Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»
проект по истории на тему

Левшенкова Лилия Владимировна

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм  обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является  технология разноуровневого обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 «Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

        

Выпускной проект по теме

«Использование технологии разноуровневого  обучения

на уроках истории в условиях ФГОС».

Срок выполнения проекта:  18.05.15 – 29.05.15.

Разработчик проекта: 

Левшенкова Лилия Владимировн

 учитель истории и обществознания

 МБУ средней школы № 31 г.о.Тольятти

тел. 89277851207, е-mail: ladoga-l@mail.ru

Проект допущен к защите:

«__» ______________2015 г.

Руководитель проекта:

__________Прокофьева  Н.В.

Контакты:   89278977561

е-mail:     nvprokof@gmail.com

                prokofevaNV@inbox.ru

Тольятти,

2015

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………………..……

3

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта……………………………………………….......…

4

Объект проектирования……………………………………………………………..……

4

Предмет проектирования………………………………………………………………....

4

Гипотеза  проекта……………………………………………………………………….....

4

Цель проекта…………………………………………………………………………….....

4

Задачи проекта……………………………………………………………………..……...

4

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы  и механизм  реализации  проекта……………………………………………...…

5

Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)……………...…

9

Ресурсы, обеспечивающие  реализацию   проекта…………………………………...….

9

Перспективы  развития  и реализации   проекта……………………………………...…

10

Список использованных нормативных документов и источников информации……...              

11

Аннотация

        Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей.

     Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим явилось бы личностно-ориентированное обучение, т.е. такое обучение, где во главу  угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность.

        Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности. 

 

Актуальность

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм  обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является  технология разноуровневого обучения.

Объект проектирования – учащиеся  5 – 6 классов                                                         Предметом проектирования являются уроки истории в 5-6 классах.                             Гипотеза проекта – использование технологии  разноуровнего обучения повысит мотивацию к учению,  а также обеспечит усвоение  учебного предмета не ниже среднего уровня.                                                                                                                            Цель проекта  - разработать эффективные формы применения  технологии разноуровневого обучения для формирования УУУ на уроках истории.                        Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

  • Формирование и развитие познавательных УУД  (действия  исследования,  поиска, отбора  и  структурирования  необходимой  информации,  моделирование изучаемого содержания).
  • Формирование и развитие коммуникативных УУД (возможность сотрудничества).
  • Формирование и развитие регулятивных УУД
  • Развитие личностных УУД
  • Поддержка оптимального уровень здоровья детей.

Этапы и механизм реализации проекта.

Этапы

Мероприятия

Срок

Форма представления результатов.

1

Диагностический

1.Постановка проблемы;

2.Изучение литературы по проблеме.

2014-2015 уч.год

  • Постановка проблемы на МО.

2

Прогностический

1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;

2.Разработка проекта.

2014-2015 уч.год

  • Выступление на МО.
  • Разработка авторских программ

3

Практический

1.Внедрение проекта в УВП;

2.Формирование методического комплекса по проекту;

3.Диагностика – первичная выборка;

4.Корректировка проекта.

2015-2016 уч.год

  • Открытые уроки, конференции.
  • Выступление на заседании МО.
  • Публикации

4

Обобщающий

1.Подведение итогов внедрения;

2.Оформление результатов работы по проекту;

3.Дальнейшая реализация проекта в УВП;

5.Распространение опыта;

6. Диагностика – вторичная выборка.

2015-16 уч.год.

  • Выступление на педсовете.
  • Трансляции опыта работы (НПК, публикации).
  • Разработка авторской программы и внедрение на базе ОУ

5

Внедренческий

1.Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

2.Распространение опыта.

2016-2017 уч.год  

  • Аналитический отчет по итогам внедрения проекта.
  • Рефлексия

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.  В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня:

  1. минимальный (государственный стандарт)
  2. базовый
  3. вариативный (творческий)

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия:

а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях

(все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им);

в) предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).

Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

  • добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта) (так учащимся даются тесты с разным количеством баллов и каждый ученик сам выбирает себе допустимый набор, но не ниже минимального);
  • полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу (при работе в группах, нужно чтобы каждый принимал активное участие в деятельности);
  • главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;
  • приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с постановкой целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в журнале), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично);

Основой разноуровнего обучения является структурированное содержание учебного и дидактического материала.

