Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Домашенко Лариса Васильевна

Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока в соответствии с ФГОС, межъязыковой экскурс, лингвистические задачи, задание ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Слитное и раздельное написание наречий с приставками

Цель: путем анализа правописания наречий выяснить правила их написания и составить алгоритм действий при выборе орфограммы.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного написания наречий, формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно выбирать вариант написания;

- развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи;

- воспитательные: создать условия для активного творческого усвоения учебного материала, формировать такие качеств личности, как толерантность, способность к диалогу

Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология формирования исследовательской позиции, технология формирования межкультурной компетенции.

«Лист самоконтроля»

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

Формулировка темы и цели урока

Практическая работа: анализ правописания наречий и выводы

Составление алгоритма действий

Работа в парах

Тестирование

Оценка учителя

Ход урока

  1. Организационный момент (этап эмоционально-психологического настроя учащихся)

«Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт». Конфуций

- Какой путь выбрать вы решаете сами, главное, четко определить для себя, что и зачем вы хотите изучать.

  1. Формулировка темы и постановка учебной цели

- Морфологическая задача

- Лев Успенский назвал эту часть речи «хлебом языка». А лингвист В.Г. Ветвицкий сравнил с «дирижёром грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова – и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». (Имя существительное)

- Писатель Алексей Кузьмич Югов назвал эту часть речи «самой огнепышущей, самой живой частью речи. В ней струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. (Подсказка: Да ведь и назначение его – выражать само действие!)»

- О какой части речи Л. Успенский сказал: «Они напоминают те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков хранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений»? Почему, по словам ученого, в наречии – «останки древности»? (Подсказка: дотла, всмятку, впросак – многие из наречий хранят в своей основе вышедшие из употребления слова, значение которых не всегда известно современному носителю языка).

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Орфографическая задача

(До)веку, (до)низу; (до)верху, (до)тла, (до)зарезу, (до)крайности, (до)отвала,  (до)отказа, (до)смерти, (до)упаду; (от)роду, (от)части; (без)ведома, (без)отказа.

- Кто из вас уверен в том, что сможет решить эту задачу без ошибок?

- Уточните тему урока и сформулируйте его цель.

- По пятибалльной системе определите для себя уровень сложности этой темы:

1 – очень легкая; 2 – легкая; 3 – средней трудности; 4 – трудная; 5 – очень трудная

  1. Межъязыковой экскурс

Наречия в немецком языке

kurzerhand – на скорую руку; kürzlich – недавно; nach Hause – домой.

Наречия в калмыцком падеже

В современном калмыцком языке имена существительные в орудном падеже переходят иногда в наречия: хаврар (весной), хальмгар (по-калмыцки), орсар (по-русски)

  1. Работа над новым материалом

Актуализация знаний

- Орфографическая задача

??? (по)русски ???

- Какие знания о наречии могут пригодиться нам в изучении данной темы? (Учащиеся уже знают, что слитно пишутся наречия, образованные от существительных, прилагательных, наречий и причастий.) Как образуются наречия? (Способы и части речи)

Практическая работа. Что общего у наречий из первой и второй групп (часть речи от которой они образованы) и чем они отличаются (на согласную и гласную)

  1. вплотную, вкрутую, зачастую – в открытую, в общем
  2. вдвое, втрое – по трое, по одному, на троих
  3. в охапку, в упор, с ходу, с лёту, за границей, под мышками, в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз (сущ. с предлогами)
  4. вдогонку, вдобавок, набекрень, вдребезги, наобум (устаревшие сущ.)

Вывод:

Слитно

Раздельно

От прилаг. на согласную

От прилаг. на согласную

От числ. при помощи  приставки в-

От числ. при помощи  других приставок

От устаревших сущ.

От сущ. с предлогами

- Составление алгоритма действий

1. Определить способ образования.

2. Если от сущ., смотри устаревшее (слитно) или нет(раздельно).

3. Если от прил., смотри первую букву (гласная – раздельно, согласная – слитно).

4. Если от числительного, смотри приставку (в- пиши слитно; другие – раздельно).

  1. Закрепление изученного

- Работа в парах «3». Объяснить выбор написания наречий.

Снял на_ходу, поймал на_лету, идти вслепую, дело пошло на_лад, быть начеку, это мне на руку, отвечать наобум, выстрелить в_упор.

- Задание ЕГЭ

1.        К середине октября поля МАЛО(ПОМАЛУ) желтеют, лишь (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеет посаженная под зиму рожь.

2.        У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.

3.        Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

4.        Дубы росли (ПО)ДАЛЬШЕ от берега, и лист их звучал совсем (ПО)ДРУГОМУ.

- Самостоятельная работа. Тестирование

  1. Рефлексия

1. «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина»

- Что из того, что вы узнали, вспомнили на уроке, вы положите в свой дорожный чемодан? Что вы не поняли или думаете, что вам нужно узнать, изучить подробнее, прочитать или перечитать, вы отправьте в мясорубку. Может быть, вы считаете, что все, о чем мы говорили сегодня на уроке, вам никогда в жизни не пригодится (ЕГЭ задание 13), тогда отправьте это в мусорную корзину.

2. «Комплимент».

- Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

  1. Самооценка детей, оценка их работы учителем
  1. Домашнее задание: упр. 281, орфографическую задачу решить.

Тест

Вариант № 1.

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку

2) (в)крутую

3) (в)открытую

4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)ничью

2) (в)кратце

3) (в)заперти

4) (в)диковинку

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)разброс

2) (в)насмешку

3) (в)отместку

4) (в)шутку

4. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)развалочку

2) (в)обтяжку

3) (в)разнобой

4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки

2) (в)десятеро

3) (в)двойне

4) (в)обрез

Вариант № 2.

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)боковую

2) (на)перерез

3) (на)века

4) (на)износ

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)перечёт

2) (на)повал

3) (на)скаку

4) (на)пролом

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)лету

2) (на)плаву

3) (на)редкость

4) (на)пролёт

4. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)коротке

2) (на)крепко

3) (на)радостях

4) (на)бок

5. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)славу

2) (на)попятную

3) (на)измор

4) (на)смерть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...