Подготовка к итоговой аттестации. Из опыта работы.
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Бондарева Марина Викторовна

Данный материал показывает систему подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка в итоговой аттестации28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка  к  итоговой  аттестации  –  это  всегда  ответственный процесс.  Мы,  учителя,  вместе  со  своими  учениками  готовимся  к  этому серьезному  испытанию  и  ищем  эффективные  пути  к  его  успешному преодолению.  У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль подготовки к экзамену.  Из  своего  опыта  я  могу  выделить    следующие  направления  работы предметной подготовки учащихся к ГИА:

- развитие мотивации и целеполагания;  

-  формирование умения решать задания разного уровня;  

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки;

Перед собой ставлю задачи:  

-правильно  оценивать  в  течение  всего  учебного  периода  знания, умения  и  навыки  учащихся  в  соответствии  с  их  индивидуальными особенностями и возможностями;  

- организовывать  системную  продуманную  работу  с  5  по  9  класс  в основной школе  обучения предмету;  

- работать в тесном контакте с родителями.  

Мы знаем, что ОГЭ синтезирует в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 класс. Поэтому считаю, что  планомерная работа по подготовке к сдаче ОГЭ должна вестись с 5 класса. На этой ступени ввожу тестовые формы проверки знаний учащихся, но от традиционных форм (диктанты, изложения, сочинения) ни в коем случае не отказываюсь. Использую в своей практике современные печатные пособия для учащихся. Структура заданий в них близка в форме ОГЭ.

Начиная с 5 класса, каждый ребенок ведет тетрадь для опорных схем. В ней фиксируются различные схемы, таблицы, которые помогают в доступной форме запомнить изучаемый материал. В итоге к 9 классу у учащихся на руках имеется своеобразный справочник по русскому языку.

При подготовке к выполнению задания, связанного с нахождением изобразительно-выразительных средств языка, использую возможности уроков литературы. Обязательным условием анализа стихотворения является анализ средств выразительности, начиная с 5 класса.

Подготовка  к  сдаче  ГИА  должна  обязательно  отличаться  от традиционного  повторения  школьной  программы  по  русскому  языку  и должна быть строго ориентирована на определённую форму  экзамена и на специфическую систему проверки.  

 Приобретаем  силами родителей   учебно-методические  пособия. В этом учебном году пользуемся сборником Сениной.  Это пособие  позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу  дома,  осуществлять  дифференцированный  и  индивидуальный подход. Подготовку  начинаю со знакомства  с демоверсией ОГЭ.

Подготовку к написанию изложения начинаю с изучения критериев оценивания этого вида работы. Это позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Не менее важен этап знакомства с приемами  компрессии, структурой изложения. Изучив приемы компрессии на конкретных примерах, отрабатываем навыки сначала на визуальном тексте, а затем уже на тексте в записи. Правильно организованная работа по подготовке к написанию изложения – это работа по пониманию и запоминанию текста. Умению пересказывать нужно учить постоянно и систематически. Использую такую методику. Ученики в течение первого прослушивания стараются понять и запомнить текст. После этого они пересказывают текст  с целью понять, что они не запомнили. Текст слушается второй раз. Теперь обращаем внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем учащиеся пересказывают текст еще раз, делают записи на черновике, составляют план и  только после этого пишут изложение.

Подготовку ко второй части (тестовой) начинаю со стартового теста в формате, близком к  ОГЭ. Его цель – проверить остаточные знания после 8 класса, определить наиболее западающие области. Теорию вспоминаем блоками, при необходимости ребятам раздаю необходимый справочный материал. Отработанный материал закрепляем выполнением различных тестов, каждый блок теории закрываем контрольным тестом.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с  развёрнутым  ответом,  на  соответствие,  на  заполнение  пропусков,  на установление истинности или ложности, на понимание  текста.  Активно  использую  информационно-  коммуникационные технологии (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет  ресурсы), которые  эффективно   помогают  ученикам  в  подготовке   к  урокам,  к экзамену.  Применяю  специально  разработанные  интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания  без  вмешательства  преподавателя.  Применение  новых  информационных технологий  позволяет мне  разнообразить  и  комбинировать  средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить  усвоение  нового  материала. Наиболее заинтересованные  в  результатах  итоговой  аттестации  учащиеся  активно выполняют  работы    в  режиме  on-line  и  обращаются  за  консультацией  по поводу трудностей или ошибок.   Я рекомендую учащимся и их родителям, прежде всего, официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА».

