроку.

Коллектив-ная

работа

Работа с художественным текстом.

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

  1. Здравствуйте !   Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. С одной стороны, мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, а с другой – постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Выполнение задания части С КИМ ЕГЭ (сочинения-рассуждения) – не просто часть экзамена. Это прекрасная возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж, Можно прочитать тысячи книг, накопить сумму знаний, но так и не понять, по каким законам существует мир вокруг нас. Текст произведения Бориса Васильева «В списках не значился»  нам сегодня в этом поможет.

 

Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

Это поможет нам сделать ответ на вопрос:

*Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?

 *Какие цели вы поставите перед собой?

Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена  осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа  уровня С позволит вам получить более высокий экзаменационный балл.

Слайд 2

1.Беседа с классом:

В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с отрывком из повести Б.Васильева «В списках не значился»

и в дополнительных источниках информации  найти материал о писателе и выяснить историю создания произведения.

Учитель:

  • Скажите, что вы узнали о Б.Васильеве?

Действительно, военная тема – главная в творчестве писателя.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто кому довелось сражаться за мир на Земле. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм.

Работа учащихся.

*Дома вы познакомились с кратким содержанием повести писателя. Кто попробует нам его передать?

  • Какие строки прочитанного текста вас поразили, тронули ваше сердце?

Определите тему данного произведения и того отрывка, с которым вы знакомились дома?

( это тема войны)

Слайд 7. Давайте с вами вспомним,

*что называется темой, идеей, проблемой произведения?

Слайды  8-14.

* какие виды  проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?

К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?

(Нравственные проблемы:

проблема нравственного выбора,

проблема мужества и героизма русского солдата,

проблема нравственной сущности человека)

* какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка  и их запись в табличку.

Какова основная проблема данного отрывка?( проблема чести и долга перед Отечеством)

Учитель: Есть ли другие точки зрения?

Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.

Слайд 17.  Давайте вспомним,из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?

Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)

Запись в таблицу.

Слайды 21-29

  • Скажите, что такое комментарий?

*Работа с толковым словарем:

Комментарий – это многозначное слово:

1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.

2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.

/ групповая работа/

Слайды 32-34

Какими изобразительно-выразительныеми средствами пользуется в автор, чтобы показать мужество, героизм и нравственное превосходство русского солдата Николая Плужникова?

*Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?

/ Чтобы выяснить авторскую позицию/

Работа со слайдами 32-35.

*Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?

* Какими словами текста можно было бы назвать данный отрывок повести Васильева?

/Я –русский солдат/

*Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/

Беседа с классом:

*Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?

*Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.

Слайды 38-40.

Учитель:

*Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.

Беседа с классом:

*Что можно считать аргументами?

Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.

*Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

образования).

познавательные

(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Регулятивные Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

 (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)

Регулятивные Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации,знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка  текста)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей)

Коммуникативные (уметь слушать,  принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)

Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)

Познавательные

(Развитие умений выделять  основные композиционные части сочинения,умения  находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)

Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)

Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Регулятивные (Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации/речевые клише/

 (знать алгоритм (модель учебных действий при  комментировании проблемы текста.)

Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).  

Познавательные (умение  анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)

Этап 7.Заключение к сочинению.

 

Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?

В чем испытывали трудности?

6.Домашнее задание

Индивиду-альная работа

Слайд  4.

Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.

* Чему научил вас данный текст?

*Над чем заставил задуматься?

Свои размышления занесите в таблицу.

Рекомендации:

Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)

Анализ и оценка проделанной работы.

*Выскажите свое отношение к уроку.

*Оцените свою работу  на уроке в индивидуальном путевом листе.

Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.

Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).  

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)

Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).

Личностные (осознание значимости  урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)

  • Коммуникативные Создание  текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева  «В списках не значился».

МБОУ «Самофаловская сош»

Городищенский район Волгоградская область

Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.

Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.

/ 2 часа/

Разработала и провела:

                          учитель русского языка и литературы

            Науменко Людмила Ивановна

2013-2014 уч.год



Предварительный просмотр:

Технологическая карта   урока русского языка в 11 классе  

Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Работа над аргументацией сочинения./ 2 часа/

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи. 

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ   и составления и отбора необходимых рабочих материалов по аргументации  сочинения; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.

Развивающие:

-  развивать  коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие  речевой  культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к  учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. 

Задачи урока :

Обучающие

  • Создание  текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева  «В списках не значился».
  • Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Развивающие

*Развитие умений выделять  основные композиционные части сочинения .

 * Развитие умения работать в группе   и самостоятельно, выполнять самоконтроль и   самооценку.

