Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
статья по теме
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология модульного обучения.
Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег.
Мой опыт работы с модульными технологиями показывает, что данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
-повышать сознательность и прочность усвоения знаний учащимися;
-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить их.
Оно опирается на теорию развивающего обучения. Реализация её требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действий каждого ученика в определённой последовательности; во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий; в-третьих, учёт индивидуализированного темпа обучения.
В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации.
При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.
В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание заключается в определённые блоки. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.
Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.
Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами являются следующие:
1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей.
2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя.
3. Целевая программа действий.
4. Дополнительный материал.
5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.
6. Дифференцированное домашнее задание.
При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.
В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты. Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради. В конце урока каждый вновь обращается к записи поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:
1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.
2. Достигли ли вы целей урока?
3. Оцените свою работу на уроке:
«5» — все задания выполнены верно;
«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» — выполнил половину задания;
«2» — почти ничего не смог выполнить.
5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:
а) проработаю материал модуля еще раз;
б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;
в) сделаю творческое задание;
Применение модульных программ.
В своей работе использую модули при изучении программы по русскому языку в 9 классе, в 5 – 8 классах - только элементы модульного обучения при прохождении определённых тем. Считаю, что данный подход целесообразен, так как необходимо помнить: 1) о постепенном введении модулей в учебный процесс; 2) о невозможности применения данного метода на любом материале (малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал); 3) о том, что составление модулей довольно трудоёмкий процесс и занимает много времени.
Практика показала, что использование модульного обучения на уроках русского языка весьма эффективно при изучении видов сложного предложения в 9 классе. Именно эти темы позволяют ученикам максимум времени работать самостоятельно.
Мною разработаны модули по теме: «Сложносочинённые предложения» и адаптированы применительно к своим классам.
На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии модульного обучения.
Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания художественных произведений. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок.
Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения.
Целями и задачами уроков литературы по технологии модульного обучения являются:
Образовательные:
-развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской деятельностью;
-научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;
-учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;
-характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении, анализировать эпическое и лирическое произведение как художественное целое.
Развивающие:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
-учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
-развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные:
-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
формировать у них активную жизненную позицию.
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты. Все эти цели, по-моему, были реализованы на уроке с использованием материалов регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» в 5 классе по теме «Е.Носов. Трудный хлеб». Здесь нельзя говорить о полном использовании модульной технологии, но есть её элементы. Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно).
Каждый шаг имеет свои функции.
Шаг № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.
Шаг № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:
первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)
осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)
Шаг № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а шаг № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).
Шаг № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.
Примером такого подхода к созданию блока может служить урок литературы по творчеству Ф.И.Тютчева.
Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
-изучение нового материала
-комплексное применение знаний
-обобщение и систематизация знаний
-комбинированный урок
-учетно-контрольный
-урок коррекции
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1-4 уроки модульные, а 5-6 – традиционные. Так построены уроки по творчеству М.А.Булгакова. Модуль «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова.Тема 1урока «Творческая судьба М.А.Булгакова», 2 - Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце», 3 - «Все люди добры». Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа. 4 - «Необъяснимые происшествия».
При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час) части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля.Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика, позволяющая выявить уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.
Технология модульного обучения имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества работы по технологии модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
-дифференцированный подход в обучении
-возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)
-накопление материала к выпускному сочинению
-подготовка к ЕГЭ (часть С)
-повышение уровня качества обученности учащихся
-повышение мотивации в изучении литературы
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:
-навык внимательного чтения;
-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
-умение вычленять противоречия;
-умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
-исследовательские умения;
-умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
-навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
-умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
-умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учитель большое внимание уделял формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые ученики не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым такие навыки.
Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать. Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.
Так на уроке по басням Крылова дети получают задания разных уровней для анализа басен: 1 группа – прочить выразительно, подумать, о каком пороке говорит автор, найти мораль басни. Ребята 2 группы читают басню по ролям, находят крылатые выражения, определяют идею, художественные средства, используемые автором для создания образов.
Учащиеся 3 группы, определив мораль басни, пишут сочинение на тему данной басни или пытаются сами написать басню.
Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.
Модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41038.jpg)
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439692-1398022299.jpg)
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-526412-1415975679.jpg)
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-526412-1415975679.jpg)
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798234-1466080563.jpg)
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1148558-1560105137.jpg)
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.
Выступление на педагогическом совете....