Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Богачева Ольга Сергеевна

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskoe_statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы)

Богачева О.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского г. Курска».

           На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами других предметов гуманитарного цикла. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья. Однако анализируя работы трёх прошедших лет, можно выделить некоторые распространённые проблемы:

1) незнание частью выпускников содержания знаковых произведений художественной литературы;

2) неумение внимательно читать и понимать формулировку темы, вычленять в ней констатирующую и вопросительную часть;

3) неумение строго следовать теме сочинения на протяжении всего своего рассуждения;

4) неумение примеры- иллюстрации превращать в аргументы, обосновывать высказанные тезисы и связывать тезисы и аргументы в письменном рассуждении.

    Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников связаны чаще всего не с конкретными тематическими направлениями  и не с анализом литературных произведений, а с неумением соблюдать общие правила создания письменного высказывания. ( Беляева Н.В. Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников// Литература в школе, 2016г. №4. С. 23 – 26)  

   Рассмотрим,  какие методы и формы работы можно использовать на уроках по подготовке к  итоговому сочинению, чтобы избежать этих ошибок.

        Итоговое   сочинение носит надпредметный характер, но в то же время является литературоцентричным, т.к. требует построения аргументации с опорой на литературный материал. Опора на литературный материал подразумевает не только ссылку на литературное произведение, но и осмысление его в ракурсе темы

       В 2016 году в систему оценивания были введены 2 критерия: объём сочинения ( рекомендуемый – не менее 350 слов, обязательные – не менее 250 слов) и самостоятельность. Чтобы привыкнуть к требуемому объёму и начать его чувствовать, необходимо написать определённое количество сочинений. На первых этапах помогает подсчёт количества слов в каждой из частей сочинения.

Чтобы написать самостоятельное сочинение, необходимо учиться создавать тексты, не отталкиваясь ни от каких шаблонов. Ученик имеет право косвенно цитировать, но должна быть ссылка на источник в любой свободной форме. Кроме того, объём цитирования не должен превышать объём собственного текста.

     Чтобы подготовка к итоговому сочинению была успешной, надо помнить о критериях, по которым оно оценивается.

Критерий 1. Соответствие теме.

 Первый этап сочинения – обдумывание темы: необходимо разобраться в формулировке темы и определить её объём.

С какими типичными проблемами можно столкнуться на этом этапе?

1)Подмена темы тематическим направлением. Нельзя написать сочинение по тематическому направлению, не сформулировав конкретной темы. В прошлом году темы  я формулировала по разному: в виде вопроса ( « Когда между близкими возникает вражда?»), в виде утверждения ( «  Победа в войне – заслуга народа»), в виде цитаты( «К беде неопытность ведёт» А.С.Пушкин).  И чтобы в теме были оба слова : «Победа над слабым подобна поражению», и только по первому слову, только по второму и т.д.  Единственно, что на всех занятиях и пробниках я соблюдала право выбора ученика одной из 5 тем.

Затем я предлагала ученикам самим сформировать комплект тем, на которые им хотелось бы написать сочинение.  А потом темы, которые кажутся очень трудными. …. А теперь напишите на одну из этих тем. И некоторые признавались, что после написания сочинения тема стала понятной.

2)Невнимание к ракурсу постановки проблемы, неумение выявить ключевые слова в теме.  Проанализируем сходные темы по направлению «Честь и бесчестие»:   «Что значит идти дорогой чести?» и «Актуально ли понятие «честь» в наше время. И в первом, и во втором случае  мы рассуждаем о чести, но в первой теме нам важно понять, что означает метафора «идти дорогой» - она предполагает протяжённость во времени, т.е. на протяжении всей жизни человек живёт по законам чести. Работая над второй темой, внимание привлекает слово «актуально», т.е. в сочинении необходимо доказать, что качества, включаемые в понятие честь, современны  и необходимы в  сегодняшней  жизни, что понятие чести не устарело и в наши дни.

3) Недостаточно чёткое понимание терминов или нравственно – психологических понятий в формулировке темы. Чтобы рассуждать о понятии честь, необходимо дать определение этому слову. На этом этапе мы обращаемся к словарям, подбираем синонимы, антонимы, ассоциации, связанные с объясняемым понятием..

Честь – это «достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы» ( словарь С.И.Ожегова), « внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» ( словарь В. И. Даля)

Антоним – бесчестие.

Честь ( ассоциации к слову) – доброе имя, благородство, доблесть, честность, гордость, порядочность, смелость, уважение, добропорядочность. На этом же этапе определяем, как соотносятся между собой слова – синонимы, например, «честь» - «гордость».

