Методическая разработка урока по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Имя существительное" для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.docx | 18.35 КБ |
prezentatsiya_po_teme_imya_sushch.ppt | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка для 5 класса
Урок – путешествие «Четыре корабля».
Цель:
обобщение сведений об имени существительном;
Задачи:
-повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.
Оборудование: проектор, ноутбуки, рисунки с кораблями, сигнальные флажки, тесты, жетоны.
Условия игры:
класс делится на 4 команды, в которых выбран капитан. За правильные ответы команды получают жетоны. Если команда готова отвечать, то поднимают сигнальные флажки.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далёкое и трудное плавание по морю знаний. Мы отправляемся в путешествие на 4 кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. За правильные ответы команды получают жетоны. Если команда готова отвечать, то поднимают сигнальные флажки.
Правила работы в группах
1.Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.Выслушивайте мнение каждого.
3.Не перебивайте говорящего.
4.Доказывайте свои версии.
5.В группе ответы дает каждый.
6.Умеешь сам - научи другого.
Слайд
- Сейчас мы узнаем названия наших кораблей.
Представление названия команд.
3. Ход игры.
- Итак, караван отправляется в путь.
- Словарная работа.
- Определите лексическое значение слова караван.
КАРАВАН, –а, м.
1. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). К. верблюдов.
2. Группа следующих друг за другом транспортных судов.
3. Штабель торфа, кирпича (спец.). Самовозгорание торфа в караванах.
- Команда, правильно назвавшая лексическое значение, получает жетон-флажок.
- Постановка проблемного вопроса.
- Чтобы узнать, чей корабль первым отойдёт от причала и какова тема нашего урока, выполним задание.
Слайд .
- На партах у вас лежат листочки со стихотворением А. Фета. Подчеркните, слова, которые называют предметы.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.Фет
- Если команда готова отвечать, то поднимает сигнальные флажки.
Слайд .
- Проверяем.
-Получает жетон команда, верно назвавшая все слова.
- Как называется часть речи, которая обозначает предмет?
= Имя существительное. Команда получает жетон.
- Правильно. Значит тема нашего урока – имя существительное.
Слайд . _
- Цель нашего урока:
- обобщение сведений об имени существительном как части речи;
Задачи:
-повторить морфологические признаки имени существительного;
- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.
Слайд .
- Ребята, по каким признакам различаются все части речи?
=По грамматическим, морфологическим и синтаксическим.
- Команда получает жетон.
- Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто расскажет о грамматических, морфологических и синтаксических признаках?
1. Обозначает предмет кто? что?
2. Может быть нарицательным или собственным
одушевлённым или нарицательным
1 скл. или 2 скл. или 3 скл.
мужского или женского или среднего рода
3. Изменяется по падежам: по числам:
И.П.(кто? что?) еж, ночь един.: река
Р.П. (кого? чего?) ежа, ночи множ.: реки
Д.П. (кому? чему?) ежу, ночи
В.П. (кого? что?) ежа, ночь
Т.П. (кем? чем?) ежом, ночью
П.П. (о ком? о чем?) об еже, о ночи
4. Может быть любым членом предложения.
Слайд 6.
- Каждая команда принимает участие в рассказе по признакам имени существительного.
1 команда. Доказать, что имя существительное – самостоятельная часть речи, перечислить грамматические признаки. Привести примеры.
2 команда. Рассказать про постоянные морфологические признаки. Привести примеры.
3 команда. Рассказать про непостоянные морфологические признаки. Привести примеры.
4 команда. Рассказать про синтаксические признаки. Привести примеры.
- Все команды получают жетоны, потому что успешно прошли первый риф.
Слайд .
- Интерактивная игра. Ребята, с кораблей упали мешки с продуктами. Неожиданно в море появились акулы.
Чтобы спасти провизию, нужно разнести по мешкам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Выходят по одному человеку из команды и переносят слова.
- За каждое правильно перенесённое слово команды получают жетоны.
- В двух кораблях появились пробоины. Чтобы их устранить, нужно выполнить следующие задания.
- Укажи ряд, где все слова существительные
Шалаш_, товарищ_, сторож _, этаж_,
ключ_, врач_, вещ_, ноч_, плащ_, лещ_,
много туч_, дрож_, помощ_, еж_, реч_,
из-за туч_, рож_, доч_, много задач_, лож_,
дич_, полноч_, богач_, чертеж_, малыш_,
кирпич_, мощ_, луч_, глуш_.
- Укажите ряд, где правильно произведен морфологический разбор слова «работа»
Слайд _
- Все команды получают жетоны. Корабли отремонтированы. Можно дальше отправляться в путь.
- Наступило время отдыха. Чтобы провести его с пользой, вспомним, когда у имён существительных пишется Ь.
- Следующее задание для команд – распределительный диктант. Выполняем на листочках. Чья команда меньше допустит ошибок, та и получит жетон.
Слайд .
- Проверяем. Слайд .
Конкурс капитанов.
- Капитаны выполняют задания на тренажере.
Матросы - тесты на листочках.
Итог. Подсчёт жетонов. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы в группах 1.Вежливо обращайтесь друг с другом. 2.Выслушивайте мнение каждого. 3.Не перебивайте говорящего. 4.Доказывайте свое утверждение. 5.В группе ответы дает каждый. 6.Умеешь сам - научи другого.
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. А.А.Фет
Шепот , робкое дыханье , Трели соловья , Серебро и колыханье Сонного ручья . Свет ночной, ночные тени , Тени без конца , Ряд волшебных изменений Милого лица . А.А.Фет
Имя существительное
Цель урока: - обобщение сведений о существительном как части речи Задачи: -повторить морфологические признаки имени существительного; - уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении; - закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.
Имя существительное – самостоятельная часть речи. 1 . Обозначает предмет кто? что? 2. Может быть нарицательным или собственным одушевлённым или нарицательным 1 скл. или 2 скл. или 3 скл. мужского или женского или среднего рода 3. Изменяется по падежам : по числам: И.П.(кто? что?) еж, ночь един.: река Р.П. (кого? чего?) ежа, ночи множ.: реки Д.П. (кому? чему?) ежу, ночи В.П. (кого? что?) ежа, ночь Т.П. (кем? чем?) ежом, ночью П.П. (о ком? о чем?) о б е же, о н очи 4 . Может быть любым членом предложения.
Игра
Умный, мясник, сарай, ночь, завтрак Сестра, программа, страна, люди, около Мама, работать, учеба, урок, ножницы Компьютер, учебник, тетрадь, школа, класс 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., ж.р., 1 скл. , неодуш. 4.Непост.: ед. ч., И.п. 5. Подлежащее Укажи ряд, где все слова существительные Укажите ряд, где правильно произведен морфологический разбор слова « работа» 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., ж.р. 1 скл. неодуш. 4.Непост.: ед. ч., В.п. 5. Дополнение 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3 скл 4.Непост.: ед.ч., Р.п. 5. Дополнение 1.Что? Работа – сущ. 2. Нач. форма – работа 3. Пост.: собств., ж.р. неодуш., 1 скл. 4.Непост.: мн.ч., И.п. 5. Подлежащее Молодец! Молодец!
Обобщение Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это? По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные , одушевленные и неодушевленные . Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Имена существительные по родам не изменяются. Имена существительные изменяются по падежам и по числам. Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.
Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных. географические названия астрономические названия названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др. Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований. Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер - французский ученый, ампер - единица силы электрического тока Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений. Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы).
Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д. Число имен существительных. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...
Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"
Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ с именами существительными».Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».
повторение изученного в начальной школе о роде имени существительного...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....