За несколько лет мы так или иначе привыкли к написанию сжатого изложения, пробуем писать его   с пятого класса, выполняем тестовые работы не только в качестве текущего, но и  итогового контроля. У каждого    по  этим  двум    частям    экзаменационной  работы    накоплен  достаточный материал и опыт.  А  вот  третья  часть  работы     меняется  и    заставляет  нас    снова  и  снова  ломать голову:  как    подготовить  детей  к  сочинению. Известно, что учащимся предлагается три темы сочинения на выбор.  Я своих учеников в этом выборе не ограничиваю и не нацеливаю на написание только какого-то конкретного сочинения. Поэтому на занятиях по подготовке к написанию сочинения знакомлю ребят с особенностями всех трех тем, предоставляя им самим определиться с выбором. Некоторые выпускники готовились одновременно к написанию сочинения по двум темам. Самыми популярными были сочинения на лингвистическую тему и сочинения на морально-этическую. Я  стремлюсь  к  тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим  видом  работы. Для этого необходимо знать критерии оценивания этого вида работы.

 Написание  сочинения-рассуждения  на лингвистическую  тему  по  предложенному  высказыванию  является  одним  из  наиболее трудных заданий экзамена.       Во-первых,   начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему  с отработки композиции (структуры)  сочинения-рассуждения. Хорошее  знание  критериев  поможет  постепенно  овладеть  умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки.  Во-вторых, повторяем  теоретические сведения  по лингвистике на уровне школьной программы  5 - 9-го классов и составляем с учащимися  таблицу «Лексические, грамматические  явления, их роль в тексте». Затем предлагаю учащимся список    цитат, представленный  в  пособии И. П. Цыбулько.   На этом материале отрабатываем лексические и грамматические явления, анализируя и комментируя каждую цитату. Далее предлагаю учащимся пошаговую инструкцию по написанию сочинения на лингвистическую тему. Первое сочинение пишем вместе.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1 (на лингвистическую тему)

ШАГ 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте

высказывание  о  языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

ШАГ 2. Определяем

основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке  эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,

фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания

и т.д.

ШАГ 3. Оформляем

вступление.

Во вступлении

необходимо:

сформулировать

позицию автора. Важной задачей сочинения на

теоретическом уровне

является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла предложенного высказывания.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...

останавливается на ...

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что ...

т. д.

Выразить своё

отношение к ней.

Для выражения своего отношения к

авторской позиции можно использовать

следующие слова:

-действительно;

-на самом деле ;

-я разделяю точку зрения автора высказывания;

-я поддерживаю мнение автора;

-бесспорно, мнение автора о том, что ...

Помните, что вступление должно состоять примерно и 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет

ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

ШАГ 4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими фразами:

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  

Далее приводим

примеры, подтверждающие

слова писателя и ваши

рассуждения.

 

Таким образом, общие

требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;

примеры должны быть

из указанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и

объяснить его

значение и указать

роль в тексте.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во- первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

ШАГ 5. Пишем заключение.

В заключительной

части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится

о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...  

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;    

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.  То есть в вашем сочинении должно быть  4 абзаца.

На занятиях по подготовке написанию сочинения  использую приём «идеального сочинения»: в группах по 4 человека распределить обязанности: 1 ученик  формулирует тезис, 2 - пишет 1-ый  аргумент, 3-  пишет второй аргумент к тезису, 4 – пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников меняются. Так постепенно все ученики научатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.

 Организация информационной работы по подготовке к ГИА - важное условие  формирования  психологической  устойчивости  обучающихся.  В ходе подготовки к ГИА необходима  тесная связь  с родителями.    В ходе родительских собраний  администрация школы совместно со мной  информирует   родителей  о структуре  и  содержании  контрольно-измерительных  материалов,  о процедуре  проведения  экзамена,  о  критериях  оценивания,  о  ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.  В  рамках информационной  работы    в  кабинете    оформлен  стенд, отражающий  общую  информацию,  связанную  с  ОГЭ  по  русскому  языку,  также  на  стенде  представлены  демонстрационные  варианты  КИМов прошлых  лет,  инструкции  по  выполнению  работы,  инструкции  по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.  

Такая  система  работы  помогает  мне  решать  основную  задачу современной  методики  обучения  русскому  языку  –  формирование  трёх видов компетенции учащихся:

  языковой;

 лингвистической;

 коммуникативной;

        Каждый  педагог,  творчески  подходящий  к  процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ГИА, но   всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная  сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание  личности,  уважительно  относящейся  к  родному  языку,

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)

В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....

ДОКЛАД по теме: «Подготовка к итоговой аттестации. Роль тестовых работ»

О проведении тестовых работ на уроках математики...

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...