4) Постепенный уход от темы. Иногда это может быть связано со смешением понятий: например,  сначала ученик пишет о « человеке чести», а затем употребляет словосочетание «честные человек» и незаметно для себя переходит на рассуждения о честности. Чтобы этого не произошло, необходимо в своём тезисе также выделить ключевые слова и строить рассуждение таким образом, чтобы мысли каждой из частей не противоречили друг другу.

5) Неумение дать краткий, ясный ответ на вопрос темы.  Отвечая на вопрос, заключённый в  теме, мы уже заявляем основную мысль нашего сочинения, формулируем тезис, который должен пройти сквозь текст, собирая его части в единое целое.

 « Идти дорогой чести – это честно жить, быть благородным, совершать нравственные поступки, и делать это не иногда, а всю жизнь» ( Пожидаева В. 11 класс), «идти дорогой чести - это значит всегда совершать достойные уважения и гордости поступки, придерживаться моральных принципов и при любых обстоятельствах сохранять свое доброе имя» ( Иосипчук С. 11 класс) .

Таким образом, чтобы избежать ошибок по критерию №1, надо внимательно, вдумчиво читать темы, верно определять ключевые понятия, которые и должны помочь правильно и чётко формулировать тезис сочинения.

    Критерий 2.   Аргументация. Привлечение литературного материала.

 После формулировки тезиса  переходим к подбору литературного материала.

С какими сложностями можно столкнуться на этом этапе?

         Аргументы:

    -  отсутствуют ( есть только примеры);

-не имеют непосредственного отношения к тезису;

- недостаточны для подтверждения тезиса;

- являются ложными, так как искажают содержание произведения;

     -  сводятся к пересказу произведения.

       Естественно,  что чем больше  читаешь, тем шире твой собственный «банк аргументов». К 10 классу большинство учеников приходит к убеждению, что вести читательские дневники целесообразно. В них выделяется отдельная графа, в которой учащиеся  пишут проблемные вопросы, чтобы потом было легче ориентироваться.   На занятиях по подготовке к сочинению мы перечитывали небольшие произведения, выделяя в них проблемы:  «Капитанская дочка» , «Дубровский», «Повести Белкина» А.С.  Пушкина, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, стихотворения о природе и Родине любимых поэтов, рассказы И.А. Бунина и Куприна и другие.

        Рассмотрим работу с аргументами по теме сочинения «Что значит идти дорогой чести»  из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» .  Испытание на честь и совесть проходят все герои произведения. Сам Пугачёв, несмотря на то, что предстаёт в повести как бунтовщик и разбойник, имеет понятие чести. Так, народный предводитель с благодарностью вспоминает тулупчик, некогда подаренный Гринёвым, а также по достоинству оценивает его правдивость. Позднее он вступается за Машу, говоря, что никто не смеет обижать сироту. Но разумеется, его жизнь не подходит под определение «идти дорогой чести».

 «Героями чести» оказываются Василиса Егоровна и Иван Кузьмич Мироновы, решившие, что лучше принять смерть, чем служить самозванцу и убийце. Но в тексте мало информации, чтобы говорить обо всей их жизни.

Маша Миронова – девушка совсем юная, но с глубокими моральными принципами, не желающая выходить замуж по расчету, без любви. Даже под страхом смерти она отказывается принять предложение Швабрина, человека бесчестного, не гнушающегося ни лицемерием, ни предательством, ни насилием. А если вспомнить о том, как она едет к императрице, чтобы добиться справедливости, её жизнь вполне может служить примером по данной теме. И, безусловно, «дорогой чести» идёт Пётр Гринёв, от лица которого ведется повествование. Он также отказывается присягать Пугачёву. Чуть позже герой, не раздумывая, бросается спасать честь любимой девушки. И хотя ему пришлось для этого обратиться за помощью к Пугачёву, он по-прежнему остается верен своим принципам и наставлениям отца.

      Таким образом, литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц .

     Критерий 3. Композиция и логика рассуждения.

  Если правильно организовать работу с тезисом, то и всё рассуждение будет логичным. Строгих требований к композиции сочинения нет, главное – должна быть логика. Типичная ошибка – несоразмерность частей ( например, долгое вступление). Также ученик должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами ( вступление и заключение должны составлять 1\3 всего сочинения) ; объём аргументов должен быть приблизительно одинаковым.

       Необходимо выстраивать смысловые связи между  основными  частями сочинения, между вступлением и заключением  ( каждая часть должна содержать микровывод)

На занятиях мы знакомились с разными видами вступления и заключения. Также на этом этапе помогает анализ текстов – рассуждений различных жанров  - как образцовых, так и собственных сочинений.  К ним предложены задания:  найдите в тексте вступление и заключения,  выделите микротемы,  составьте структурный  план, какие средства связи предложений использованы в тексте .

Работая таким образом, мы приходим к алгоритму написания сочинения.

  1. Выбираем тему, формулируем её в виде вопроса.
  2. Вступление. Отвечаем на вопрос , пишем тезис.
  3. Аргумент1.  Микровывод.
  4. Аргумент2.  Микровывод.
  5. Перед тем как написать заключение, возвращаемся к ответу на вопрос, т.е.  читаем тезис.
  6. Считаем слова.
  7. Проверяем черновик.
  8. Переписываем.

    Критерий 4. Качество письменной речи.

Ученик должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику,  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Типичные речевые ошибки:

-неуместный повтор слов, выявляющий бедность словарного запаса(« Я люблю любовную лирику..»);

         -тавтология( «изображение образа»);

           -смысловая избыточность ( плеоназм) : «Любовь может дать взаимопонимание друг      к другу»;

-неточное словоупотребление;

- нарушение лексической сочетаемости;

             - смешение паронимов;

           - стилистические ошибки;

  - речевые штампы;

           - неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов.

 Важную роль в предупреждении речевых ошибок играет систематическая работа при изучении грамматических форм.  Сочинения можно печатать: и мне читать легче, и они собирают все сочинения в отдельный файл, обращаются к ним по мере необходимости.  Периодически я ксерокопирую одну из работ без указания фамилии и предлагаю к коллективной проверке. Конечно, как и в жизни, в сочинениях очень приятно искать чужие ошибки, и ученики принимаются за эту работу с энтузиазмом, подчёркивают даже то, что ошибкой не является. Надо сказать, что я с пятого класса знакомлю с классификацией ошибок и нормами оценки, а к 10 у все имеются соответствующие таблички. Также рекомендую читать вслух свою работу дома: нашёл чужие ошибки, постарайся не допускать своих.

     Критерий 5.  Грамотность.  

 Несмотря на то  что на итоговом сочинении можно пользоваться словарями, ошибки встречаются.  По исследованиям МГУ,  наиболее частотные – слитные – раздельные написания, н-нн в прилагательных и причастиях.  В пунктуации   - знаки препинания в сложном предложении, на стыке союзов, запятые,  закрывающие конструкцию.  При работе и в этом направлении неоценимую роль оказывает чтение классической литературы. Читая, можно прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширяется словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Конечно,  не обойтись без каждодневной работы над ошибками и повторения отдельных разделов орфографии и пунктуации.

Как оценивает итоговое сочинение вуз.  Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.  Надо заранее знать, по каким критериям оценивает итоговое сочинение  вуз и интересоваться, как обстоит дело в том вузе, куда выпускник собирается поступать.

Используется зачётная и балльная системы.

  Рекомендации  по оценке итогового сочинения в вузе

К1. Соответствие теме.

К2. Аргументация, Привлечение литературного материала.

К3. Композиция и логика рассуждения.

К4. Качество письменной речи.

К5. Оригинальность сочинения.

К6. Речевые нормы.

К7. Орфографические нормы.

К8. Пунктуационные нормы.

К9. Грамматические нормы.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

    Например, Московский Государственный университет им. М.В.Ломоносова оценивает сочинения по 3 критериям. Можно получить максимально 3 балла.

  1. Самостоятельность и соответствие заявленной теме, знание текста литературного произведения и историко  – литературного контекста, фактическая точность.
  2. Логичность и умение строить свой собственный текст.
  3. Соответствие нормам литературного языка( если не более 2 орфографических или пунктуационных ошибок).

   Нередко итоговое сочинение является не только проверкой знаний выпускника, но и мощным психологическим испытанием. Есть ученики, которые даже при хорошей подготовке боятся предстоящего испытания. Естественно, при подготовке надо учитывать человеческий фактор. Есть дети, которым не хватает времени, они сидят до последнего, не успевают переписать. Им рекомендую разобраться, на что тратится много времени, разбей работу по этапам и отслеживай по часам. Чтобы преодолеть страхи помогают «пробники» - такая репетиция помогает учиться правильно организовывать отведённое время и уменьшает стресс.  

          Таким образом, успех на итоговом сочинении зависит не только от уровня знаний, сколько от способности выпускника сосредоточиться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы.

      Закончить свои размышления хочу словами Л.Н. Толстого: « Писать всегда трудно, и чем труднее,  тем лучше выходит».     Я думаю, у нас нет оснований  не доверять великому классику!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Подготовка к итоговой аттестации. Из опыта работы.

Данный материал показывает систему подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению.

Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Написание итогового сочинения (из опыта работы)

Для выпускников 11 классов стало серьезным испытанием вернувшееся в 2015 году в список обязательных экзаменов итоговое сочинение. В последние годы многие учителя сосредоточили все свои усилия на подго...

Подготовка выпускников 11-х классов к итоговому сочинению (из опыта работы)

В данной статье представлен опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по следующим направлениям:Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения...