Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ с именами существительными».
Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан на семинаре заместителей руководителей по УВР и получил высокую оценку
Методическое обоснование с элементами самоанализа
На уроках русского языка наиболее трудоемкой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике, поэтому
задачи:
лингвистический подход к обучению по теме: «Не с именами существительными;
закрепить навык нахождения в слове орфограмм;
добиваться осознанного применения правил орфограмм, применяя их на практике.
Содержательный аспект.
Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Имя существительное». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как лексические, так и грамматические особенности имени существительного. На этом уроке ведется ненавязчивая, практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: добывание новых знаний.
Приемы: рассказ учащихся о происхождении имен; работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений; воспроизведение и коррекция опорных знаний; воспроизведение знаний на новом уровне.
Оборудование: презентация, выставка книг, словарей, учебники, текстовые задания.
Методы: поисковый, проблемный, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.
Деятельность учащихся: у доски, в парах, активная.
Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.
Морально-психический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я -ученик» к уровню «я – исследователь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ с именами существительными». Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан на семинаре заместителей руководителей по УВР и получил высокую оценку Методическое обоснование с элементами самоанализа На уроках русского языка наиболее трудоемкой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике, поэтому задачи: лингвистический подход к обучению по теме: «Не с именами существительными; закрепить навык нахождения в слове орфограмм; добиваться осознанного применения правил орфограмм, применяя их на практике. Содержательный аспект. Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Имя существительное». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как лексические, так и грамматические особенности имени существительного. На этом уроке ведется ненавязчивая, практико-ориентированная направленность изучаемого материала. Тип урока: урок открытия нового знания. Вид урока: добывание новых знаний. Приемы: рассказ учащихся о происхождении имен; работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений; воспроизведение и коррекция опорных знаний; воспроизведение знаний на новом уровне. Оборудование: презентация, выставка книг, словарей, учебники, текстовые задания. Методы: поисковый, проблемный, исследовательский. Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная. Деятельность учащихся: у доски, в парах, активная. Деятельность учителя: корректирующая, направляющая. Морально-психический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны. Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я -ученик» к уровню «я – исследователь». | |
Класс: | 6 |
Предмет: | Русский язык |
Тема: | «Не с именами существительными» |
Цели урока: | учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания с реальностью (с текстами), понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу; формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей; развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное |
Ход урока: | Общеучебные УУД: а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; б) поиск и выделение необходимой информации; в) структурирование знаний. 2. Личностные УУД: а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения; б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 3. Коммуникативные УУД: а) формирование социальной компетентности; б) умение слушать в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Регулятивные УУД: целеполагание Регулятивные УУД: - планирование - контроль - коррекция - оценка - волевая саморегуляция Познавательные УУД: - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действий; - осмысленное использование полученных знаний. Логические УУД: - анализ полученной информации; - построение алгоритма рассуждения. - практическая значимость Знаково-символические УУД: - преобразование учебного материала; -выделение существенного; - отзыв о конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний |
Организационный момент Проверка домашнего задания Выступление учащихся с самостоятельно подобранным материалом о происхождении имен. Слово учителя: «Теперь вы еще больше узнали друг о друге по имени, которое вы носите. Постарайтесь принять те особенности, которое несет имя каждого и никогда не произносить имя человека в грубой, невежественной форме. Ведь имя это код человека, а если исказить имя, т.е. нарушить код, что же тогда получится?» 3.Запись в тетрадях числа, темы урока «Не с именами существительными» 4.Постановка цели урока самими учащимися. 5.Стадия вызова Работа с текстом: Ненастье длилось трое суток. После непогоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко. Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это не береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса! — Что перед нами? (текст) — Назовите стиль речи (художественный) — Тип речи (повествование, описание) — Какие тропы используются в этом тексте? (эпитеты: ласковое солнышко; олицетворение: метель сотворила; метафора: снежное одеяло; сравнения: словно снежные бабы, берёза-снегурочка.) На какой вопрос в тексте нет ответа? — Как выглядели сосны и ели? — Сколько дней длилось ненастье? — Чем вызвано преображение природы? — Где росла береза? (нет ответа) — Как пишется не с существительными в этом тексте? — Попробуйте сформулировать правило. 6. Самопроверка. Сверьте свои предположения с текстом учебника. — Все ли у вас было так, как в учебнике? — Чем является не в словах, не употребляющихся без не. (частью корня) в словах, пишущихся с не слитно?(приставкой) со словами, пишущимися с не раздельно? (частицей) — Не с существительными - это скорее правило, или исключение?(правило, т.к не с именами существительными в основном пишется слитно). — Тогда не-раздельно-это …(исключение) 7. Стадия рефлексии. Переосмыслите новую информацию и составьте на данную тему: эссе-резюме, таблицу, схему. (Примеры работ учащихся) 8. Физминутка. 9. Вторая стадия рефлексии. Составьте тексты разных стилей речи, используя в них максимальное количество слов- существительных, употребляющихся с не как слитно, так и раздельно. 10. Озвучивание. Самооценка. Прогнозирование результативности работы. 11. Работа с текстом. С.М Бондаренко « Страна без частицы не» — Прочитайте стихотворную шутку и выпишите(правильно!) слова, в которых не хватает не. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цветы забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И,виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И на встречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. Один ученик работает у доски. Остальные, сверяясь с доской, проводят самопроверку и самооценку. (Недоумение, нелепое, неразбериха, незабудки, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, неряхой, несуразные, недотепа, невежа, недоучки, Несмеяна). — Слова каких частей речи, кроме существительных, встретились в этом тексте? (наречие, прилагательные) — Чем будет не в этих словах?(Часть корня) — Почему вы их без труда написали верно? (потому что все они без не не употребляются) — Во всех словах?(нет: недоучки, незабудки, Несмеяна) 12. Подведение итогов. 13. Домашнее задание.§4, упражнение 240, найти из разных источников пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречается правописание не с именами существительными. 14. Выставление оценок.
|
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».
повторение изученного в начальной школе о роде имени существительного...
Методическая разработка урока по теме "Существительные общего рода" 5 класс
Урок по ФГОС по учебнику М.М.Разумовской...
Разработка урока "Падежи имен существительных"
Разработка урока "Падежи имен существительных"...
Разработка урока "Род имен существительных"
Урок по теме "Род имен существительных "проводился в 5 классе коррекционной школы...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Методическая разработка (Специфика функционирования имен собственных в художественном тексте.)
Имена собственные в художественном тексте играют важнейшую роль при рассмотрении идиостиля. Сам интерес рассмотрения этой темы обусловлен рядом причин. Онимы оценивается как идея, а имя в художественн...