Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот" (технологическая карта)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока: «Деепричастный оборот»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.
Задачи:
обучающие:
научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.
использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи
развивающие:
развивать речь учащихся;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения
воспитательные:
воспитывать толерантное отношение друг к другу;
любовь к родному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
по теме «Деепричастный оборот»
Тема урока: «Деепричастный оборот»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.
Задачи:
обучающие:
научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.
использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи
развивающие:
развивать речь учащихся;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения
воспитательные:
воспитывать толерантное отношение друг к другу;
любовь к родному языку
мотивационные:
сформировать у детей интерес к изучению русского языка
управленческие:
обеспечение четкой организации учебного занятия.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- набор карточек с заданиями;
- учебник,
- доска
Тип урока: изучение нового материала
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.
Этап урока | Цели на каждом этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения | Ожидаемые умения |
1.Организация начала урока. | Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Мы пришли сюда учиться, Думаю, у нас всё получится. | Слово учителя | |||
2.Определение темы и целей урока | Создать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся | Тема нашего урока «Деепричастный оборот». Сегодня на занятии мы дадим понятие деепричастному обороту, научимся находить и правильно выделять его в предложении. Запишите число и тему урока в тетрадь. | Записывают тему урока. | Доска, компьютер, проектор, начало презентации | |
3.Повторение пройденного материала | Вспомнить отличия причастия и деепричастии, подготовить к восприятию новой темы. Уметь формулировать правило. | Обратите внимание на слайд. «Четвёртый лишний». Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор. 1. Зависевший, умывая, подействовав, играя; - Ребята, какое из них лишнее и почему? На какой вопрос отвечает причастие? На какие вопросы отвечает деепричастие? Что обозначает деепричастие? Молодцы, вы отлично справились с заданием и готовы к изучению новой темы. | Читают поочерёдно предложенные слова. Находят лишнее и объясняют выбор: | Презентация на экране, слово учителя | Умение разграничивать причастие и деепричастие, доказывать свою точку зрения. |
4.Изучение нового материала | Знакомство с понятием деепричастного оборота. Формирование навыка выделять деепричастный оборот в предложении. | 1.Слово учителя. При знакомстве с деепричастием, вам, должно быть, встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Важно, что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, главное – правильно определить его границы. Рассмотрим предложение: Взглянув на золотой ключик, Буратино засмеялся. Перестроим предложение, мы видим, что деепричастный оборот выделяется запятыми, независимо от местоположения. 2.Работа по образованию деепричастных оборотов (тренировочное упражнение). Образуйте от данных глаголов деепричастия, добавьте к ним зависимые слова, чтобы получился деепричастный оборот. Например, рассказывать – что делая? рассказывая (что?) весёлые истории Дети: подумать, смеяться, напевать Молодцы, достаточно. Что такое деепричастный оборот? 3.Составление предложений с деепричастными оборотами. Придумайте предложение с одним из составленных вами деепричастных оборотов. Запишите предложение и сделайте пунктуационный разбор (в тетрадях и у доски ) Грамматическая основа? Находим основное действие, выраженное глаголом. Задайте вопрос к деепричастию. Обозначьте его. Есть ли у деепричастия зависимые слова? Найдите их. Обозначьте деепричастный оборот вертикальными линиями, выделите запятыми. | Слушают Наблюдают Составляют деепричастные обороты, образуя деепричастие от глагола. Составляют разнообразные деепричастные обороты. Отвечают на вопрос Записывают и разбирают предложение с деепричастным оборотом. | Доска, презентация на экране, слово учителя | Умение находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми. |
5.Закрепление изученного | Научиться распознавать деепричастие и деепричастный оборот в тексте. Определять их смысловую роль. | Работа с учебником Откройте учебник, выполним упражнение. Работа с поэтическим отрывком Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ивана Бунина «В поезде». (1893 год) Какая картина возникает в вашем воображении? (создаётся впечатление, что, попав в сказочный лес, паровоз ожил или разбудил всё вокруг: берёзовый лес, потом и поля, хутора, тополя). Какое изобразительно-выразительное средство оживляет картину за окном? Найдите в тексте глаголы с зависимыми от них деепричастиями и деепричастными оборотами. Выпишите их (работа в тетрадях и у доски) Ребята, почему в таком маленьком отрывке так много деепричастий и глаголов? | Выразительно читают стихотворение, делятся созданными в воображении картинами. олицетворения (берёз весёлый хоровод встречает поклоном; дым плывёт, к земле беспомощно склоняясь, поля проходят мимо, хутора, тополя плывут.) | Учебник, презентация на экране, слово учителя. | Развитие речи через выразительное чтение и анализ поэтического отрывка. Умение найти деепричастие в тексте, определить их смысловую роль. |
6.Тематическая физкультминутка | Снятие эмоционального и физического напряжения | Игра-задание Предлагаю вам поиграть: поднимаем руку, когда прозвучит деепричастный оборот: Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца. | Отдыхают, при этом хлопают, если слышат деепричастный оборот. | Слово учителя | Умение отличать на слух деепричастный оборот от других словосочетаний. |
7.Стадия осмысления | Совершенствовать умение строить предложения, используя деепричастный оборот, выделять его в предложении | «Конструктор» (работа с синтаксическими синонимами) Предлагаю вам выступить в роли конструктора. Замените часть предложения деепричастным оборотом. Запишите полученный вариант. Воробей весело чирикает и прыгает по дорожке. Тучи набирали силу и поднимались из-за леса. (В каждом предложении обозначьте грамматическую основу, деепричастный оборот.). Молодцы, вы заменили предложения синтаксическими синонимами с деепричастными оборотами. Ребята, какие предложения, на ваш взгляд, выразительнее - с деепричастным оборотом или без него. Почему? Преимущества деепричастных оборотов в их краткости и динамичности. Деепричастный оборот чаще всего используются в художественном стиле | Конструируют предложения, заменяя часть предложения деепричастным оборотом. В каждом предложении обозначают грамматическую основу, деепричастный оборот. | Карточки, презентация, доска | |
8. Работа над развитием речи | Умение употреблять деепричастные обороты в речи | Самостоятельно составьте предложение с деепричастным оборотом о работе вашего соседа по парте | Презентация на экране | ||
10.Подведение итогов, рефлексия | Проверка усвоения материала | Вопросы: Что являлось целью нашего урока? Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока? Работа над какими заданиями не вызвала затруднений? Над чем следует поработать еще? | Отвечают на вопросы | ||
11. Домашнее задание | Составить текст на тему «Зимушка-зима» ( предложения с деепричастными оборотами). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия». 1.Предмет: русский язык
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: &laqu...