Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в основной школе.
Содержание курса предполагает расширение и углубление теоретического материала. Цель курса: совершенствование приобретенных обучающимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс по русскому языку | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс
«Систематизация школьного курса русского языка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Данный курс опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание курса предполагает расширение и углубление теоретического материала. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней общеобразовательной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- развитие речевой культуры.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с тестами и текстами, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно - диагностические работы, использование различных каналов поиска информации.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем уроков. | Количество часов |
Раздел I. Орфографические нормы | 7 | |
1 | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. | 1 |
2 | Правописание корней. Безударные гласные корня. | 1 |
3 | Гласные и, ы после приставок. | 1 |
4 | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 1 |
5 | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). | 1 |
6 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов. | |
7 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | |
Раздел II. Пунктуационные нормы | 4 | |
8 | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 |
9 | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | 1 |
10 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 |
11 | Пунктуация в сложных предложениях. Сложное предложение с разными видами связи. | 1 |
Раздел III. Текст | 4 | |
12 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 |
13 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 |
14 | Средства связи предложений в тексте. | 1 |
15 | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | |
Раздел IV. Функционально-смысловые типы речи. | 5 | |
16 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 |
17 | Повествование. | 1 |
18 | Описание. | 1 |
19 | Рассуждение. | 1 |
20 | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 |
Раздел V. Функциональные стили речи | 6 | |
21 | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. | 1 |
22 | Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 |
23 | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | 1 |
24 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | 1 |
25 | Научный стиль, его особенности. | 1 |
26 | Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | 1 |
Раздел VI. Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | |
27 | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 |
28 | Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. | 1 |
29 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 |
Раздел VII. Коммуникативная компетенция | 5 | |
30 | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 |
31 | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 |
32 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. | 1 |
33 | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. | 1 |
34 | Требования к точности и выразительности речи. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. | 1 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.
Описание педагогического опыта работы.Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....
Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»
Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе
заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....
программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"
Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....
Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)
Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса
Актуальность введения учебного курса "«Школьный Олимп» для 8 класса определяется необходимостью решать проблему успешной подготовки к олимпиаде по русскому язы...