Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
методическая разработка (8 класс) на тему
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachnyom_my_nash_urok_s_orfograficheskoy_r.docx | 21.67 КБ |
8nesk_sushch.pdf | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8а кл.
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
Цель: познакомить с понятием «несклоняемые существительные».
Задачи.
Обучающие:
-формирование у учащихся представления о несклоняемых существительных,
-формирование умения правильного употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах.
Коррекционно- развивающие:
- коррекция и развитие слухового восприятия, мышления;
- коррекция и развитие связной письменной речи;
- формировать и развивать навыки самостоятельной работы, стимулировать активную познавательную деятельность
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету, усидчивость, сдержанность.
Оборудование:
- мультимедийная презентация для демонстрации,
- карточки для самостоятельной работы,
- разноуровневые карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и ласковому солнышку. Я хочу, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Начинаем работу.
2.Актуализация знаний
Над какой большой темой мы с вами работаем?
Какие слова называют существительными?
Как изменяются имена существительные?
Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
3.Постановка проблемы.
Сегодня мы продолжим исследовать имя существительное.
Проблемный вопрос:
-Все ли имена существительные склоняются?
Словарная работа.
Начнём мы наш урок с орфографической разминки
Директор, инженер, тренер, продавец, кафе , агроном.
Самопроверка по слайду. Слайд.
К какой части речи относятся слова? Докажи.
Какое слово лишнее и почему?
Что такое кафе? (маленький ресторанчик)
4.Работа по теме урока.
Первый проблемный вопрос.
Составьте предложение.
В, город, центр, кафе, открылось, новое.
В центре города открылось новое кафе.
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Определите род, число, падеж существительного в центре.
Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
Просклоняем существительное центр. Слайд.
Что изменяется при склонении?
Давайте составим словосочетания со словом кафе. Слайд.
Определите падеж.
Что вы заметили?
Изменилась ли какая часть у существительного кафе. Слайд.
Так какая же особенность у этого слова? (оно не изменяется по падежам)
Как можно назвать такое существительное?
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема урока «Несклоняемые существительные».
а) Знакомство со смысловыми группами несклоняемых имен существительных. Слайд.
Ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию в зоопарк. Там есть вольеры с экзотическими животными. А что это за животные мы узнаем, отгадав загадки.
А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?
Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.
В) Крупный попугай с пестрым хохолком.
Г) Красивая птица с нежно – розовым оперением.
Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла?
Как называются эти существительные?
Составьте словосочетания с этими существительными. Укажи падеж.
Работа в парах.
б)Работа с карточками.
Верхом на ________________,
в сумке у ____________________,
в клетку к____________________,
в зоопарке скучно без__________________.
Итак, ответили мы с вами на первый вопрос?
Прочитаем правило на стр.72.
Вывод.
Несклоняемых существительных в русском языке немало. Слайд.
Откуда эти слова пришли в русский язык? Они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов.
5.Физминутка
6. Второй проблемный вопрос.
Подберите подходящие по смыслу прилагательные к несклоняемым существительным
Пони шоссе маленьк... широк…
Маленьк... пони , широк… шоссе.
Чего не хватает прилагательным? Выберите правильное окончание.
Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончания? (Для этого нужно знать род несклоняемых существительных)
Определите род существительных шоссе и пони.
Вот мы и подошли к исследованию второго вопроса: «Как определить род несклоняемых существительных?»
То, что эти существительные не склоняются, мы выяснили. А как же обстоит дело с категорией рода.
Ребята, тут без правила не обойтись. Слайд.
Теперь, зная это правило, вы можете определить род несклоняемых существительных. Слайд.
Вернёмся к словосочетаниям.
Маленький пони, широкое шоссе.
Как определить род несклоняемых существительных?
Вывод.
7.Физминутка. Слайд.
8.Закрепление полученных знаний.
а).Разноуровневые карточки
Перед вами карточки с заданиями на выбор по уровню сложности: красная –сложное, а синяя -среднего уровня сложности.
1 уровень.
Дополни словосочетания несклоняемыми существительными. Определи род.
Маленький … , интересное … , длиннохвостый …, драповое …, пестрый …, крепкий …, забавный … , быстрое … .
Слова для справок: пони, какаду, кофе, кино, такси, пальто, шимпанзе, кенгуру.
2 уровень.
Определи род несклоняемых существительных.
Маленький пони, интересное кино, длиннохвостый кенгуру, драповое пальто, пестрый какаду, крепкий кофе, забавный шимпанзе, быстрое такси.
б).Творческое задание.
Составление мини-текста по заданному началу и опорным словам. Работа в парах.
Ребята, мы с вами долго гуляли по зоопарку и немного проголодались. Представим, что мы зашли в кафе, сели за столик. Официант нам принёс меню.
Что такое меню? (перечень блюд и напитков)
В меню закрались несклоняемые существительные. Слайд.
Выпишите блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными.
Составьте текст. Слайд.
Обед в кафе.
После прогулки по зоопарку мы зашли в кафе. Официант принёс нам меню. Я выбрал картофельное пюре чашку крепкого кофе. Мой друг заказал овощное рагу и чашку ароматного какао. На десерт нам подали эскимо.
9.Итог.
Результаты исследования.
Все ли имена существительные склоняются? Слайд.
Как называются такие существительные.
Как определить род несклоняемых существительных? Слайд.
10.Домашнее задание. Слайд.
11.Рефлексия. Слайд.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Урок - исследование. 6 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся 5 класса по теме «Имя существительное». Материал занятия расширит представления учащих...
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
Данная технологическая карта является приложением к презентации по теме "Несклоняемые имена существительные"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Несклоняемые имена существительные"
Урок направлен на формирование знаний о несклояемых именах существительных и на умение применять полученные знания и способы действий в практической деятельности....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные" с применением проблемной технологии
Урок построен по технологии проблемного обучения....
Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...