Воспитательные

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы и российского кинематографа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать,  принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

Методическое обеспечение:

- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

-экран,

-оценочные листы,

-распечатанные задания для каждого ученика.

- справочные материалы-памятки

Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация,  карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Б.Васильева, памятки.

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-индивидуальная.

- групповая.

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно – мотивационный

2. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

3. Актуализация прежних знаний.

4.Повторение теоретического материала

5. Работа над аргументами к сочинению.

6. Просмотр фрагментов кинофильма «А зори здесь тихие» (гибель Жени Комельковой)

7. Повторение теоретического материала

8 .Заключение к сочинению.

   

9. Работа над сочинением.

10. Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?

В чем испытывали трудности?

11. Домашняя работа

 

 

Коллектив-ная

Беседа с классом.

Групповая работа.

Работа с художест-венными текстами .

Беседа с классом.

Коллектив-ная

работа

(беседа с классом)

Работа в группе

Индивиду-альная работа

Индивиду-альная работа

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

  1. Здравствуйте !   Ребята, сегодня мы продолжим с вами работу по комплексному анализу текста. Давайте с вами вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке. О каких композиционных частях сочинения –рассуждения в формате ЕГЭ мы говорили на прошлом уроке?

Исходя из  того, какие еще композиционные части должно включать  сочинения , сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

 *Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок?

*Дайте определение  понятия аргумент?( работа с толковым словарем и справочной литературой)

* Вспомните, какие требования предъявляются к этой части сочинения в формате ЕГЭ? Как оцениваются аргументы в сочинении?

* Что может быть аргументом  к вашему сочинению?

Слайд 37-38

Аргументы неразрывно должны  быть связаны с проблемой текста, которую вы озвучили, прокомментировали , по которой выявили авторскую позицию и высказали свою точку зрения! Это нужно помнить!

1.Беседа с классом:

* Какую проблему мы сформулировали с вами на прошлом уроке?

( проблема мужества, стойкости и героизма русского солдата в годы ВОВ)

В качестве домашнего задания вам было предложено  подобрать аргументы к сочинению.

  • Вспомните какие произведения посвящены теме войны и в каких из них  затрагивалась проблема мужества и героизма русского солдата?

1.Лев Толстой « Война и мир» -батарея Тушина.

2. Б.Васильев «А зори здесь тихие» - девушки, вступившие в поединок с превосходящим по силе отрядом немецких диверсантов, идущих к Беломоро-Балтийскому каналу)

  • Что общего у героев этих произведений с героем повести Б.Васильева Николаем Плужниковым?
  • Что вы можете сказать о поступке Жени Комельковой в этом эпизоде?

( героиня совершает осознанный героический поступок во имя жизни других, во имя мира на земле. Она погибает в неравном поединке с врагом с оружием в руках и с песней на устах). Автор показывает нравственное превосходство героини перед врагом. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм.

Учитель:

*Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.

Беседа с классом:

*Какие аргументы вы приведете в своем сочинении?

Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.

*Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/

 Аргументы из жизни.

  1. подвиг сотрудников волгоградского железнодорожного вокзала в период теракта в Волгограде 28 декабря 2013 года:
  2.  Вагаш Карапетян –армянский спортсмен, который в мирное время спас пассажиров упавшего с моста в реку автобуса )

  • Оцените уровень своих умений и навыков в оценочном листе.

 Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.

* Чему научил вас данный текст?

*Над чем заставил задуматься?

Свои размышления занесите в таблицу.

*Оцените уровень своих умений при написании заключительной части сочинения.

Рекомендации:

Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)

Написание сочинения на основе рабочей таблицы.

Анализ и оценка проделанной работы.

*Выскажите свое отношение к уроку.

*Оцените свою работу  на уроке в индивидуальном путевом листе.

Задание С по индивидуальному заданию.

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслобразования).

познавательные

(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).

Регулятивные Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Регулятивные Осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

 (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)

Регулятивные

(развитие умений находить и  использовать  необходимую  информации для решения данной задачи.)

 (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Регулятивные Осуществлять обработку и использование  информации из различных источников)  информации,знать алгоритм (модель учебных действий при аргументации  текста)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Познавательные

(уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы, умения подбирать аргументы из различных источников информации)

)

Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли)

(Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли)

Самоконтроль и самоанализ.

Коммуникативные Создание  текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева  «В списках не значился» в формате ЕГЭ.

Самоконтроль и самоанализ.

Личностные ( умение работать в группе и индивидуально и выражать собственную точку зрения, воспитание патриотических чувств учащихся)

МБОУ «Самофаловская сош»

Городищенский район Волгоградская область

Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.

Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.

Работа над аргументацией и заключением сочинения./ 2 часа/

Разработала и провела:

                          учитель русского языка и литературы

            Науменко Людмила Ивановна

2013-2014 уч.год



Предварительный просмотр:

   Отрывок из повести Бориса Васильева

«В списках не значился»

…Ранним апрельским утром бывший скрипач и бывший человек Рувим Свицкий,
низко склонив голову, быстро шел по грязной, разъезженной колесами и
гусеницами обочине дороги. Навстречу сплошным потоком двигались немецкие
машины, и веселое солнце играло в ветровых стеклах.
Но Свицкий не видел этого солнца. Он не смел поднять глаз, потому что
на спине и груди его тускло желтела шестиконечная звезда: знак, что любой
встречный может ударить его, обругать, а то и пристрелить на краю
переполненного водой кювета. Звезда эта горела на нем, как проклятье,
давила, как смертная тяжесть, и глаза скрипача давно потухли, несуразно
длинные руки покорно висели по швам, а сутулая спина ссутулилась еще больше,
каждую секунду ожидая удара, тычка или пули…

Рядом резко затормозила машина. Его большие чуткие уши безошибочно
определили, что машина была легковой, но он не смотрел на нее. Смотреть было
запрещено, слушать -- тоже, и поэтому он продолжал идти, продолжал месить
грязь разбитыми башмаками.
-- Юде!
Он послушно повернулся, сдернул с головы шапку и сдвинул каблуки. Из
открытой дверцы машины высунулся немецкий майор.
-- Говоришь по-русски?
-- Так точно, господин майор.
-- Садись.
Свицкий покорно сел на краешек заднего сиденья. Здесь уже сидел кто-то:
Свицкий не решался посмотреть, но уголком глаза определил, что это --
генерал, и сжался, стараясь занять как можно меньше места.
Ехали быстро. Свицкий не поднимал головы, глядя в пол, но все же
уловил, что машина свернула на Каштановую улицу, и понял, что его везут в
крепость….. Испугался, съежился и не шевельнулся даже тогда,
когда машина остановилась.
-- Выходи!
Свицкий поспешно вылез. Черный генеральский "хорьх" стоял среди
развалин. В этих развалинах он успел разглядеть дыру, ведущую вниз, немецких
солдат, оцепивших эту дыру, и два накрытых накидками тела, лежащие поодаль.
Из-под накидок торчали грубые немецкие сапоги. ..
Прозвучала команда, солдаты вытянулись, и молодой лейтенант подошел к
генералу с рапортом. Он докладывал громко, и из доклада Свицкий понял, что
внизу, в подземелье, находится русский солдат: утром он застрелил двух
патрульных, но погоне удалось загнать его в каземат, из которого нет второго
выхода. Генерал принял рапорт, что-то тихо сказал майору.
-- Юде!
Свицкий сдернул шапку. Он уже понял, что от него требуется.
-- Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься и уговоришь его
добровольно сложить оружие. Если останешься с ним -- вас сожгут огнеметами,
если выйдешь без него -- будешь расстрелян. Дайте ему фонарь.
Оступаясь и падая, Свицкий медленно спускался во тьму по кирпичной
осыпи. Свет постепенно мерк, но вскоре осыпь кончилась: начался заваленный
кирпичом коридор. Свицкий зажег фонарь, и тотчас из темноты раздался глухой
голос:
-- Стой! Стреляю!
-- Не стреляйте! -- закричал Свицкий, остановившись.  -- Я -- не
немец! Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!
-- Освети лицо.
Свицкий покорно повернул фонарь, моргая подслеповатыми глазами в ярком
луче.
-- Иди прямо. Свети только под ноги.
-- Не стреляйте, -- умоляюще говорил Свицкий, медленно пробираясь по
коридору. -- Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнем, а
меня расстреляют, если вы откажетесь...
Он замолчал, вдруг ясно ощутив тяжелое дыхание где-то совсем рядом.
-- Погаси фонарь.
Свицкий нащупал кнопку. Свет погас, густая тьма обступила его со всех
сторон.
-- Кто ты?
-- Кто я? Я -- еврей.
-- Переводчик?
-- Какая разница? -- тяжело вздохнул Свицкий. -- Какая разница, кто я?
Я забыл, что я -- еврей, но мне напомнили об этом. И теперь я -- еврей. Я --
просто еврей, и только. И они сожгут вас огнем, а меня расстреляют.
-- Они загнали меня в ловушку, -- с горечью сказал голос. -- Я стал
плохо видеть на свету, и они загнали меня в ловушку.
-- Их много.
-- У меня все равно нет патронов. Где наши? Ты что-нибудь слышал, где
наши?
-- Понимаете, ходят слухи. -- Свицкий понизил голос до шепота. -- Ходят
хорошие слухи, что германцев разбили под Москвой. Очень сильно разбили.
-- А Москва наша? Немцы не брали Москву?
-- Нет, нет, что вы! Это я знаю совершенно точно. Их разбили под
Москвой. Под Москвой, понимаете?
В темноте неожиданно рассмеялись. Смех был хриплым и торжествующим, и
Свицкому стало не по себе от этого смеха.
-- Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз
посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ.
-- Товарищ! -- Странный, булькающий звук вырвался из горла Свицкого. --
Вы сказали -- товарищ?.. Боже мой, я думал, что никогда уже не услышу этого
слова!
-- Помоги мне. У меня что-то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь
на твое плечо.
Костлявая рука сжала плечо скрипача, и Свицкий ощутил на щеке частое
прерывистое дыхание.
-- Пойдем. Не зажигай свет: я вижу в темноте. Они медленно шли по
коридору. По дыханию Свицкий понимал, что каждый шаг давался неизвестному с
мучительным трудом.
-- Скажешь нашим... -- тихо сказал неизвестный. -- Скажешь нашим, когда
они вернутся, что я спрятал. ... -- Он вдруг замолчал. -- Нет, ты скажешь
им, что крепости я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех
казематах. Крепость не пала. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я
-- последняя ее капля... какое сегодня число?
-- Двенадцатое апреля.
….Весь путь наверх они проделали молча. С
трудом поднялись по осыпи, вылезли из дыры, и здесь неизвестный отпустил
плечо Свицкого, выпрямился и скрестил руки на груди. Скрипач поспешно
отступил в сторону, оглянулся и впервые увидел, кого он вывел из глухого
каземата.
У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста
человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная
пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись
голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с
отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные
пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не
отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих
пристальных глаз неудержимо текли слезы.
И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали
бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели
сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал
что-то негромко сказал.
-- Назовите ваше звание и фамилию, -- перевел Свицкий.
-- Я -- русский солдат.
Голос позвучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот
человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий
перевел ответ, и генерал снова что-то спросил.
-- Господин генерал настоятельно просит вас сообщить свое звание и
фамилию...
Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал,
уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам.
Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его
немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей
насмешке:
-- Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?
Это были последние его слова. Свицкий переводил еще какие-то
генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце,
которого не видел.
Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два
санитара с носилками. Генерал кивнул, врач и санитары бросились к
неизвестному. Санитары раскинули носилки, а врач что-то сказал, но
неизвестный молча отстранил его и пошел к машине.
Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку
работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом
переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде,
выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие "на
караул". И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас
высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел,
ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы,
выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за
другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали
руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся
крепости.
А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно
передвигая ноги. Подогнулась и  оторвалась подошва сапога, и за босой
ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и
упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу
невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию
смерть поправ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над проблематикой текста при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку МБОУ « Самофаловскаяская СОШ» учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна

Слайд 2

Борис Васильев «В списках не значился»

Слайд 4

Повесть была написана в 1974 году. В 1975 году по произведению Б.Васильева М.Захаровым был поставлен спектакль « В списках не значился»

Слайд 5

Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался его бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке. Сознание своего долга заставило его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх только 12 апреля 1942 года. «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».

Слайд 6

Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза.

Слайд 8

Этап 2 . Формулировка проблемы Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения ( Толковый словарь ) Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него. Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы.

Слайд 9

Основная проблема та , которая стала объектом раздумий автора, над которой он в основном размышляет, к которой он не раз обращается, по которой отчетливо заявлена позиция автора

Слайд 10

Категории (виды) проблем ?

Слайд 11

Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические Общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и природы

Слайд 12

Проблема может быть сформулирована двумя способами: Проблема чего, какая? – Одним словом или словосочетанием: Одиночества Милосердия Экологии Воспитания Взаимоотношений «отцов и детей» В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?

Слайд 13

Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос. Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

Слайд 14

Типичные ошибки Многие путают и пишут : «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно). Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос , либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой .

Слайд 15

Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает очень важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.. Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение (1-2 предложения)

Слайд 16

Групповая работа над формулировкой проблемы Тема Война Проблема Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества

Слайд 17

Композиция сочинения ВСТУПЛЕНИЕ проблема комментарий позиция автора собственное мнение аргументы 1-2 вывод

Слайд 18

Этап 1 . Вступление (1-2 предложения) Задачи: вступить в контакт с читателем; подготовить его к восприятию текста; подвести к формулировке проблемы. О чем писать: сообщение о теме (о чем текст); сообщение об авторе (если знаем); цитата, связанная с проблематикой темы; риторический вопрос, восклицание Можно начать сразу с формулировки проблемы .

Слайд 19

Этап третий Комментирование сформулированной проблемы

Слайд 20

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Это не пересказ текста! А его толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Слайд 21

Комментарий проблемы К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

Слайд 22

Комментарий Текстуальный Концептуальный

Слайд 23

Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы: Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему? На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание? Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?

Слайд 24

Текстуальный комментарий Проблему подвига автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на …. Автор отмечает , что … Б.Васильев подчеркивает , что его персонаж …, с одной стороны , прекрасно понимает, что…; с другой стороны, указывает автор , его герой ….

Слайд 25

Концептуальный комментарий Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут: об актуальности проблемы; приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).

Слайд 26

Отработка умения комментировать проблему Проблема может быть сформулирована : 1) в виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердиться… Как же этого добиться? Я думаю, над этим вопросом задумывался каждый человек; 2) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела - проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.

Слайд 27

Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.

Слайд 28

Речевые клише Несомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что… Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в эмоциональности её раскрытия, в …. описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна… Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и Б.Васильев. Текст Б.Васильева заставил меня задуматься над проблемой…

Слайд 29

Пример концептуального комментария Подвиг… Действительно, какое высокое, героическое слово! Кто из нас не знаком с фразой «В жизни всегда есть место подвигу»?! Но каждый ли человек способен на такой поступок? Наверное, каждый из нас, читая текст Б.Васильева , невольно проводит параллель с собой. А смог бы и я поступить так , как это делает герой повести «В списках не значился»? Это очень сложная проблема.

Слайд 30

Групповая работа по комментированию проблемы

Слайд 31

Этап 4 . Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой?

Слайд 32

Как выявить позицию автора? Что хотел сказать автор своим читателям? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступок героя? Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают положительную оценку описываемым событиям и фактам?

Слайд 33

Отработка формулировки авторской позиции П озиция автора может быть выражена прямо и четко: в названии текста; в отдельных предложениях; через ряд аргументов.

Слайд 34

Отработка формулировки авторской позиции П озиция автора может быть выражена в подтексте: * с помощью риторических восклицаний и вопросов; использованием оценочной лексики; модальными словами и частицами; рядом вводных слов и предложений. ПОМНИТЕ! В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте .

Слайд 35

Этап 5 . Собственное мнение. Необходимо выразить свое согласие или несогласие с авторской позицией. Помните! Выразить собственное мнение вы не сможете без оценочных слов, помогающих передать ваше впечатление от прочитанного!

Слайд 36

Речевые клише С удовольствием прочитал…. Нельзя оставаться равнодушным, когда автор так ярко, выразительно и эмоционально повествует о … Меня восхищает то, как… Убедительность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии( уважения, восхищения…) читателя… … Интересно то , как автор…. Я полностью разделяю точку зрения автора … Я абсолютно согласна с автором текста…

Слайд 37

Этап 6 . Структура аргументации Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод

Слайд 38

Что можно считать аргументом ? Положения официальных документов; Общественные законы; Законы природы; Статистические данные; Научные факты; Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы; Примеры из художественной, научно-популярной, публицистической литературы; Примеры из жизни окружающих; Ссылки на теле, радиопередачи, кинофильмы; Цитаты; Собственные наблюдения.

Слайд 39

Тема подвига на войне Борис Васильев «А зори здесь тихие» Юрий Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» , «Судьба человека», « Тихий Дон» Лев Толстой « Война и мир»

Слайд 40

Просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие» Гибель Жени Камельковой

Слайд 42

Пословицы и поговорки Где нет борьбы, там нет и победы. Для родной Отчизны не жаль и жизни. Враг боек, да наш народ стоек. За край свой насмерть стой.

Слайд 43

Аргументы из жизни Шаварш Карапетян 16 сентября 1976 года спас 92 пассажира из упавшего в водохранилище троллейбуса

Слайд 44

Теракт в Волгограде 29 декабря 2013 года Дмитрий Маковкин посмертно награжден Орденом Мужества.

Слайд 45

Этап 7 . Вывод Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. Герой умер свободным и после жизни, смертию смерть поправ.

Слайд 46

Мы помним!

Слайд 47

Использованы Интернет-ресурсы: http:// fs110.taba.ru/dev101/0/010/947/0010947326.fid.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)

Автор  : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...