Простые и сложные предложения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
· Повторение и обобщение знаний учащихся по теме; формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass._prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie.doc | 75.5 КБ |
5_klass._prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie.pptx | 150.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения" (Слайд №1)
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме “Простые и сложные предложения”
Задачи урока:
1) образовательные:
- повторение и обобщение знаний учащихся по теме;
- формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст;
- совершенствование навыков работы на компьютере, с электронными ресурсами Интернет;
2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы,
3) воспитательные:
- воспитание навыков учебного труда, работать самостоятельно, в парах.
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов
Авторский медиапродукт:
- Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007.
- Наглядная презентация учебного материала.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- компьютеры, подключённые к сети Интернет;
- мультимедийный проектор;
- компьютерная презентация;
- карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Доброе утро всем. Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.
На уроке не скучай,
Смело руку – поднимай.
Быстро, чётко – отвечай,
Время даром – не теряй.
Откройте тетради и запишите число, тему урока. (Слайд № 2, Приложение 1)
-Как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?
(Ученик напоминает о правилах)
На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями. Сегодня будем говорить о сложных предложениях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске. (Слайд № 3)
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
(Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.)
(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 3)
(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)
2. Актуализация знаний
А) Разминка. (Повторим правила)
- Что это?
- Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).
- Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе? (нераспространенные).
-Что составляют подлежащее и сказуемое ? (Основу предложения).
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
Б) Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, оранжевые листочки). Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы (Слайды №4-5)
Словосочетание | Мама, пойдём в музей. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Синие, розовые и голубые шары висели в зале. |
Простое нераспространенное предложение | Берёза – красивое дерево. |
Простое распространенное предложение | Проглянуло солнце. |
Предложение с однородными членами | Зимний день |
Предложение с обобщающим словом | Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. |
Предложение с обращением | Звезды усеяли ночное небо. |
Сложное предложение | В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. |
В) Задание для самостоятельной работы. (Слайды № 6-7) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы. Выразительно прочитать предложения.
1.Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
- Прочитайте предложения . Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
- Прочитайте 2,4 и 5,6 предложения. Найдите в них общее. (Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)
-Составьте схемы этих предложений.
- Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее. (В первом, третьем и седьмом предложениях по две грамматические основы).
- Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)
- Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).
3. Формулирование темы и цели урока
- Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).
4.Знакомство с новым материалом.
А) Анализ предложений. (Слайд №8)
Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь.
Улетели птицы, и лес опустел.
Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.
- Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
- Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
-Посмотрите на второе и третье сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (учитель обводит кружочком союз и, потому что).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
-Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.
Сравните: Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.
Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.
-С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Б) Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
В) - Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В сложносочинённом предложении простые предложения равноправны, а в сложноподчинённом одно предложение главное, а другое придаточное, оно не может существовать без главного.
Анализ предложений. (Слайд №9)
Улетели птицы, и лес опустел.
[ ], и [ ]
Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.
[ ], (потому что )
Составляем кластер (Слайд №10)
5. Упражнение, совмещённое с физминуткой.
- Выполним упражнение устно. Я читаю предложение, а вы выполняете действие. Если в предложении находится обращение, то вы встаёте и делаете руками хлопок над головой. Если в предложении однородные члены – встаёте и разводите руки в стороны. Будьте внимательны.
- Листья падали на землю и устилали её разноцветным ковром. (встают и разводят руки в стороны)
- Ребята, соберите листья для гербария. (Встают и делают руками хлопок над головой)
- Дует ветер, и листва шуршит. (Сложное, объяснить)
- Престань, дождик, скорее! (Встают и делают руками хлопок над головой).
(Рефлексия выполненного упражнения)
Или
Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
• Пришла долгожданная весна.
• Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
• Появились первые клейкие листочки.
• Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
• Выбирается из берлоги медведь.
• Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
6. Работа с текстом.
- Следующее задание вы будете выполнять в паре. (Слайд № 11) Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)
(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.
А. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Б. Наступила осень. В. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Г. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Д. Птицы улетают в теплые края.
- [= -].
- [– =].
- [– =], и [= -].
- [– =], [= -].
- (Когда – =), [– =].
- Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 10) Самооценка отвечающего.
Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).
Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.
7. Проверочная работа по вариантам. Тест (Раздаточный материал.) (Слайд №11)
1Вариант.
1.Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.
- Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
- Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
- Листья потемнели и шуршат при ветре.
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.
3.Укажите верную характеристику предложения .
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
- простое предложение с однородными членами
- сложносочиненное
- сложноподчиненное
- сложное предложение с различными видами связи
4. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.
1.С помощью обобщающих слов.
2.С помощью союзов.
3.С помощью порядка слов.
5.Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
6. Найти простые предложения с однородными членами.
1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.
3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
2 Вариант.
1.Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
- Наступила осень и птицы потянулись к югу.
- Листья лежали на дороге на крышах домов.
- Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.
3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
- простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
- сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
- простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
- сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна
4. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
5.Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
6. Найти сложные предложения.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
8. Взаимопроверка выполнения теста. (Слайд № 11). Оценивание работ.
9. Рефлексия.
10. Д/з. (Слайд № 12)
Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения”
- Урок окончен, всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восемнадцатое ноября. Классная работа. Простое и сложное предложение.
Цели: 1) познакомиться с ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ... Цели: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Зимний день Звезды усеяли ночное небо. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Словосочетание Тире между подлежащим и сказуемым Простое нераспространенное предложение Простое распространенное предложение
Синие, розовые и голубые шары висели в зале. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. Мама, пойдем в музей Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Предложение с обращением Предложение с однородными членами Предложение с обобщающим словом Сложное предложение
1. Солнце св .. тило ярко, и снег быстро растаял. 2 . Вода поднялась и зат ..пила бобровую хатку. 3 . Бобры перет … щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4 . Бобрята ок … зались в воде и поплыли в разные стороны. Е О А А
5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал т… нуть . 6. Я заметил это, выт… щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос … дил бобренка в мешок и поск …рее отнес к реке. О А А О
Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь. Улетели птицы, и лес опустел. Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.
Улетели птицы, и лес опустел. Птицы улетают на юг, потому что наступила осень. , и , потому что
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Простые Сложные Союзные Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
А. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Б. Наступила осень. В. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Г. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Д. Птицы улетают в теплые края. РАБОТА В ПАРАХ А. 3; Б. 1; В. 5; Г. 4; Д. 2
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ТЕСТ 1 вариант: 1. 2,3 2. 2 3. 2 4. 2 5. 1 6. 3 2 вариант: 1. 1,3 2. 2 3. 2 4. 3 5. 1 6. 2,3 «5» - 6б., «4» - 5б., «3» - 4б.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»
Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение" Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...
Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"
Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....
Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...
5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»
Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...
Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...