Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevyy_podhod_teoriya.odt | 9.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
Только тогда можно вызвать у учеников интерес к предмету, развить их способности, навыки и умения, когда урок строиться учителем с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого класса и каждого ученика в отдельности.
Каждый обучающийся обладает неповторимыми индивидуальными возможностями, своими особенностями психического склада.
В своей практике я ежеурочно использую разноуровневый подход к выбору заданий. Он позволяет ориентировать возможности ученика на разный уровень сложности программного материала, который доступен именно ему.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации по знаниям, по способностям, по интересам, по уровню познавательной активности. На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю учащихся схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий.
Например. На открытом уроке в 8 «В» классе по теме «Односоставные предложения» ребята были разделены на 3 группы.
-1группа ( слабые)
-2группа (средние)
-3группа ( сильные) ,т.к. найти и определить группу «Безличных предложений» сложнее всего.
В качестве творческого задания им было предложено составить рецепт полезного салата, с использованием глаголов в нужной форме.
Чтобы показать место данной темы для решения ЕГЭ задач, для сильных было дано задание В4.
Домашним заданием было по желанию и возможностям составить либо несколько предложений на тему «Первый снег», либо связный текст.
На уроке русского языка в 5 «В» классе по теме « Имена прилагательные» (учтена специфика класса) разноуровневый подход прослеживается в работе по карточкам трех видов заданий.
Более сильным ученикам на дом было задано стихотворение наизусть, которое использовалось при обобщении нового в конце урока.
Формы дифференцированного обучения, используемые мною на уроках:
1) использование разных вариантов однотипных заданий;
2) применение заданий разной степени сложности;
3) оказание различной помощи при выполнении одного и того же задания;
4) разные виды опор, ключей;
5) выполнение заданий по индивидуальным карточкам.
Я стараюсь индивидуально работать с каждым учеником, учитывая психологические особенности, т.к. предмет сложный и создание ситуации успеха- это путь к заинтересованности ребенка к русскому языку.
Подбираю и излагаю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
Активно стимулирую учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
На уроках внеклассного чтения,например, при изучении лирики М.Ю.Лермонтова в 9 «В» классе при работе над стихотворением «Поэт» предлагаю следующие задания для учащихся минимального уровня литературного развития:
- Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения?
- Почему в стихотворении «Поэт» более половины текста посвящены истории кинжала?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
- Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
- Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
- Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется?
- Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждения?
Продолжая изучение стихотворения Лермонтова «Дума», предлагаю следующие вопросы и задания:
Для учащихся минимального уровня литературного развития:
1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?
4. В чём упрекает автор своё поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимения «я», а далее «мы»?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
1. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
2. Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция?
3. В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
4. Почему в финале поэт называет своё поколение «толпой»?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
1. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
2. Как в финале доказываются положения «пролога»?
3. Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5-6-стопный ямб)?
4. Сопоставьте ритм текста со стихотворением Пушкина «Памятник».
Тема личностно-ориентированного обучения в организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы имеет много интересных аспектов, перспективных направлений и является одной из эффективных технологий обучения в вечерней школе, так как данное учебное заведение соединяет воедино коррекцию и реабилитацию. Работа на производстве не нарушает процесс обучения. Заочная форма позволяет чередовать работу и учёбу. Педагоги вечерней школы стараются вдохнуть в своих учеников веру в собственные силы и возможности. Благодаря им, за время обучения как-то незаметно возникают те духовные нити, которые вдруг соединяют далеко не лёгких, ершистых и задиристых учеников в единое целое, заставляют задуматься над сложными перипетиями жизни. К ним откуда-то возвращается чувство гармонии бытия, надёжной защищённости. Появляется тот нравственный кислород, без которого душа унывает и задыхается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....
использование технологии разноуровневого обучения на уроках биологии
возможности использования современных педагогических технологий позволяют осуществлять как индивидуальный так и дифференцированный подход к учащимся, с целью активизации познавательной деятельности и ...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»
Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...