Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
статья по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения.

Развитие и образование ни одному человеку не

могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег.

   Мой опыт работы с модульными технологиями    показывает, что данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

-повышать сознательность и прочность усвоения знаний учащимися;

-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.

   При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить их.

   Оно опирается на теорию развивающего обучения. Реализация её требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действий каждого ученика в определённой последовательности; во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий; в-третьих, учёт индивидуализированного темпа обучения.

   В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации. 

   При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

   В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание заключается в определённые блоки. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

 

   Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля.   На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.

   Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки.  Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.  

   Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий,   руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами являются следующие:

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей.

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя.

3. Целевая программа действий.

4. Дополнительный материал.

5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

6. Дифференцированное домашнее задание.

   При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.

    В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты.  Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради. В конце урока каждый вновь обращается к записи поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:

1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. Оцените свою работу на уроке:

«5» — все задания выполнены верно;

«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» — выполнил половину задания;

«2» — почти ничего не смог выполнить.

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) проработаю материал модуля еще раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

в) сделаю творческое задание;

         Применение модульных программ.

    В своей работе использую   модули при изучении программы по русскому языку в 9 классе, в 5 – 8 классах - только элементы модульного обучения при прохождении определённых тем. Считаю, что данный подход целесообразен, так как необходимо помнить: 1) о постепенном введении модулей в учебный процесс; 2) о невозможности применения данного метода на любом материале (малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал); 3) о том, что составление модулей довольно трудоёмкий процесс и занимает много времени.

   Практика показала, что использование модульного обучения на уроках русского языка весьма эффективно при изучении видов сложного предложения в 9 классе. Именно эти темы позволяют ученикам максимум времени работать самостоятельно.

   Мною разработаны модули по теме: «Сложносочинённые предложения»  и адаптированы применительно к своим классам.  

   На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов,  особенно эффективно использование технологии  модульного обучения.

   Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания художественных произведений. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок.  

    Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения.

   Целями и задачами уроков литературы по технологии  модульного обучения являются:

Образовательные:

-развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской деятельностью;

-научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

-характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении, анализировать эпическое и лирическое произведение как художественное целое.

Развивающие:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

-учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;

-развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Воспитательные:

-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

формировать у них активную жизненную позицию.

       Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на  уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.  Все эти цели, по-моему, были реализованы на уроке с использованием материалов регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» в 5 классе по теме «Е.Носов.  Трудный хлеб». Здесь нельзя говорить о полном использовании модульной технологии,  но есть её элементы.                      Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг,  алгоритм – можно назвать как угодно).

Каждый шаг   имеет свои функции.

Шаг № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.

Шаг № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:

первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)

осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)

Шаг № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а шаг № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).

Шаг № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.

Примером такого подхода к созданию блока может служить урок литературы по творчеству Ф.И.Тютчева.

Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

-изучение нового материала

-комплексное применение знаний

-обобщение и систематизация знаний

-комбинированный урок

-учетно-контрольный

-урок коррекции

   Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1-4 уроки модульные, а 5-6 – традиционные. Так   построены уроки по творчеству М.А.Булгакова. Модуль «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова.Тема 1урока «Творческая судьба М.А.Булгакова», 2 - Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце», 3 - «Все люди добры». Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа. 4 -  «Необъяснимые происшествия».  

 При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час)  части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля.Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика, позволяющая выявить   уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.

   Технология  модульного обучения имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества работы по технологии  модульного обучения состоят в том, что осуществляется:

-дифференцированный подход в обучении

-возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)

-накопление материала к выпускному сочинению

-подготовка к ЕГЭ (часть С)

-повышение уровня качества обученности учащихся

-повышение мотивации в изучении литературы

 Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки:

-навык внимательного чтения;

-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

-умение вычленять противоречия;

-умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

-исследовательские умения;

-умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;

-навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;

-умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

-умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

    Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

    Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учитель большое внимание уделял формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые  ученики не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым  такие навыки.  

   Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися.  Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков  литературы  и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать. Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 – выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.

    Так на уроке   по басням Крылова дети получают задания разных уровней для анализа басен: 1 группа – прочить выразительно, подумать, о каком пороке говорит автор, найти мораль басни. Ребята 2 группы читают басню по ролям, находят крылатые выражения, определяют идею, художественные средства, используемые автором для создания образов.

    Учащиеся 3 группы, определив мораль басни, пишут  сочинение на тему данной басни  или пытаются сами написать басню.

   Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.

   Модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы....