Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
презентация (русский язык) по теме
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельности
Мастеркласс 2012 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.
Цель мастер-класса: Создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.
Задачи: 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на различных этапах обучения. 3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности. 4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности. 5. Провести рефлексию профессионального мастерства аттестуемого и участников мастер-класса по данной проблеме.
Цели проектного обучения: Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Технология проектной деятельности Метод учебного проекта (интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход
Условия применения метода проектов Существование некой значимой проблемы. Значимость предполагаемых результатов. Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.
Компетентностный подход к проектированию УУД умение выявлять понимать планировать конструктивно обсуждать оценивать конструировать самостоятельно искать
п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность
Создание проблемно-мотивационной среды дискуссия ролевая игра эвристическая беседа круглый стол мозговой штурм
контрольный презента- ционный практи- ческий аналити- ческий поисковый Этапы работы над проектом
Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы)
Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов
Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Особенности практико-ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.
Особенности игрового проекта: проблемы, цели проекта; ведущий вид деятельности – ролевая игра; участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; результат остаётся открытым до самого окончания; соотнесение полученных результатов с поставленной целью; рефлексия.
Результат проектной деятельности. Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ Стенгазеты Киносценарий Видео-, диа- или слайд-фильм Комментарии к тексту художественного произведения Публикация Буклет Презентация Веб-сайт.
Адресация Обеспе-чение Предпола- гаемые результаты Статус учебного проекта Постановка проблемы и обоснование её практической значимости. Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих). Постановка задач. Формулировка идеи (конечный продукт) реализации проекта. Выбор группы обучающихся. Действия учителя и обучающихся на каждом этапе проекта. Время работы над проектом. Режим работы. 1.Материально техническое и учебно- Методическое оснащение. 2. Консультанты. 3. Знания, умения, навыки, необходимые обучающимся для самостоятельной работы . 1.Развитие навыков: - самостоятельной работы; -мыслительной деятельности; -творчества; - ораторских навыков. 2.Новые практические приёмы работы. 3.Новое содержание темы. 4.Расширение кругозора. 5.Воспитание толерантности. Авторы Опыт использования. Методический паспорт проекта
Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение). Создание условий для включения обучающихся в самостоятель- ную творческую деятельность Стимулирова- ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса самоизмене- ния
Защита проекта. Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. Ответы на вопросы.
Структура работы Возникшие трудности, их преодоление Этапы работы Адресат Цели работы Почему выбрана эта тема Рефлексия
Уроки русского языка, литературы Практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного в начальной школе: «В стране невыученных уроков»: Как помочь однокласснику, не знающему склонение (спряжение, части речи, члены предложения…). Конечный продукт - карманные словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д.
Проекты с видеопрезентациями: Семейное воспитание в произведениях писателей XIX века; Букет благоуханный (Цветы в русской поэзии); Образ дома в русской литературе; Поэзия серебряного века; Современный литературный процесс и др.
Модули по обучению основам проектной деятельности Ключевые компетентности 5-8 классы Компетентность разрешения проблем 1. Проблема – цель, анализ и планирование ресурсов 2. Виды и типы проектов 3. Поэтапное планирование деятельности Информационная компетентность 1. Различные источники информации 2. Способы обработки информации 3. Методы сбора данных Коммуникативная компетентность 1. Как работать в команде? 2. Формы презентации проектов 3. Ведение дискуссии
Элективный курс «Слово и его тайны» (9 класс) Тайны словообра зовательной Вселенной Лингвистический комментарий текста В стране фразео логических оборотов В этимоло гических дебрях Мини-проекты
Лицейские конференции «Шаг в будущее» 5-8 классы: Секция «Филология»: Лингвистические сказки; Моё открытие словаря синонимов; Речь и этикет; Грамматика в иллюстрациях; Экологический заповедник «Культура речи».
«Дарования юных – родному городу» (9-11 классы) Секция «Филология»: Словарь современного лицеиста; Язык и компьютер; Книжная полка читателя-лицеиста; Сценарий заседания Клуба знатоков русского языка; Поэтические сборники выпускников «Спасибо тебе, лицей».
Творческий проект «Лицейская газета»
Созвездие талантов Зимние интеллектуальные игры Всероссийский литературный конкурс Русский медвежонок Всероссийский предметный чемпионат Звёзды нового века Познание и творчество лицеист
лицеист самоактуализация самопознание самопроектирование самообразование самокоррекция саморазвитие
Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...
Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы...
Комментарии
Проектное обучение