   Задача структурирования содержания решается с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине

проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Например, домашнее задание в 5 классе по теме: Боги древнего Египта»

1 уровень – прочитать и пересказать п.3 параграфа 10,

2 уровень – составить рассказ по картине на с23 учебника

3 уровень – составить кроссворд по теме Боги Египта или написать сказку об одном из богов.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни:

Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.

Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше  или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д. На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания инвариантной соответствует обязательному минимуму содержания и уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы

Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде. На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. И чтобы верно ответить на эти вопросы, нужно не просто учить материал урока, но еще и дополнительно читать рекомендованную учителем литературу. Что  конечно же развивает интерес к предмету.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и улучшение уровней.

3. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

4. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.                                

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории;
  • Формирование навыков работы в интернет – ресурсами, мультимедийными техниками, технологиями трансляции информации;
  • Формирование единого информационного пространства «учитель-ученик» для повышения интереса учащихся к предмету, организации оперативного контроля знаний обучаемых, повышения уровня усвоения программного материала, стимулирования самостоятельной деятельности школьников в получении дополнительных знаний.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

  1. Курсы повышения квалификации
  2. Публикации статей на тему проекта
  3. Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран, колонки)
  4. Видеозаписи
  5. Интернет

Перспективы развития

Разноуровневый подход  в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы образования по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий,  повышение качества образования  и развития каждого ученика.

Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения УУД, развития способностей.


Список использованных нормативных документов и

источников информации

  1. Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Начальная школа плюс До и После. – 2011.- №3.
  2. Глоссарий ФГОС основного общего образования. – М., 2011.
  3. Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. -М., 1983.
  4. Закон  «Об образовании в Российской федерации»
  5. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Учитель, 2014
  6. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС . Учитель, 2014
  8. Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001.
  9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008.
  10. ФГОС  основного общего образования;
  11. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР.- М., 1989.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) « Использование технологии разноуровневого обучение на уроках истории в условиях ФГОС». Выполнила Левшенкова Лилия Владимировна, учитель истории и обществознания МБУ средней школы № 31 г.о.Тольятти

Слайд 2

Актуальность Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является технология разноуровневого обучения.

Слайд 3

Объект проектирования – учащиеся 5 – 6 классов Предметом проектирования являются уроки истории в 5-6 классах. Гипотеза проекта – использование технологии разноуровнего обучения повысит мотивацию к учению, а также обеспечит усвоение учебного предмета не ниже среднего уровня. Цель проекта - разработать эффективные формы применения технологии разноуровневого обучения для формирования УУУ на уроках истории.

Слайд 4

В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня : 1) минимальный (государственный стандарт) 2) базовый 3) вариативный (творческий)

Слайд 5

Основные правила технологии разноуровневого обучения : 1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и улучшение уровней. 3. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку. 4. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Слайд 6

Этапы деятельности учителя и ученика 1. Предварительный. 2. Диагностический. 3. Этап распределения учащихся по группам. 4. Этап реализации уровнего обучения. 5. Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровнего обучения.

Слайд 7

Задача структурирования содержания решается с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности : I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете; II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.; III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Слайд 8

Разноуровневая система оценивания знаний Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения. Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Уровень С ( творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.

Слайд 9

Ожидаемые результаты: Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории; Формирование навыков работы в интернет – ресурсами, мультимедийными техниками, технологиями трансляции информации; Формирование единого информационного пространства «учитель-ученик» для повышения интереса учащихся к предмету, организации оперативного контроля знаний обучаемых, повышения уровня усвоения программного материала, стимулирования самостоятельной деятельности школьников в получении дополнительных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Статья «Один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС»

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладу...

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Использования лэпбука на занятиях, как один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС.

Индивидуальная исследовательская работа по определенной теме очень трудна и не всегда интересна и  один из способов заинтересовать обучающего  это использование методики изготовлегия Лэпбука...

Сложности в использовании познавательных игр на уроках истории в условиях дистанционного образования

Выступление на РМО по мотивам внезапно обрушившегося на страну дистанционного образования....