Курс по русскому языку 5 кл.
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему
Дополнительный курс русского языка 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.kurs_._5_kl._rus.yaz_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 3»
Курс дополнительной образовательной услуги
5 класс
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Учитель: Панькова И.А.
Утверждено
На Методическом совете лицея
2 сентября 2013года
2013 год
Пояснительная записка
Общая характеристка курса
Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
в 5 классе
I. Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
· разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
· разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
· соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределых изученного материала.
По орфографии:
· находить в словах изученные орфограммы;
· находить орфографические ошибки и исправлять их;
· правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
· находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
· определять тему и основную мысль текста, его стиль.
· Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами описания предметов, животных).
· Составлять простой план исходного и собственного текста.
· Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
· Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
· Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
· Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
· Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку
Для учителя
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
3. Введенская Л. А. От собственных имен к нарицательным /Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. - М., 1989.
- Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.
- Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. - М., 1991.
- Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. -М., 1991.
8. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы /А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
9. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т. С. Зепалова. -М., 1990.
- Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.
- Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное / Т. Г. Рик. - М.: Самовар, 1994.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! / Т. Г. Рик. - М.: Самовар, 1995.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное / Т. Г. Рик. - М.: Самовар, 1996.
- Романова С. А. Тематическая разработка уроков русского языка: 5 класс. - 2-е изд., дораб. / С. А. Романова. - М.: Школьная пресса, 2002.
- Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка/Л. К. Скороход. - М., 1990.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя /Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
- Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францмам. -М., 1996.
- Халикова Н. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие / Н. В. Халикова, В. В. Леденева. - М.: Дрофа, 1996.
- Шапиро Н. А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н. А. Шапиро. - М.: Первое сентября, 2002.
- Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. - М.: Первое сентября, 2002.
Для учащихся
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /А. Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995.
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
- Кодухов В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М., 1984.
- Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/Л. Г.Ларионова. -М.: Просвещение, 2004.
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс / А. Б. Малюшкин. - М., 2006.
6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
- Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
9. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.
- Соловьева Н. Н. Русский язык: Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ: 5 класс / Н. Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. - М., 1985.
Тематическое планирование
Дополнительный курс по русскому языку 5 класс
«Практикум по орфографии и пунктуации»
часы | Тема | число |
1 | Повторение изученного в начальной школе. Входной тест. | |
2 | Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. | |
3 | Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки. | |
4 | Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. | |
5 | Сочетания ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ. | |
6 | Ъ И Ь знаки. Правила употребления. | |
7 | Удвоенная согласная. | |
8 | Правописание предлогов и приставок. | |
9 | Части речи. | |
10 | Правописание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов. | |
11 | -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах. | |
12 | Ь знак в глаголах и существительных. | |
13 | Синтаксис и пунктуация. Предложение. Виды по цели высказывания и по эмоциональной окраске. | |
14 | Словосочетание ( главное и зависимое слова ). | |
15 | Предложение. Главные члены предложения. | |
16 | Второстепенные члены предложения. | |
17 | Фонетика. Фонетический анализ. | |
18 | Лексика. Лексическое значение слова. | |
19 | Синонимы. | |
20 | Антонимы. | |
21 | Омонимы ( омофоны, омоформы ). | |
22 | Изобразительно-выразительные средства лексики. | |
23 | Морфемика. Орфография. Состав слова. Повторение. | |
24 | Основные выразительные средства морфемики. | |
25 | Имя существительное как часть речи. | |
26 | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |
27 | Собственные и нарицательные существительные. | |
28 | Род и число имен существительных. | |
29 | Имя прилагательное. | |
30 | Краткие и полные прилагательные. | |
31 | Глагол. | |
32 | Вид глагола. Время глагола. | |
33 | Итоговый тест за курс 5 класса. | |
34 | Анализ теста. Работа над ошибками. Итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
Программа дистанционного курса по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ГИА по русскому языку»
Программа разработана для дистанционного обучения русскому языку в 9 классе. Дистанционная система обучения предоставляет больше свободы в выборе режима обучения и адаптируетс...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...