Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_uroka_11_kl_chast_s.docx | 41.62 КБ |
2_konspekt_uroka_11_kl_chast_s.docx | 34.46 КБ |
tekst.docx | 20.61 КБ |
otk.urok_11_klass.pptx | 640.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и составления и отбора необходимых рабочих материалов к сочинению; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока :
Обучающие
- Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева «В списках не значился».
- Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Развивающие
*Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .
* Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы и российского кинематографа.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.
Регулятивные:
Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.
2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
-экран,
-оценочные листы,
-распечатанные задания для каждого ученика.
- справочные материалы-памятки
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Б.Васильева, памятки.
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная
-индивидуальная.
Этап урок | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | УУД |
1.Организационно – мотивационный А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Б) Актуализация прежних знаний. Повторение теоретического материала. Этап 1. Этап 2.
3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ . Практическое задания . Работа над комментированием проблемы. Этап 3. Работа над формулировкой авторской позиции. Этап 4. Этап 5. Собственная позиция Урок 3-4 Этап 6. Аргументация | Коллективная Коллектив-ная работа. Работа с художест-венным текстом повести. Работа со справочным раздаточ-ным материалом, памятками к уроку. Коллектив-ная работа Работа с художественным текстом. | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока. Это поможет нам сделать ответ на вопрос: *Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С? *Какие цели вы поставите перед собой? Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий экзаменационный балл. Слайд 2 1.Беседа с классом: В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с отрывком из повести Б.Васильева «В списках не значился» и в дополнительных источниках информации найти материал о писателе и выяснить историю создания произведения. Учитель:
Действительно, военная тема – главная в творчестве писателя. Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто кому довелось сражаться за мир на Земле. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм. Работа учащихся. *Дома вы познакомились с кратким содержанием повести писателя. Кто попробует нам его передать?
Определите тему данного произведения и того отрывка, с которым вы знакомились дома? ( это тема войны) Слайд 7. Давайте с вами вспомним, *что называется темой, идеей, проблемой произведения? Слайды 8-14. * какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей? К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста? (Нравственные проблемы: проблема нравственного выбора, проблема мужества и героизма русского солдата, проблема нравственной сущности человека) * какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку. Какова основная проблема данного отрывка?( проблема чести и долга перед Отечеством) Учитель: Есть ли другие точки зрения? Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста. Слайд 17. Давайте вспомним,из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ? Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения) Запись в таблицу. Слайды 21-29
*Работа с толковым словарем: Комментарий – это многозначное слово: 1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту. 2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу. / групповая работа/ Слайды 32-34 Какими изобразительно-выразительныеми средствами пользуется в автор, чтобы показать мужество, героизм и нравственное превосходство русского солдата Николая Плужникова? *Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением? / Чтобы выяснить авторскую позицию/ Работа со слайдами 32-35. *Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она? * Какими словами текста можно было бы назвать данный отрывок повести Васильева? /Я –русский солдат/ *Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/ Беседа с классом: *Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором? *Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише. Слайды 38-40. Учитель: *Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. Беседа с классом: *Что можно считать аргументами? Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу. *Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/ | Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл образования). познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации. (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.) Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации,знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.) Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему) Познавательные (Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения,умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/) Личностные (умение выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/ (знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.) Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации) Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля). Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации) |
Этап 7.Заключение к сочинению.
Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? 6.Домашнее задание | Индивиду-альная работа | Слайд 4. Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением. * Чему научил вас данный текст? *Над чем заставил задуматься? Свои размышления занесите в таблицу. Рекомендации: Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,) Анализ и оценка проделанной работы. *Выскажите свое отношение к уроку. *Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе. Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе. | Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля). Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике) Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений) Регулятивные (осмысленное результатов своей работы). Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)
|
МБОУ «Самофаловская сош»
Городищенский район Волгоградская область
Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.
/ 2 часа/
Разработала и провела:
учитель русского языка и литературы
Науменко Людмила Ивановна
2013-2014 уч.год
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Работа над аргументацией сочинения./ 2 часа/
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и составления и отбора необходимых рабочих материалов по аргументации сочинения; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока :
Обучающие
- Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева «В списках не значился».
- Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Развивающие
*Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .
* Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы и российского кинематографа.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.
Регулятивные:
Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.
2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
-экран,
-оценочные листы,
-распечатанные задания для каждого ученика.
- справочные материалы-памятки
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Б.Васильева, памятки.
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная
-индивидуальная.
- групповая.
Этап урок | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | УУД |
1.Организационно – мотивационный 2. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. 3. Актуализация прежних знаний. 4.Повторение теоретического материала 5. Работа над аргументами к сочинению. 6. Просмотр фрагментов кинофильма «А зори здесь тихие» (гибель Жени Комельковой) 7. Повторение теоретического материала 8 .Заключение к сочинению.
9. Работа над сочинением. 10. Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? 11. Домашняя работа
| Коллектив-ная Беседа с классом. Групповая работа. Работа с художест-венными текстами . Беседа с классом. Коллектив-ная работа (беседа с классом) Работа в группе Индивиду-альная работа Индивиду-альная работа | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Исходя из того, какие еще композиционные части должно включать сочинения , сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. *Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? *Дайте определение понятия аргумент?( работа с толковым словарем и справочной литературой) * Вспомните, какие требования предъявляются к этой части сочинения в формате ЕГЭ? Как оцениваются аргументы в сочинении? * Что может быть аргументом к вашему сочинению? Слайд 37-38 Аргументы неразрывно должны быть связаны с проблемой текста, которую вы озвучили, прокомментировали , по которой выявили авторскую позицию и высказали свою точку зрения! Это нужно помнить! 1.Беседа с классом: * Какую проблему мы сформулировали с вами на прошлом уроке? ( проблема мужества, стойкости и героизма русского солдата в годы ВОВ) В качестве домашнего задания вам было предложено подобрать аргументы к сочинению.
1.Лев Толстой « Война и мир» -батарея Тушина. 2. Б.Васильев «А зори здесь тихие» - девушки, вступившие в поединок с превосходящим по силе отрядом немецких диверсантов, идущих к Беломоро-Балтийскому каналу)
( героиня совершает осознанный героический поступок во имя жизни других, во имя мира на земле. Она погибает в неравном поединке с врагом с оружием в руках и с песней на устах). Автор показывает нравственное превосходство героини перед врагом. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм. Учитель: *Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. Беседа с классом: *Какие аргументы вы приведете в своем сочинении? Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу. *Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/ Аргументы из жизни.
Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением. * Чему научил вас данный текст? *Над чем заставил задуматься? Свои размышления занесите в таблицу. *Оцените уровень своих умений при написании заключительной части сочинения. Рекомендации: Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,) Написание сочинения на основе рабочей таблицы. Анализ и оценка проделанной работы. *Выскажите свое отношение к уроку. *Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе. Задание С по индивидуальному заданию. | Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслобразования). познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы). Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации. Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации. (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.) Регулятивные (развитие умений находить и использовать необходимую информации для решения данной задачи.) (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Регулятивные Осуществлять обработку и использование информации из различных источников) информации,знать алгоритм (модель учебных действий при аргументации текста) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Познавательные (уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы, умения подбирать аргументы из различных источников информации) ) Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли) (Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли) Самоконтроль и самоанализ. Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева «В списках не значился» в формате ЕГЭ. Самоконтроль и самоанализ. Личностные ( умение работать в группе и индивидуально и выражать собственную точку зрения, воспитание патриотических чувств учащихся) |
МБОУ «Самофаловская сош»
Городищенский район Волгоградская область
Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.
Работа над аргументацией и заключением сочинения./ 2 часа/
Разработала и провела:
учитель русского языка и литературы
Науменко Людмила Ивановна
2013-2014 уч.год
Предварительный просмотр:
Отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» …Ранним апрельским утром бывший скрипач и бывший человек Рувим Свицкий, |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борис Васильев «В списках не значился»
Повесть была написана в 1974 году. В 1975 году по произведению Б.Васильева М.Захаровым был поставлен спектакль « В списках не значился»
Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался его бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке. Сознание своего долга заставило его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх только 12 апреля 1942 года. «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».
Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза.
Этап 2 . Формулировка проблемы Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения ( Толковый словарь ) Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него. Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы.
Основная проблема та , которая стала объектом раздумий автора, над которой он в основном размышляет, к которой он не раз обращается, по которой отчетливо заявлена позиция автора
Категории (виды) проблем ?
Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические Общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и природы
Проблема может быть сформулирована двумя способами: Проблема чего, какая? – Одним словом или словосочетанием: Одиночества Милосердия Экологии Воспитания Взаимоотношений «отцов и детей» В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?
Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос. Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
Типичные ошибки Многие путают и пишут : «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно). Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос , либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой .
Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает очень важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.. Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение (1-2 предложения)
Групповая работа над формулировкой проблемы Тема Война Проблема Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества
Композиция сочинения ВСТУПЛЕНИЕ проблема комментарий позиция автора собственное мнение аргументы 1-2 вывод
Этап 1 . Вступление (1-2 предложения) Задачи: вступить в контакт с читателем; подготовить его к восприятию текста; подвести к формулировке проблемы. О чем писать: сообщение о теме (о чем текст); сообщение об авторе (если знаем); цитата, связанная с проблематикой темы; риторический вопрос, восклицание Можно начать сразу с формулировки проблемы .
Этап третий Комментирование сформулированной проблемы
КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Это не пересказ текста! А его толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Комментарий проблемы К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?
Комментарий Текстуальный Концептуальный
Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы: Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему? На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание? Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?
Текстуальный комментарий Проблему подвига автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на …. Автор отмечает , что … Б.Васильев подчеркивает , что его персонаж …, с одной стороны , прекрасно понимает, что…; с другой стороны, указывает автор , его герой ….
Концептуальный комментарий Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут: об актуальности проблемы; приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).
Отработка умения комментировать проблему Проблема может быть сформулирована : 1) в виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердиться… Как же этого добиться? Я думаю, над этим вопросом задумывался каждый человек; 2) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела - проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.
Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.
Речевые клише Несомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что… Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в эмоциональности её раскрытия, в …. описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна… Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и Б.Васильев. Текст Б.Васильева заставил меня задуматься над проблемой…
Пример концептуального комментария Подвиг… Действительно, какое высокое, героическое слово! Кто из нас не знаком с фразой «В жизни всегда есть место подвигу»?! Но каждый ли человек способен на такой поступок? Наверное, каждый из нас, читая текст Б.Васильева , невольно проводит параллель с собой. А смог бы и я поступить так , как это делает герой повести «В списках не значился»? Это очень сложная проблема.
Групповая работа по комментированию проблемы
Этап 4 . Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой?
Как выявить позицию автора? Что хотел сказать автор своим читателям? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступок героя? Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают положительную оценку описываемым событиям и фактам?
Отработка формулировки авторской позиции П озиция автора может быть выражена прямо и четко: в названии текста; в отдельных предложениях; через ряд аргументов.
Отработка формулировки авторской позиции П озиция автора может быть выражена в подтексте: * с помощью риторических восклицаний и вопросов; использованием оценочной лексики; модальными словами и частицами; рядом вводных слов и предложений. ПОМНИТЕ! В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте .
Этап 5 . Собственное мнение. Необходимо выразить свое согласие или несогласие с авторской позицией. Помните! Выразить собственное мнение вы не сможете без оценочных слов, помогающих передать ваше впечатление от прочитанного!
Речевые клише С удовольствием прочитал…. Нельзя оставаться равнодушным, когда автор так ярко, выразительно и эмоционально повествует о … Меня восхищает то, как… Убедительность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии( уважения, восхищения…) читателя… … Интересно то , как автор…. Я полностью разделяю точку зрения автора … Я абсолютно согласна с автором текста…
Этап 6 . Структура аргументации Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод
Что можно считать аргументом ? Положения официальных документов; Общественные законы; Законы природы; Статистические данные; Научные факты; Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы; Примеры из художественной, научно-популярной, публицистической литературы; Примеры из жизни окружающих; Ссылки на теле, радиопередачи, кинофильмы; Цитаты; Собственные наблюдения.
Тема подвига на войне Борис Васильев «А зори здесь тихие» Юрий Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» , «Судьба человека», « Тихий Дон» Лев Толстой « Война и мир»
Просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие» Гибель Жени Камельковой
Пословицы и поговорки Где нет борьбы, там нет и победы. Для родной Отчизны не жаль и жизни. Враг боек, да наш народ стоек. За край свой насмерть стой.
Аргументы из жизни Шаварш Карапетян 16 сентября 1976 года спас 92 пассажира из упавшего в водохранилище троллейбуса
Теракт в Волгограде 29 декабря 2013 года Дмитрий Маковкин посмертно награжден Орденом Мужества.
Этап 7 . Вывод Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. Герой умер свободным и после жизни, смертию смерть поправ.
Мы помним!
Использованы Интернет-ресурсы: http:// fs110.taba.ru/dev101/0/010/947/0010947326.fid.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)
Автор : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...