Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Рысакова Анжелика Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".

Урок: русский язык
Тема урока: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи.        

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Развивающие: развивать коммуникативные умения, познавательный интерес у обучающихся.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, осознание мотива и результата учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Подготовила: Рысакова А.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №454 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 I. Организационный момент.

      1 минута

Приветствие,  проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

Личностные:
умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками

II. Проверка домашнего задания
4 минут




III. Мотивация и целеполагание

5 минут

Включение в деловой ритм.

Проверка домашнего задания в форме эстафеты: первый ученик объясняет орфограммы в первом предложении, передаёт эстафету следующему.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке

(или на полях) условно отмечать свои ответы: 
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
»  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Перед вами предложения: Под голубыми небесами Великолепными коврами, (Блестя на солнце), снег лежит... (Скользя по утреннему снегу), Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня...

1. Вспомните, какие слова пропущены в каждом предложении?

2. Что объединяет эти слова?

3. Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.

4.Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.

Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:        

1) закрепить умение находить _________ в предложениях и текстах;

2) повторить правило постановки _________

Подготовка к работе.
Учащиеся настраиваются  на индивидуальную работу

Ответ:

Это особая форма глагола – деепричастие

Ученики.

ТЕМА: Деепричастие и деепричастный оборот.

Ответ:

1. закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;

2. повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

Личностные:
мобилизация мыслительной деятельности;
познавательные:
выполняют организационные действия в умственной форме, осуществляют для решения организационных задач операции синтеза, анализа классификаций;
регулятивные:
умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока;

коммуникативные:
умение слушать; осуществлять речевой контроль.

IV. Актуализация знаний

5 минут

Приём “Корзина идей”

       Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую уже (условно) собран (на прошлых уроках) материал по  изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Учитель достаёт из корзины нужную информацию…

5. Все ошибки коллективно исправляются

Отвечают на вопросы. Вспоминают, выясняют всё, что знают по обсуждаемой теме урока. Обмениваются  информацией в парах. Исправляют  ошибки.

Подводят итоги работы

Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения признаков;
регулятивные:
умение создать условия для целеполагания  и планирования действий.

V. Лингво-физкультминутка. 
4 минут

Объясняет задание: выбрать из предложенных учителем предложений конструкции с деепричастиями, деепричастными оборотами.
Пёс, уснувший на дороге, мешал проезду транспорта. Помните об ответственности, садясь за руль. Смешивая химические реактивы, необходимо помнить о технике безопасности. Устойчивость земной оси оказалась зависимой не только от Луны. Юпитер, обладающий мощной гравитацией, уравновешивает вообще все планеты Солнечной системы. Работая над картиной «День рождения», Марк Шагал изобразил самого себя. Коперник, выдвигая гелиоцентрическую гипотезу мироустройства, перевернул сознание средневекового человека. Написав известную всему миру картину «Мона Лиза», Леонардо да Винчи оставил своё имя в веках.

Поднимают правую руку, если в предложении есть  конструкции с деепричастиями, деепричастными оборотами, а левую, если нет.

Коммуникативные:
осуществляют совместную деятельность при выполнении физических упражнений;
познавательные:
понимают значение здоровьесберегающих элементов урока

VI. Систематизация знаний
       15 минут

Самостоятельная работа

Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.
Заключённые в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение. 
Образец. Левинсон постоял немного и зашагал ещё быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя).— Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее (А. Фадеев).

1.Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре).

2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая её неярким светом).

 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала).

 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребёнком и стала его раздевать (держа его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль).

Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчёркнутых слов.

После к..роткой  отт..пели  ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная 

рука скульптора, имя которому – природа.

Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.

Искусная – умело, хорошо сделанная работа.

Скульптура – искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки.

Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.

        

Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод.

Коммуникативные: учатся корректно и конструктивно критиковать, отстаивать собственную точку зрения.
Регулятивная: контролируют правильность ответов одноклассников, корректируют собственные знания.
Познавательная: фиксируют новую информацию из других областей знания (литература, история, искусствознание)

VII. Подведение итогов


5 минут

Выясняет, с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы.
Осуществление контроля над пониманием темы.
Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных целей.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия и определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения;
регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся;
познавательные
рефлексия, восстанавливают связь между объёмом приобретённых знаний и умений
личностные:
самосовершенствование.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.

4 минуты

Организует рефлексию.
Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Оценивают результат своей деятельности.

Заполняют

Таблицу самооценки.

познавательные
рефлексия, восстанавливают связь между объемом приобретенных знаний и умений

личностные:
самосовершенствование.

IX. Домашнее задание.
2 минуты

Объясняет домашнее задание.
Индивидуальные задания или упражнение из учебника.


Выставляет оценки за урок.

Слушают и записывают задание в дневник.

Дифференцированное задание: 

1. Вспомните поговорки и пословицы, в которых встречаются деепричастия (запишите их и объясните)

Например:

спустя рукава

засучив рукава  или

выполнить упражнение №…

Регулятивная: саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс "Деепричастие как часть речи

Материал предназначен для 7 класса. Подобран интересный разнообразный материал для решения поставленных задач на уроке...