Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания сочинения, где ребята учатся друг у друга, расширяют свои представления о данной форме работы, учатся слушать и слышать и обогащать свой словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение созданию собственного текста | 491.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 5 класс
Тема: Закрепление знаний о стилях и типах речи ( научный, публицистический, художественный – описание, повествование, рассуждение)
Цели:
Обучающая:
- закрепить понятия «стили речи» «типы речи»;
- научить работать с текстами разных стилей речи.;
- научить учащихся создавать собственный текст.
Развивающая:
- развитие речи учащихся;
- наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для создания текстов различных стилей.
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: технология группового взаимодействия (урок развития речи).
Оборудование:
- учебник “Русский язык 5 класс” (автор: Разумовская);
- распечатки текстов;
- распечатка цветных фотографий;
- памятка «Как работать над сочинением»;
- мультимедийное оборудование;
- презентация к уроку.
План урока
№ | Этап урока | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент. | 1 минута |
2. | Определение основных признаков стилей речи и типов речи на примере текста | 7 минут |
3. | Работа с фотографиями | 10 минут |
4. | Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением”. | 2 минуты |
5. | Запись примерного плана сочинения или работа с кластером. | 2 минут |
6. | Написание текста. | 10 минут |
7. | Прочтение и разбор текстов | 11 минут |
8 | Работа с таблицей | 1 минута |
9 | Домашнее задание. | 1 минута |
Ход урока:
- Организационный момент.
- Определение основных признаков стилей речи и типов речи на примере текста
У каждого из вас есть лист, на котором 3 текста:
- Определите стиль каждого текста.
- Определите тип речи.
- Крюк – устройство из 2 частей: деревянного древка и металлической скобы в виде дуги, используется в различных областях строительства.
- Как грустно, что современные нанотехнологии вытесняют старые добрые инструменты. Их делали мастера с душой, теплотой. Помню, зайдешь в дедушкин сарай и чего там только нет! Вот висит крюк, с помощью которого мы с дедом…
- Уставший Крюк пришел с работы и стал жаловаться жене Отвертке на свое житье-бытье. Она слушала, слушала да и говорит: « И чем ты недоволен, работаешь в тепле, с друзьями Молотком и Рубанком…»
- По каким признакам вы определили стиль текста и тип речи.
- Сегодня на уроке мы и будем применять эти знания при составлении собственного текста.
III. Работа с фотографиями
- Ребята, рассмотрите фотографии ( слайд1), на парте лежит раздаточный материал – цветной ксерокс данных фотографий:
- Придумайте название каждой фотографии
- Спасение лошади 2. Русские просторы
3. Защитим город от мусора 4. Иван-царевич
Учитель: Каждая группа выбирает свою фотографию, о которой она хочет написать.
( Как правило , ребята выбирают 1,3,4 – вторая остается незадействованной, не надо бояться , ее можно использовать для коллективной работы , для домашнего задания).
- Группы, назовите свой выбор фотографии.
- Ваше задание составить по ней текст.
- О чем будет писать 1группа? (Иван –царевич) Какой стиль вы выберите?( художественный) Почему? ( создаем образ героя) Какой тип речи будет главным?(повествование)
- 2 и 3 группа выбрала первую фотографию? О чем вы будете писать? ( одни ребята могут сказать – о спасении лошади, другие – о неравнодушии людей к беде).
- У вас более сложная тема, почему? (текст может быть публицистическим и художественным)
- Какой тип речи будет в вашем тексте ( повествование и рассуждение)
- У 4 группы третья фотография. Как вы думаете, какой текст получится у вас? ( публицистический – рассуждаем об окружающей природе, экологии).
IV. Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением”.
Учитель:
- Давайте прочитаем памятку «Как писать сочинение», повторим композицию сочинения ( работа с учебником)
V. Запись примерного плана сочинения или работа с кластером.
- У вас на столах лежит кластер, заполните его так, чтобы он вам помог в написании вашего текста.
СуждениС
Ребята уже работали на обучающих уроках с кластерами, поэтому они знают , что можно добавлять фигуры. В квадраты они вписывают все варианты, которые предлагаются для доказательства своего суждения. Суждение они формулируют совместно. Возможна и работа индивидуальная в этой части текста, тем интереснее потом ребятам слушать.
Можно предложить ребятам и работу по плану ( план они составляют самостоятельно и обязательно сложный).
VI. Самостоятельная работа в группах (10-12 мин).
Учитель : Давайте послушаем ваши сочинения. Перед чтением вы должны назвать стиль текста и типы речи, которыми вы воспользовались.
VII. Работы ребят:
1 фотография.
Это произошло весной. Лед еще не растаял, но у берега он был тонкий.
И вот лошадь, бегущая по берегу, заскользила и скатилась в ледяную воду реки. Она проломила лед и течение ее стало уносить под лед. Но тут на помощь пришли люди. Они пожалели лошадь и бросились ее спасать. Шесть человек тянули ее из воды. И вытащили.
Так лошадь была спасена, а люди - молодцы!
(тип речи – повествование, ребята определили верно, а вот стиль речи вызвал затруднение, некоторые назвали художественный, другие публицистический. Заодно еще раз проговорили признаки этих стилей, выделили особенности данного текста.)
3 фотография
Надо беречь наш город. Приятно гулять по чистым улицам, дышать свежим воздухом. И в классе у нас висит правило: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
А что мы видим на фотографии . Люди выносят мусор в положенное место, но его не убирают. Так город может весь утонуть в мусоре!
Надо задуматься всем, куда девать мусор, чтобы он не портил наш город.
(тип речи – рассуждение, стиль – публицистический, сразу отрабатываем понятие проблемы текста, на данном примере обращаем внимание на логическую последовательность изложения материала и на речевые ошибки)
4 фотография
В некотором царстве-государстве жил Иван-царевич. Захотел он испытать свою силу и удаль. И отправился в дальние края.
Едет по полям и лесам, но везде тихо и спокойно. И обратился он к ясному солнышку за помощью. И солнце молвило: «В тридесятом государстве появился Змей-Горыныч, иди и избавь людей от него». И отправился Иван туда. И сразился он со Змеем, трудно ему было , но царевич выиграл.
Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!.
( тип речи – повествование, стиль – художественный, в этом тексте обращаем внимание на грамматические ошибки, и просим ребят найти элементы устного народного творчества и как они связаны с русским языком)
VIII. Итог урока.
Учитель:
- Мы с вами сегодня творчески поработали, написали интересные тексты и теперь по результатам работы на уроке давайте заполним таблицу:
Могу быстро определить стиль текста | Затрудняюсь с определением стиля | Легко различаю типы речи | Затрудняюсь с определением типа речи | Знаю характерные признаки стилей и типа речи | Затрудняюсь в определении характерных признаков стиле и типа речи | Чему научился на уроке | Что надо еще повторить |
IX. Домашнее задание: выберите любую фотографию о природе, напишите текст в научно-популярном стиле, составьте свой кластер или план . Обратитесь к справочному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)
Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".
Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать...
Урок развития речи. Обучение приема сжатия текста.
Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках....